Публикации Статья "Роль музыкотерапии и игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста."

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья "Роль музыкотерапии и игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста."
Автор: Конюшихина Надежда Викторовна

Н.В. КонюшихинаРоль музыкотерапии и игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 116», г. Воронеж.Аннотация. В статье говорится о путях сохранения здоровья и профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний детей в дошкольных учреждениях с помощью применения музыкотерапии в сочетании с игровыми технологиями.Ключевые слова: дошкольники; музыкотерапия; игра; здоровье; музыкальные занятия.Проблема сохранения и восстановления психоэмоциональной сферы дошкольников, так называемого психологического здоровья, когда постоянно растет число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии, ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения [4]. Многие ученые отмечают, что одним из наиболее эффективных методов психокоррекционной работы с детьми-дошкольниками является музыкотерапия.Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей, страдающих от соматических и психических заболеваний [2, с. 5]. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия и повышения эффективности [5].Познание мира у детей идет через эмоции и игру. С помощью музыкотерапии мы можем воздействовать на эмоциональный фон ребенка. А увлечь и заинтересовать, вызвать интерес к определенному виду деятельности можно с помощью применения игровых технологий. Ведь для ребенка нет ничего интересней и значимей, чем игра. Игра - это и радость, и познание, и творчество, - это то, ради чего ребенок идет в детский сад. Отметим важнейшие принципы помощи ребёнку, имеющему какие-либо проблемы со здоровьем:- большую роль в оздоровлении играет психоэмоциональное состояние (бодрое настроение, оптимизм и пр.);- повышение естественной двигательной активности повышает эмоциональный тонус, укрепляет нервномышечный аппарат, работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы и всех органов;- ребенка трудно заставить выполнять упражнения, если они не сопровождаются интересной игрой;- умело подобранные игры являются механизмом воздействия на больной орган или общее состояние малыша. Большое значение в этих играх имеют хорошие игрушки [1, c. 23].Маленькие дети активно реагируют на любую игрушку, будь то кукла, или кошечка, или лошадка. В нашем детском саду в музыкальном кабинете «живет» очень добрая на вид, красивая игрушка - лошадка. Дети всегда радуются ее появлению. Лошадка «приходит» на занятие, дети с ней здороваются, знакомятся, разглядывают. Для лошадки дети особенно стараются выполнять те или иные задания, разучивают танцы, поют песенки, просто шагают по музыкальному залу. Когда приходит время слушанию музыкального произведения, они садятся на стульчики, а лошадка голосом музыкального руководителя им «говорит»: «Я лошадка — белый бок,Цок-цок-цок, цок-цок-цок!Я копытцами стучу,Если хочешь, прокачу!»Первой покататься приглашается воспитатель, которая с лошадкой в руках идёт по кругу под звучание песни Е. Тиличеевой «Лошадка»: «Но, но, но! Но, но, но! Ты скачи, скачи, лошадка,Поскорее — да, да, да!Ты вези, вези, лошадка,К нам кого-нибудь сюда!Ты вези, вези, лошадка,К нам кого-нибудь сюда!Цок, цок, цок, цок, цок, цок! И-и-го-го [3, c. 24-25]Затем предлагается покататься одному из детей. Под звучание песни ребенок идет по кругу рядом с воспитателем, положив ладонь руки на спинку лошадки. Часто можно заметить в эти моменты у детей выражение счастья на лице. Но бывает, что они эмоционально никак не реагируют во время «катания», но на вопрос: «Понравилось ли тебе кататься на лошадке?», можно увидеть, что отвечая: «Да!», ребенок внутренне переживает очень сильные эмоции и просто внешне он пока еще не умеет их выразить. Надо отметить очень яркое музыкальное сопровождение песни Е. Тиличеевой: в музыке слышно цоканье копыт, она точно изображает скачущую лошадь, которая даже по-настоящему «поет» в конце. Некоторые дети непроизвольно во время катания начинают делать подскоки. Все малыши многократно с интересом слушают музыку, постепенно подпевая «И-и-го-го!». Застенчевые и несмелые на первом занятии отказываются кататься, но на втором или третьем с радостью соглашаются и очень ждут появления любимой игрушки на музыкальном занятии.Значение ритма в жизни человека переоценить очень сложно. Ребенок с ритмическими нарушениями бывает неспособен к восприятию, обучению, коллективной работе. Чувство ритма необходимо развивать у ребенка с самого раннего возраста. Во второй группе раннего возраста знакомимся с музыкальным произведением «Дождик» (русская народная мелодия на слова Агнии Барто в обработке Г. Лобачева). Нужно отметить удивительную изобразительность музыкального сопровождения песни.«Кап! Кап! Кап! Кап! Кап! Кап! Кап!Дождик, дождик - кап да кап.Мокрые дорожки.Нам нельзя идти гулять -Мы промочим ножки!Кап! Кап! Кап! Кап! Кап! Кап! Кап! Кап! Кап!» [3, с. 26-27].Во время исполнения песни дети «собирают капельки в ладошку» (ритмично стучат указательным пальчиком одной руки по ладошке другой руки). На последних звуках музыкального сопровождения музыкальный руководитель говорит о том, что выглянуло солнышко, капельки засверкали (дети соединяют обе ладошки, с силой выплёскивают водичку из ладошек вверх, капельки-брызги разлетаются в разные стороны и сверкают на солнышке). Как красиво!.. Ещё какое-то время после окончания музыки молча с восхищением музыкальный руководитель с детьми «любуются» красотой искрящихся капелек.Для развития образного мышления, стимулирования речевой функции детей очень полезно выполнять пальчиковую гимнастику. Под звучание пьесы «Бабочки» из цикла пьес для фортепиано (ор. 2) Роберта Шумана можно поиграть в игру «Превратись в бабочку». Для начала нужно объяснить малышам, что бабочка летала, летала и устала, села отдохнуть на цветочек, сложила крылья: руки скрестить в запястьях, прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив пальцы. Бабочка отдохнула и вновь полетела: ладони остаются выпрямленными и напряженными, пальцы не сгибаются, а легкое, резкое движение в запястьях – это взмах крыльев бабочки. Бабочка попорхала над цветами и вновь села на травинку отдохнуть, сложила крылья. Когда дети освоят новые для них движения, можно придумать и проиграть новые сюжеты (бабочка только что вылупилась из кокона и впервые в жизни полетела или бабочка попала под дождь и намочила крылышки). Музыкотерапия в сочетании с игровыми технологиями помогают развивать чувство ритма, свободу и координацию движений, воображение, образное мышление, умение мимикой, жестами выражать свои эмоции, поднять настроение, снизить чувство тревожности, у неуравновешенных детей сформировать чувства внутреннего покоя, радости, желание общаться друг с другом, что очень благотворно влияет на психику и общее самочувствие дошкольников.Литература
  • Абраменкова В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребенком / В. Абраменкова. – М.: Лепта Книга, 2008. – 96 с.
  • Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. / О.А. Ворожцова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. – 90 с.
  • Каплунова И. Ясельки. Планирование и репертуар музыкальных занятий с аудиоприложением (2 CD) / И. Каплунова, И. Новоскольцева. – СПб.: Невская нота, 2010. – 177 с.
  • Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет. Кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы зарядок. Учебное пособие / Е.И. Подольская. – Волгоград.: Учитель, 2009. – 207 с.
  • Практическая диагностика и психологическое консультирование / Под. ред. Т. Ю. Синченко, В. Г. Ромек. - Ростов-на-Дону: Фирма Ирбис, 1998.