Публикации Игра — как средство обучения грамоте старших дошкольников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игра — как средство обучения грамоте старших дошкольников
Автор: Осадчая Оксана Сергеевна

"Игракак средство обучения грамоте старших дошкольников"Грамотадовольно сложный предмет для дошкольников. Пятишестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. И тогда на помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата. В. А. Сухомлинский сказал: "Игра это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности" Игровая ситуация требует от каждого включенного в неё определённой способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, помогает закреплять и обогащать приобретённые знания. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе. Проблема обучения детей грамоте волновала учёных с давних времен. Свой вклад в развитие методики обучения грамоте внесли такие психологи и методист, как Н. Г. Агаркова, Б. Г. Ананьев, В. Г. Горецкий, В. В. Репкин, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин и многие другие. Данная тема всегда была для меня интересной, учитывая её актуальность и необходимость проведения, у меня накопился практический материал, которым я хотела бы поделиться. Процесс обучения грамоте будет лёгким, если станет для детей ярким, захватывающим. Для этого я изготавливаю игры, интерактивные задания. Применяю иллюстрированный материал: предметы, игрушки, картинки, раздаточный материал. В совместной деятельности с детьми использую различные формы педагогического процесса: развлечения, путешествия, соревнования, проблемные ситуации. Также использую развивающие игры В.В.Воскобовича. Комплект "Ларчик" помогает мне создать комфортные условия для работы и качественно проводить занятия. Приложения "Цветные карточки", "Забавные буквы", "Разноцветные верёвочки" это набор дидактического материала, помогающий мне интересно рассказать детям о буквах и многом другом. В группе создала речевую зону. Она представлена книжным и театральным уголками. В этой зоне дети могут посмотреть любимые книги, рассказать любимую сказку при помощи различных видов театра. В речевом уголке предложены следующие игры: "Что сначала, что потом", "Зоопарк", "Маленькие слова" и другие. Все игры разнообразны, носят обучающий и развивающий характер. Помогают открыть детям удивительный мир, связанный со словом и звуковым явлениями. Игры и игровые задания использую и на прогулках.Также использую в своей работе ресурсы интернета. Создаю презентации для красочной наглядной демонстрации тем. На занятиях использую перфокарты, которые сделала сама. Использование перфокарт развивает умственные способности, закрепляет полученные знания. Разработала системы игр, которые разделила в зависимости от цели игры. 1. Выделение звука на фоне слова:1)"Где звук" 2)"Где спрятался звук" 3)"Узнай звук" 4)"Выдели звук" 2. Дифференциация гласных и согласных:1)"Найди место" 2)"Кто больше?" 3)"Найди предмет" 4)"Найди картинке место" 5)"Поезд" 3. Постановка ударения:1)"Исправь ошибку" 2)"Соберём урожай" 4. Выделение ударного слога:1)"Цветы"2) «Чудесный мешочек» 3)"Зоопарк"4)"Слог-шаг" и другие5. Слог, как часть слова:1)"Перевертыши"2)"Собери слова" 3)"Часы"4)"Цепочка"Многие игры у детей становятся любимыми и вместе с родителями они играют дома. Провожу работу с родителями. Привлекаю их к изготовлению игр, пособий. Организую практикумы, где рассказываю родителям о играх, их целях, как поиграть с ребёнком. Наработанная система игр по обучению грамоте помогает мне решать задачи, строить интересный педагогический процесс, основываясь на игре. Данная система позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, выделять особенности слов, определять его звуковую характеристику, соединять звуки в слова, моделировать новые. Дети научились быстро находить правильное решение, стали более самостоятельными, у них появился интерес и стремление узнавать новое. Результаты, проведённой мной работы показали, что развитие и обучение лучше всего осуществлять в этом естественном и самом привлекательном для них виде деятельности.