Публикации Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога при речевых нарушениях у детей с ОВЗ дошкольного возраста.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога при речевых нарушениях у детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Автор: Цуцуленко Анна Сергеевна

Тема: Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога при речевых нарушениях у детей с ОВЗ дошкольного возраста.Не для кого не секрет, что речь имеет в жизни огромное значение. Развитие речи приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.Учеными доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. В наше время наметился снижающийся уровень бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная литература, «бедная речь с экранов телевизоров», родители меньше говорят с детьми, ссылаясь на недостаток свободного времени. Ребенок в основном получает нужную ему информацию из телепередач, компьютерных игр и видеороликов современных блогеров. Все это не способствует, а, конечно же, препятствует развитию правильной речи у детей. Что в дальнейшем отражается на развитии их социально-коммуникативных компетенцией, отклонении в поведении и эмоционально-волевой сфере. Речь ребенка, как известно не может формироваться изолировано, ее развитие идет в комплексе с общим развитием, физическим и психическим. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в коррекционной работе приходит применение нейропсихологических методик. Не зря ученые всего мира единодушно называют ХХI век – веком нейронаук. В нашем выступлении мы представим комплекс нейродинамических упражнений для детей дошкольного возраста, построенные на основе мануальных игр, позволяющие повысить способность мозга ребенка к интегрированной работе.Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Оказывается, если внимательно посмотреть снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с двигательной областью, являясь ее частью. 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны. Известные педагоги Мария Монтессори и Эдуард Сеген первыми заметили«Умственные способности ребенка и его речевая деятельность находится в прямо пропорциональной зависимости от мелкой работы пальчиков». Известный физиолог И.П. Павлов считал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Пальцы рук снабжены огромным количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев, включается механизм «единство мысли и движения». Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты руки и пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот.При регулярном выполнении специальных движений образуется большое количества нервных волокон, связывающих полушария головного мозга в единую систему. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. В результате, развивая кисти рук и пальчики ребёнка, мы способствуем развитие основных психических процессов и личности в целом. Нейропсихологический подход в коррекционной работе делим на три блока упражнений:Коммуникативные упражнения. Направлены на развитие общения между детьми, формируют навыки совместных действий. Они имеют как немедленный, так и накапливающийся эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Развивают межполушарные связи, улучшают память и концентрацию внимания, интегративную функцию мозга.Функциональные упражнения. Направлены на развитие определённых когнитивных функций, саморегуляции.Таким образом, нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога при речевых нарушениях у детей дошкольного возраста имеет превентивную направленность и помогает провести работу по предупреждению недостаточности в общем развитии:сенсомоторных, психомоторных, речедвигательных процессов;психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи;зрительно — моторной и пространственной координации.