Публикации Мастер-класс "Это надо всем или Секреты успешного урока"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс "Это надо всем или Секреты успешного урока"
Автор: Высотина Оксана Викторовна

Высотина Оксана Викторовна, МБОУ «Мезенская средняя школа имени А.Г.Торцева», заместитель директора по учебной работе МАСТЕР-КЛАСС для молодых педагогов«ЭТО НАДО ВСЕМ или СЕКРЕТЫ УСПЕШНОГО УРОКА»Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.Задачи: - расширить представление педагогов о проведении организационно-мотивационного этапа урока;- познакомить педагогов с возможными приемами для проведения организационно-мотивационного этапа урока; - организовать парное взаимодействие участников для совершенствования актуальных профессиональных навыков.Планируемые результаты: готовность и способность педагогов к саморазвитию и самосовершенствованию; педагоги осуществят практическое действие по поиску «зацепляющего крючка» для привлечения внимания обучающихся.До начала мастер-класса: На столе расположены бабочки разных цветов, предложить участникам выбрать одну из бабочек. Структура мастер-классаОрганизационный моментДобрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами и надеюсь, что объединяющим началом нашей встречи сегодня станет желание пообщаться друг с другом, открыв для себя что – то новое. Постановка проблемыПредлагаю начать нашу работу! А теперь, внимание на экран! (видеофрагмент: учитель заходит в класс, учащиеся продолжают заниматься своими делами, не обращают на него внимание )Работа с фокус группой.- Какую проблему вы видите в этом сюжете? - Как вы считаете, в чём её причины? - А что мы можем сделать для того, чтобы решить эту проблему? Каждого педагога волнует вопрос о том, как захватить внимание учащихся и сделать каждый урок интересным и необычным? Как разбудить «аппетит» учеников к новым познаниям? Этому и будет посвящена наша встреча. И тема мастер-класса «…….»Основное содержание мастер-классаТеоретическая часть Уважаемые коллеги, а сейчас я попрошу вас взять в руки бабочку и написать на ней свои ожидания от нашей встречи и расположить их над цветущей веткой Саккуры. Спасибо! Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Многие как начинающие, так и опытные педагоги задаются вопросом, как проводить такие уроки, чтобы ребята боялись на них опаздывать, а после звонка не спешили покидать класс.На мой взгляд, многое зависит от «старта», то есть от начала урока. Это шанс учителя захватить внимание, поддержать мотивацию. Как это сделать?Воспроизведем самые первые минуты урока. Звенит звонок. В четырех из пяти случаев урок начинается обезличенным: «Здравствуйте. Садитесь». (Именно с точками, без восклицательных знаков.) А попробуйте сказать: «Доброе утро, друзья!» или «Добрый день!» . Звучит гораздо лучше, правда?Многие учителя предпочитают начинать урок всегда одинаково, мотивируя это тем, что ученики уже привыкли к их стилю. Но если исповедовать ту теорию, что урок сродни театру, игре актера на сцене, то и начинать его нужно соответственно.Например: «Приветствую путешественников в Древние Афины!» – произносит учитель истории, стремясь превратить урок в увлекательную экскурсию в античный мир. «Милостивые государыни и милостивые государи! Рад видеть тех, кому предстоит сегодня стать свидетелями необычайно интересного события на базарной площади» – это, конечно же, начало сценария урока по чеховскому «Хамелеону».Итак, главное правило начала урока – это создание интриги. Цель ее – удержать внимание, вызвать интерес, добиться взаимопонимания и доверия. Существует не одна сотня приемов, позволяющих сделать это увлекательно, оригинально и красиво. Но в любом случае вначале должен быть какой-то «зацепляющий крючок». И сегодня я хочу предложить вам несколько приемов, которые были апробированы мной и моими коллегами и действительно дают положительные результаты. Итак, какие же приемы, способны вызвать интерес у обучающихся? 1. Необычная фотография - выведите на экран фотографию, которая заинтригует ребят. Интересную фотографию можно найти практически по любой теме2. Загадки народов мираВ интернете можно найти много интересных и непростых загадок. 3. ТРИЗ-задачаПредставьте, что вы — ученик и вы как будто попадаете на игру «Что? Где? Когда?» и становитесь знатоком. Правда, здорово? Именно поэтому классно использовать в начале урока ТРИЗ-задачи. Они не только мотивируют, но и развивают логическое и аналитическое мышление.(Предложить присутствующим решить ТРИЗ-задачки (Приложение 1))4. Использование видеосюжетов. (видео) Например, можно показать несколько фрагментов из кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию и обратить внимание на такие диалоги: (показываю видео)Затем спрашиваем у ребят:– Что привлекло ваше внимание в речи персонажей? Заметили ли вы что-нибудь необычное? Так начинается урок по теме «Устаревшие слова». Или, на окружающем мире тема «Ремесла». Поверьте, никому не интересно рассматривать картинку с плетёными корзинами в учебнике. Гораздо интереснее посмотреть, как работает мастер над их изготовлением на видео (а еще лучше — сходить в мастерскую мастера и попробовать что-то сделать своими руками).5. ЭкспериментНапример, заинтересовать учеников, тем как быстро двигаются молекулы газа можно так: возьмите духи, распылите их немного (предварительно убедившись, что в классе нет аллергиков) и засеките время, когда ребята на последней парте почувствуют запах. Потом можно обсудить свойства газообразных веществ и даже узнать о диффузии. Конечно, так получать знания интереснее, чем просто читать параграфы в учебнике. Ну а на химии, биологии и физике без эксперимента никуда. Даже в условиях обычного кабинета можно «поймать» радугу и узнать, что такое световой спектр, провести эксперимент с «перевернутой бутылкой» и узнать, что такое давление. А на уроках математики можно смело взвешивать разные предметы и запускать заводные машинки, чтобы узнать, как взаимосвязаны величины времени и скорости.6. Чёрный ящикЭтот таинственный прием из игры «Что? Где? Когда?». Поставьте на стол коробку, обклеенную черной бумагой и загадайте детям загадку или придумайте описание, и пусть они отгадают, что находится в Черном ящике.(Предлагаю присутствующим отгадать предмет находящийся в Черном ящике:например, «Ежегодно в Китае вырубают около 20 миллионов деревьев для изготовления _______ чего?» (Ответ: Палочек (для еды) — тема «Традиции разных народов мира»);или: «Этот предмет используют строители и инженеры для измерения длины участка местности или высоты и ширины больших предметов. Что это за предмет?» (Ответ: измерительная рулетка — тема «Единицы длины и приборы для измерения длины»).7. В начале урока вполне можно использовать популярные и любимые детьми игры как подвижные, так и игры на тетрадном листе. Например, перед тем, как приступить к изучению темы «Координатная плоскость» можно поиграть в «Морской бой». Рассказ о твердых жидких и газообразных веществах можно начать благодаря игре «Молекулы» (когда дети-«атомы» хаотично ходят по классу, а потом внезапно по команде учителя быстро соединяются в пары, тройки, четверки и т. д., то есть в «молекулы», чем больше человек в «молекуле», тем тверже вещество). Объяснить тему «Периметр и площадь» можно с помощью такой игры: часть детей выстраиваются в прямоугольник, они будут периметром, а остальные дети должны суметь все вместе поместиться внутри периметра, то есть стать площадью прямоугольника. Благодаря таким играм ученики младших классов смогут понять абстрактные понятия, будут иметь возможность проявить двигательную активность, которая так нужна ребятам в этом возрасте, а, самое главное, учителю удастся «зажечь» мотивацию детей и стимулировать их интерес к теме занятия.8. Психологами доказано, что лучше всего наш мозг запоминает информацию, которая нас сильно впечатлила. Именно поэтому хорошо работает прием с необычными фактами.- Новорождённый детёныш кенгуру может поместиться в чайной ложке.- Головастики южноамериканской парадоксальной лягушки больше, чем сама лягушка- Сердце женщины всегда бьётся быстрее, чем сердце мужчины.- Слово «кукла» в русском языке – имя одушевленное- Звук «м» нельзя произнести, не соприкоснувшись губами и т.д.- Известно ли вам, что всемирно известный русский химик Дмитрий Иванович Менделеев любил изготавливать рамки для портретов, с удовольствием переплетал книги и делал чемоданы?Интересные факты можно найти по любому предмету и практически по любой теме. Эта информация поможет захватить внимание класса, и, скорее всего, запомнится ученикам.9. Захватывающая историяПредставьте, что, например, урок окружающего мира начинается не с обычного чтения параграфа, а с небольшой презентации об изобретениях Стива Джобса или путешествиях Федора Конюхова, а урок литературного чтения — с рассказа о побеге А. С. Пушкина из Царскосельского лицея и с фотоэкскурсии по Михайловскому. Дети очень любят истории из жизни интересных людей!10. Предмет-подсказкаОтправляясь на урок, тема которого «Цилиндр», захватите шляпу, имеющую форму цилиндра. Можно принести в класс картину в рамке и на этом предмете объяснить тему «Площадь и периметр» (рамка — периметр, сама картина — площадь). Также можно объяснить тему «Обыкновенные дроби»: прямо в классе разделите яблоки и апельсины между учениками. Или принести шапку и шарф, пляжную шляпу и солнечные очки — это тема «Времена года». В начальной школе дети часто мыслят предметно, поэтому этот прием может быть во многих ситуациях эффективным.12. Стереокартинка (стереограмма) Очень занимательный прием. Стереокартинка - это плоское изображение повторяющихся узоров из точек, геометрических фигур и других предметов на определенном фоне, в которых зашифрована 3-Д иллюстрация. Разглядев которую, ребята узнают, что будет являться предметом изучения на уроке. Разглядывание таких стереокартинок помогает мышцам глаза расслабляться, хорошо влияет на улучшение и поддержание остроты зрения. Разглядывание стереокартинок полезно не только для зрения, но и для познавательных способностей и интеллекта.11. Шифры и ребусыСамый универсальный прием. С помощью шифров или ребусов можно «закодировать» любое слово, которое приведет класс к теме урока. Дети очень любят разгадывать такие загадки и, как правило, делают это легко и быстро. Можно даже немного поиграть в Шерлок Холмса, которому нужно прочесть тайную телеграмму по теме урока, или в первооткрывателя, которому нужно расшифровать название необитаемого острова и найти его на карте.(Предлагаю присутствующим разгадать ребусы и зашифрованные тексты (Приложение 2))Практическая часть. (Работа в парах)СЛАЙД № 17А сейчас, коллеги , я предлагаю вам немного поработать.Задание: продумайте «зацепляющий крючок» для начала первого занятия после каникул, а это будет «Разговор о важном» по теме «День космонавтики». Я знаю, что для вас на платформе всегда размещаются готовые материалы, но на данный момент их там еще нет. Поэтому предлагаю стать первыми. Вы можете придумать что-то своё, а можете воспользоваться моими заготовками. ( Каждой паре выдаю конверт, в котором содержатся загадки, ребусы, ТРИЗ-задачи, интересные фотографии, удивительные факты и т.п. связанные с темой «День космонавтики»). Через пять минут у каждой пары будет минута, чтобы представить свой «зацепляющий крючок». Приступайте к работе. Время вышло, уважаемые коллеги. Прошу представить свою работу. Назовите приём и для какого возраста вы его предлагаете использовать. Минута на ответ. (Спасибо, коллеги. Вы молодцы. Отлично справились с заданием.) Однако, интерес, возбужденный в начале урока, нужно поддерживать до самого его конца, иначе он попросту угаснет, а ученики почувствуют себя обманутыми.И не менее важным является завершающий этап урока. В терминах риторики начало и конец – самые важные части любого выступления, а урок – это и есть самое главное выступление в жизни каждого из нас. Почему они должны быть яркими? Дело в том, что начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняются в памяти человека лучше, чем середина. Это универсальный психологический закон, и его надо знать любому учителю. Так что же можно сделать на последних минутах урока, чтобы это стало самым запоминающимся для учащихся? На завершающем этапе урока рекомендуется проводить «рефлексию», чтобы ученики самостоятельно оценивали полученные знания, анализировали эмоции от услышанного, а также полученную информацию. Поэтому так важно использовать это время, чтобы помочь ребятам структурировать и запомнить все ключевые моменты занятия».Рефлексия мастер-класса:СЛАЙД № 18Давайте и мы с вами осуществим рефлексивные действия (слайд «Незаконченное предложение») Педагог должен понимать, что без положительной мотивации, без создания успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся и не оставит в нем следа.А сейчас я прошу подойти вас к своим бабочкам и если ваши ожидания от нашей встречи оправдались – пусть ваши бабочки опустятся на цветок, чтобы полакомиться его нектаром. (Я рада, что ваши ожидания оправдались.)Завершение мастер-класса.А закончить наш нашу встречу я хотела бы притчей: В дом ювелира постучался сосед.— Вали! Одолжи мне свои весы до утра, — попросил его старик.— Здравствуй, почтеннейший! Что ответить тебе? Нет у меня сита.— Не сито я прошу, уважаемый Вали. Дай мне весы, — вежливо повторил сосед.— Да и метёлки нет у меня, — ответил ювелир.— Ты смеёшься надо мной, что ли? — рассердился старик. — Мне не нужны ни метёлка, ни сито. Я прошу у тебя только весы!— Успокойся, сосед. Я же знаю — ты стар и не сумеешь взвесить свой золотой песок, не рассыпав его. Значит, придёшь этим вечером ещё раз за метёлкой. А потом и сито тебе понадобится — ты же золото вместе с землёю подметёшь. Коли я вижу начало дела, то предполагаю и конец его. Отец, ступай к соседу Али. Он богат. Там найдёшь ты и весы, и метёлку, и сито. Желаю Вам, уважаемые коллеги быть такими же, как этот ювелир и продумывая урок - видеть его от начала и до конца. И тогда на ваших уроках всегда будет только так …. (видеофрагмент: дети внимательно и с интересом слушают учителя, все готовы отвечать)Использованная литература
  • Борисенко Н.А. Занавес приоткрывается, или Начало урока [Электронный ресурс]. Режим доступа:
  • (Дата обращения :10.03.2023)
  • [Электронный ресурс]. Режим доступа: (Дата обращения: 10.03.23)
  • Начало и конец. Суфийская притча. [Электронный ресурс]. Режим доступа: (Дата обращения: 10.03.2023)
  • Примеры, задачи и загадки по ТРИЗ с ответами. [Электронный ресурс] Режим доступа: ( Дата обращения:10.03.2023)
  • Публичная речь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Дата обращения (10.03.2023)
  • Хасанава К. «/ К. Хасанова [Электронный ресурс]. Режим доступа: Дата обращения (10.03.20023)
  • Приложение 1ТРИЗ-задачи1)«Обычно царь и военные начальники ели из серебряной посуды, а простые солдаты — из оловянной. Однажды царь Александр Македонский пришёл захватывать Индию. Все солдаты тяжело заболели болезнью желудка, а сам царь и военные начальники нет. Почему?» (Ответ: потому что царь и начальники ели из серебряной посуды, а серебро убивает микробы и инфекцию).2) «Вода в трубе» Есть металлическая труба, проложенная под землей, по которой течёт вода. Для устранения неполадок в работе системы, часть трубы раскопали и столкнулись с необходимостью определить, в какую сторону движется вода. Попытки выяснить это путём простукивания, на слух, завершилось неудачей. Вопрос: как понять в какую сторону течёт вода в трубе? Нарушать герметичность трубы (резать, сверлить) нельзя.(нагреть, в какую сторону потечет горячая вода, туда ..)3) «Корм для рыбок» У вас есть аквариум с рыбками, которые питаются циклопами. Вам нужно уехать на несколько дней и решить проблему с кормлением. Попросить помочь вы никого не можете. Запустить много циклопов за один раз нельзя – рыбки их съедят все равно будут голодать. Как поступить в этом случае? (Ответ: Перегородить аквариум стенкой из оргстекла с небольшими отверстиями – достаточными для движения циклопов сквозь них и , в тоже время, ограничивающие движения рыбок на «сторону циклопов». Приложение 2Ребусы и зашифрованные фразыРеши примеры и расположи ответы в порядке возрастания значения чисел. Сопоставь числа с буквами и назови зашифрованное слово.