Публикации Сборник заданий, направленных на развитие умения обучающихся 2 класса выяв-лять авторское отношение к герою художественного произведения на основе анализа текстов по разделу «И в шутку и всерьез»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сборник заданий, направленных на развитие умения обучающихся 2 класса выяв-лять авторское отношение к герою художественного произведения на основе анализа текстов по разделу «И в шутку и всерьез»
Автор: Пяткова Диана Максимовна

Министерство образования и молодежной политики Свердловской областиГосударственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области«Камышловский педагогический колледж»Сборник заданий, направленных на развитие умения обучающихся 2 класса выявлять авторское отношение к герою художественного произведения на основе анализа текстов по разделу «И в шутку и всерьез»44.02.02 Преподавание в начальных классахСборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных развитие умения обучающихся 2 класса выявлять авторское отношение к герою художественного произведения/ сост. Пяткова Д.М. – Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2023. Руководитель: Красноперова Л.М., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Рецензенты: Касьянова А.В., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Падерина О. Л., учитель начальных классов, высшей квалификационной категории МКОУ «Слободо-Туринская СОШ №1» Сборник содержит задания, направленные на развитие умения выявлять авторское отношение к герою художественного произведения на основе анализа текстов. Предназначен для учителей начальных классов, студентов специальности «Преподавание в начальных классах», «Коррекционная педагогика в начальном образовании».Данный сборник заданий представляет собой задания, которые целесообразно использовать в процессе организации уроков литературного чтения во 2 классе. Задания, представленные в сборнике, разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО, способствуют развитию умения обучающихся 2 класса выявлять авторское отношение к герою художественного произведения на основе анализа текстов по разделу «И в шутку и всерьез (УМК «Школа России»).©ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2023СодержаниеПояснительная записка ...........................................................3Борис Владимирович ЗаходерЧто красивей всего?....................................................................6Статья про Винни-Пуха ……………...……………..………….….10Песенки Винни-Пуха ...............................................................12Эдуард Николаевич УспенскийЧебурашка .........................................................................................21Если был бы я девчонкой ................................................................24Над нашей кварторой........................................................................28Память ...............................................................................................31Валентин Дмитриевич БерестовЗнакомый ..........................................................................................34Путешественники.............................................................................38Кисточка ...........................................................................................41Ирина Петровна ТокмаковаПлим .................................................................................................44В чудной стране ..............................................................................46Григорий Бенцианович ОстерБудем знакомы ................................................................................49Виктор Юзефович ДрагунскийТайное становится явным..............................................................53Список литературыПриложенияПояснительная запискаЛитературное чтение ‒ один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.В соответствии с требованиями ФГОС НОО на уроках литературного чтения младший школьник должен не только использовать разные виды чтения, но и осознанно воспринимать, оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев, а так же отношения автора к ним. Данная проблема рассматривалась в комплексе с другими вопросами литературного образования в трудах А.М. Антиповой («Взаимосвязь теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в школьном курсе литературы»), Чирковской Т. В. («Проблемное изучение литературного произведения в школе»). Более подробно свои труды авторскому отношению, как навыку и процессу, посвятили в разное время и с разных точек зрения многие ученые: В.Г. Горецкий, Л. Ф Климанова, Л.К. Пискунова, Л.С. Геллерштейн, Б.О. Корман, С.Н. Бройтман и многие другие. Авторской позиции, как отдельной методической проблеме, посвящены исследования В.Г. Маранцмана, М.С. Янкевич. Цель сборника - развитие умения обучающихся 2 класса выявлять авторское отношение к герою художественного произведения на основе анализа текстов по разделу «И в шутку и всерьез». Цель заданий - развитие умения обучающихся 2 класса выявлять авторское отношение к герою художественного произведения на основе анализа текстов по разделу «И в шутку и всерьез».Задания, представленные в сборнике:- разработаны для работы с текстами произведений, вошедших в раздел учебника «И в шутку и всерьез» (учебник литературного чтения, 2 класс, часть 2, УМК «Школа России», авторы. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина);- составлены для обучающихся 2 классов, обучающихся по УМК «Школа России»;- объединены общей целью (развитие умения обучающихся 2 класса выявлять авторское отношение к герою художественного произведения на основе анализа текстов по разделу «И в шутку и всерьез».);- разработаны с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.Структура сборника включает в себя следующие компоненты: аннотация (выходные данные, краткие сведения о самом сборнике); пояснительная записка с обоснованием необходимости развития умения обучающихся 2 класса выявлять авторское отношение к герою художественного произведения; задания, способствующие развитию данных умений на уроках литературного чтения при работе с художественными текстами.Ребенок спросилНи с того ни с сего:— А ну-ка скажи,Что красивей всего?Да, вот так вопрос:«Что красивей всего?»ОтветитьЯ сам не сумел на него.И вот я решилПослушать ответыДругих обитателейНашей планеты.Деревья и ТравыСказали в ответ:— Да что же прекрасней,Чем солнечный свет?!— Да что же прекраснейНочной темноты?! —Откликнулись Совы,Сычи и Кроты…— Леса! —Отвечали мнеВолк и Лиса.Орел свысокаПроцедил:— Небеса!— По-моему, море! —Ответил Дельфин.— Мой хвост, без сомнения! —Крикнул Павлин.Спрошу Мотылька —Отвечает:— Цветок! —Спрошу у Цветка —Говорит:— Мотылек!—Кто славит поля,Кто — полярные льды,Кто — горы, кто — степь,Кто — мерцанье звезды…А мне показалось,Что все они правы.Все: Звери и Птицы,Деревья и Травы…И я не ответил,Увы,НичегоНа трудный вопрос:«Что красивей всего?»Задание 1 (тип задания: прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку).Прочитайте название стихотворения «Что красивей всего?». Предположите, о чем мог написать автор в произведении с таким названием?Задание 2 (тип задания: составлять высказывание по заданному заголовку).Прочитайте стихотворение «Что красивей всего?». Объясните, почему автор назвал свое произведение именно так. Предложите автору другие названия произведения.Задание 3 (тип задания: совместно с учителем дети проводят «эксперимент»: исключают из текста слова, выражения, содержащие авторскую оценку, что помогает лучше осознать роль этой оценки в характеристике персонажа).Проведите «эксперимент»: исключите из текста стихотворения выражение, которое содержит отношение автора. Подготовьте ответ на вопрос: «Можно ли в получившемся варианте текста стихотворения понять отношение автора к происходящему?»Задание 4 (тип задания: выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова, описывающие персонаж).Выделите в предложенном отрывке стихотворения Б. Заходера «Что красивее всего» слова автора, которые отвечают на вопрос: «Что красивее всего?» Согласны ли вы с точкой зрения автора? Докажите, что однозначного ответа на вопрос, что красивее всего, нет. Подумайте, что может быть красивее всего для вас.Задание 5 (тип задания: определите точку зрения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных).Соотнесите ответы героев на вопрос «Что красивее всего?» с точкой зрения автора. Чья точка зрения вам ближе и почему? Задание 1 (тип задания: характеризовать отношение автора к герою, подтверждая ответ текстом).Почитайте статью о Винни-Пухе на стр. 134. Найдите в тексте высказывание, с помощью которого можно утверждать, что автору очень нравится произведение про Винни-Пуха. Задание 2 (тип задания: осознавать авторское и собственное отношение к персонажам).
  • Докажите, опираясь на текст статьи о Винни-Пухе (стр. 134 учебника), что Б. Заходеру очень нравятся песенки героя. Согласны ли вы автором, что это необычные песенки.
  • Знаете ли вы произведение Б. Заходера «Винни-Пух и все-все-все». Назовите героя произведения. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 135. Опишите Винни – Пуха. Как вы думаете, как автор и художник относятся к этому герою. Какие детали в портрете героя помогут вам ответить на этот вопрос? Что вас привлекает в медвежонке? Аргументируйте свой ответ.
  • Задание 3 (тип задания: выделять опорные слова, описывающие персонажа).Выделите в отрывке статьи слова, опираясь на которые можно говорить о том, что Б. Заходер полюбил Винни-Пуха и его «творчество». Вот что рассказывает о Винни-Пухе писатель: «Винни-Пух – это плюшевый медвежонок, который сам сочиняет песенки, да вдобавок не просто песенки, а Шумелки, Ворчалки, Пыхтелки и даже Сопелки. Я их очень полюбил и поэтому мне хочется, чтобы и те, кто не читал книжки про Винни-Пуха, прочли несколько песенок».Задание 1 (тип задания: работать с заголовками: озаглавливать текст).Прочитайте внимательно песенку Винни-Пуха «Ворчалка (стр. 136). Подумайте, почему автор назвал песенку «Ворчалка». Найдите в тексте произведения слова (выражения), которыми автор мог бы назвать песенку. Приведите пример (ы).Задание 2 (тип заданияпираться на авторские ремарки для характеристики персонажей).Выделите в предложенном тексте слова, которые повторяются много раз. Сформулируйте ответ на вопросы: каким автор показал Винни-Пуха? Что эти слова помогают нам рассказать о Винни-Пухе?Не мог уплыть он по реке(Он без хвоста и плавников),Не мог зарыться он в песке…Не мог, а все же - был таков!Не мог уйти он в темный лес,Не мог взлететь под небеса…Не мог, а все-таки исчез!Ну, это прямо чудеса!Задание 3 (тип задания: осознавать авторское и собственное отношение к персонажам).Закончите фразу: автор считает Винни ворчуном, потому что _________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Согласны ли вы с точкой зрения автора? Почему?Задание 4 (тип задания: определять эмоциональный характер текста).Послушайте аудиозапись стихотворения. Определите, какие эмоции выражает автор в своем произведении. При затруднении воспользуйтесь словарем эмоций (Приложение 2).Задание 5 (тип задания: выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова описывающие персонажа).Выделите в предложенном отрывке стихотворения строчки, с помощью которых автор рассказывает о мечтах Винни-Пуха.Не мог уплыть он по реке (Он без хвоста и плавников!).Не мог зарыться он в песке.Не мог, а все же был таков!Не мог уйти он в темный лес.Не мог взлететь под небеса.Не мог, а все-таки исчез!Ну, это прямо чудеса!Задание 1 (тип задания: прогнозировать содержание по заголовку).Прочитайте название теста «Дорожная шумелка», предположите, о чем автор мог написать в данном стихотворении. Задание 2 (тип задания: работать с заголовками: составлять высказывания по заданному заголовку).Прочитайте стихотворение «Дорожная шумелка», объясните, почему автор назвал свое произведение именно так. Как бы вы назвали эту песенку? Обоснуйте свой ответ.Задание 3 (тип задания: осознавать авторское и собственное отношение к персонажам).Найдите в тексте необычные слова, которые использует Винни-Пух. Объясните, можно ли их назвать веселой песенкой. Подумайте, нравится ли автору песенка Винни-Пуха, почему он назвал ее «Дорожной шумелкой»? Согласны ли вы с точкой зрения автора?Задание 4 (тип задания: определять эмоциональный характер персонажа).Выберите слова, которые помогут вам описать характер героя песенки. А) веселый, задорный, находчивый; Б) грустный, унылый, медлительный;В) расстроенный, обидчивый, музыкальный.Ответьте на вопрос: «Совпадает ли ваша характеристика с характеристикой автора?» Обоснуйте свою точку зрения. Задание 1 (тип задания: работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных).Выберите одно из предложенных названий, которое вы бы предложили автору для «Первой песенки». Аргументируйте свой ответ.А) Сочинялка;Б) Думалка;В) Размышлялка.Задание 2 (тип задания: выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова описывающие персонажа).1. Выделите в тексте «Песенки первой» слова автора, которые помогут вам доказать, что:Аинни-Пух умеет неплохо сочинять песенки; Б) он необыкновенный медведь.2. Найдите в тексте строчки, которыми автор описывает Винни-Пуха. Докажите или опровергните, что медвежонка можно назвать глупым. Обоснуйте свой ответ. Задание 1 (тип задания: работать с заголовками: составлять высказывания по заданному заголовку).Прочитайте текст. Выделите слова, которые помогут ответить на вопрос, что у песенки могло быть другое название. Подумайте, как бы вы назвали эту песенку. Как вы считаете, какой из ваших вариантов автору понравился бы больше всего?Задание 2 (тип задания: выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова, описывающие персонажа).Найдите в тексте слова, которые помогут вам доказать, что автор считает героев - настоящими друзьями. Умеют или не умеют, с вашей точки зрения, хранить секреты друзья - Винни-Пух и Пяточек?Задание 3 (тип задания: ученики «расшифровывают» то или иное действие и на этом основании определяют характер отношения автора к персонажу).Найдите в тексте предложения, которые использует автор, чтобы показать, что Винни - Пух и Пяточек запутались в своих словах. Согласны ли вы с точкой зрения автора? Вставьте пропущенные слова и продолжите предложение: Герои повторяют слова __________, потому что не знают, _________________________________________________________Задание 1(тип задания: работать с заголовками: составлять высказывания по заданному заголовку).Прочитайте название рассказа. Предположите, о чем или о ком автор написал данный рассказ. Как вы думаете, о каких событиях мы узнаем из текста?Задание 2 (тип задания: осознавать авторское и собственное отношение к персонажам).1. Прочитайте рассказ Э. Успенского «Чебурашка». Докажите с опорой на текст, что:А) автору жалко Чебурашку;Б) герой нравится автору;В) автор осуждает героя.Ответьте на вопрос: «Совпадает ли ваша точка зрения с точкой зрения автора?»2. Выделите в предложенном тексте слова, которые показывают отношение других героев к Чебурашке. Подумайте, хорошо или плохо, с вашей точки зрения, поступили эти герои. Обоснуйте свой ответ. — Фу ты, Чебурашка какой! — сказал про него директор магазина. — Совсем не может сидеть на месте!— Но как же мне с тобой поступить? — спросил директор. — Не продавать же тебя вместо апельсинов?Директору пришлось взять Чебурашку под мышку и отнести его в главный городской зоопарк. Но в зоопарк Чебурашку не приняли.Задание 3 (тип задания: выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова описывающие персонаж).Выделите в предложенном тексте слова, которые помогут вам ответить на вопрос, что автор и Чебурашка рады переменам, которые произошли в жизни героя. Согласны ли вы с тем, что в жизни Чебурашки произошли важные перемены? Найдите в эмоциональном словаре (Приложение 2), которые помогут вам рассказать о настроении героя. Так вот и остался Чебурашка работать в этом большом магазине и жить в этом маленьком домике. Безусловно, этот дом был не самый лучший в городе. Но зато под рукой у Чебурашки всегда находился телефон-автомат, и он мог звонить кому хочешь, прямо не выходя из собственного дома.Задание 1 (тип задания: работать с заголовками: озаглавливать текст).Прочитайте стихотворение «Если был бы я девчонкой», найдите в тексте слова, которыми автор мог бы озаглавить данное произведение. Предложите свой вариант названия.Задание 2 (тип задания: определять эмоциональный характер текста).Прослушайте аудиозапись стихотворения «Если был бы я девчонкой». Выполните задания:
  • определите, какие эмоции передает автор в этом тексте. При затруднении воспользуйтесь эмоциональным словарем (Приложение 2);
  • подумайте и ответьте на вопрос: «Это стихотворение можно назвать шутливым, веселым, печальным или юмористическим?» Подтвердите свой выбор строчками из стихотворения;
  • найдите в толковом словаре лексическое значение слова «юмор». Продолжите предложение.
  • Э. Успенский написал юмористическое/не юмористическое стихотворение, для того, чтобы______________________________4) Определите черты характера героя, которые автор описал в произведении «Если был бы я девчонкой». Обоснуйте свой ответ строчками из стихотворения. Фантазёр Щедрый Хитрый Вспыльчивый Ленивый5)Вдумчиво прочитайте пословицы. Подумайте, какая из пословиц подходит для характеристики героя автором. Подчеркните ее. Обоснуйте свой ответ с опорой на текст.А) Доброе дело без награды не остается.Б) Остёр на язык, да к делу не привык. В) Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет.6)Подберите свою пословицу, с помощью которой можно описать ваше отношение к герою стихотворения. Задание 3 (тип заданияознавать авторское и собственное отношение к персонажам).1) Выберите верное утверждение: А) автор осуждает мальчика, потому что маме нужно помогать, даже если ты не девочка;Б) автор поддерживает мальчика и считает, что маме должны помогать только девочки;В) автор предлагает читателю выразить свое отношение к герою.Аргументируйте свой ответ.2) Закончите фразу.Автор и его герой помогли нам понять, что__________________Задание 1 (тип задания: работать с заголовками: озаглавливать текст).Прочитайте стихотворение «Над нашей квартирой». Предположите, о чем автор может рассказать в произведении с таким названием? Прочитайте текст, предложите автору свой вариант названия. Аргументируйте свой вариант ответа.Задание 2 (тип задания: определять эмоциональный характер текста).Выберите один из вариантов ответа. Обоснуйте его строчками из текста стихотворения.А) это стихотворение веселое, потому что автор____________Б) это стихотворение грустное, потому что автор___________В) это стихотворение - небылица, потому что автор_________Задание 3 (тип задания: выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова описывающие персонаж).1.Докажите или опровергните строчками из стихотворения, кто мешает спать всем героям: собака, кошка, мышка, дождь, тучи, гром. Подчеркните верный ответ.2.Найдите в тексте стихотворения повторяющиеся слова /выражения, которыми автор передает состояние героев.3.Вспомните, в каком порядке в стихотворении появляются герои? Подумайте, изобразил ли автор в этом стихотворении главного героя? Опишите, каким вы его себе представляете.Задание 4 (тип задания: совместно с учителем дети проводят «эксперимент»: исключают из текста слова, выражения, содержащие авторскую оценку).Вставьте пропущенные в стихотворении слова. Докажите, что автор мог назвать свое стихотворение «Небылица».Ночью по крыше_________ стучит.Вот потому-тоИ _______ не спит,Мышка не спит.Всю ночь.В небе __________Тучи бегут.Тучи __________,И ________ текут,Слёзы текутДождём.А тучи _________________ гром,Который по тучам________ кулаком.Задание 1 (тип задания: работать с заголовками: озаглавливать текст).Прочитайте название стихотворения. Подумайте и ответьте на вопрос: «О чем бы вы рассказали в произведении с таким названием?». Как вы думаете, совпадут ли ваши предположения с тем, о чем автор рассказал в своем произведении?Задание 2 (тип задания: осознавать авторское и собственное отношение к персонажам).1)Выберите пословицу (-цы), которой можно описать отношение автора к герою произведения. Обоснуйте свою точку зренияА) Не хвали себя сам, жди, когда другие похвалят.Б) Хвалится, а из рук все валится.В) На правду, что на солнце — во все глаза не взглянешь.Предложите свои варианты пословиц, которыми можно было быописать отношение автора и ваше к герою произведения. 2)Поставьте галочку или знак «+» к словам, которые подходят к описанию мальчика из произведения Э. Успенского «Память»оставьте устное описание героя стихотворения Э. Успенского «Память» (Каким вы себе его представляете?). Сравните, отличается ли ваше описание героя от описания автора? Обоснуйте свой ответ.3) Подумайте, можно ли героя назвать хвастуном? Найдите в тексте слова автора, подтверждающие вашу точку зрения.Задание 3 (тип задания: учитель сам характеризует отношение автора к герою, а учащиеся подтверждают это с помощью текста).Закончите фразу. Автор смеется над главным героем стихотворения, потому что ______________________________Обоснуйте свой ответ с опорой на текст.Задание 1 (тип задания: работать с заголовками: озаглавливать текст и составлять высказывания по заданному заголовку).
  • Найдите в «Толковом словаре С.И. Ожегова» определение слова «знакомый». Подготовьте ответ на вопросы: «Почему автор назвал своё стихотворение «Знакомый»? Можно ли мальчика и собаку назвать просто знакомыми?» Найдите в тексте слова (выражения), которыми автор мог бы назвать свое произведение.
  • Прочитайте стихотворение В. Берестова «Знакомый». Выберите пословицу, которой автор мог бы назвать свое произведение. Обоснуйте свой ответ с опорой на текст.
  • Аружба — великая сила.Б) Дружбой дорожи, забывать её не спеши.Вружба дружбе рознь, а иную – хоть брось.Задание 2 (тип задания: осознавать авторское и собственное отношение к персонажам).
  • Выберите слова, которыми можно описать отношение автора к героям произведения: жалость, грусть, радость, переживание, гордость, счастье. Ответьте на вопрос: «Совпадает ли ваше отношение к мальчику с отношением автора? Аргументируйте свой ответ.
  • Выделите в данном отрывке стихотворения слова/предложения, которые помогут вам доказать, что автор считает мальчика и собаку не просто знакомыми.
  • И вот мы радости не прячем.Мы — неразлучные друзья.Визжим, и прыгаем, и скачем,То он, то я, то он, то я.Объятья, шутки, разговоры.— Ну, как живёшь? Ну, как дела?
  • Подумайте, считает ли автор мальчика и собаку настоящими друзьями? Согласны ли вы с точкой зрения автора? Обоснуйте свой ответ с опорой на текст произведения.
  • Задание 3 (тип задания: характеризовать отношение автора к герою, подтверждая ответ текстом).1. Подумайте и объясните, как автор в каждой части стихотворения относится к своему герою, меняется ли его отношение и почему? 2. Выберите из предложенных слов те, которые могли бы описать отношение автора к герою: сочувствует, радуется, осуждает, злится, переживает, восхищается, завидует. Подчеркните выбранные слова, обоснуйте свою точку зрения.Задание 4 (тип задания: определять эмоциональный характер текста).1. Перечитайте стихотворение. Обратите внимание на то, что говорит автор о героях произведения. Найдите в тексте слова автора, которые помогут вам рассказать о настроении героев.Обоснуйте свою точку зрения, продолжив предложения.А) В первой части стихотворения автор пишет о радостном (или грустном) настроении героя, потому что___________________Б) Во второй части стихотворения автор рассказывает нам о хорошем настроении (о плохом настроении) мальчика и собаки, потому что_____________________________________________В) В третьей части стихотворения автор рассказывает нам, что мальчик был удивлен, потому что__________________________2. Определите, с какой интонацией вы будете читать каждую часть стихотворения, чтобы передать эмоции героев, которые автор изображает в своем произведении. 3. Найдите в 4 части стихотворения слова автора, которые показывают нам, как изменилось настроение мальчика. Объясните, почему изменилось настроение героя.Задание 1 (тип задания: работать с заголовком).1.Прочитайте значение слова «путешественник» данное в словарях:А) путешественник - тот, кто путешествует (Толковый словарь С.И. Ожегова);Б) путешественник - тот, кто совершает путешествие (Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой);В) путешественник - человек, переезжающий с места на место - из одной страны в другую (Юридический словарь). 2.Прочитайте название стихотворения. Предположите, какое из значений слова «путешественник» автор взял для названия своего стихотворения. 3.Прочитайте название стихотворения. Подумайте и ответьте на вопрос: « О чем бы вы рассказали в произведении с таким названием».4.Послушайте аудиозапись стихотворения, подумайте, почему автор назвал свое стихотворение «Путешественники»? Согласны ли вы с тем, что героев можно назвать путешественниками?5. Выберите из предложенных вам названий то, которым автор мог бы назвать свое произведение. Обоснуйте свой вариант ответа.А) Прогулка по зимнему лесу.Б) Лыжная прогулка.В) Как хорошо, что есть друзья. Задание 2 (тип заданиясознавать авторское и собственное отношение к персонажам).1. Прочитайте стихотворение В. Берестова «Путешественники».Вспомните, что такое «юмор». Найдите в стихотворении слова автора, в которых он по-доброму подсмеивается над своими героями. Почему вы могли бы согласиться /не согласиться с отношением автора к героям?2.Обоснуйте отношение автора к героям. Закончите фразы. - Автор считает, что героев произведения нельзя назвать настоящими путешественниками, потому что____________________- Автору нравятся герои стихотворения, потому что_________Докажите свою точку зрения словами из текста. Задание 3 (тип задания: определять эмоциональный характер текста).Прослушайте аудиозапись стихотворения. Определите, какое настроение героев (грусть, радость, злость, разочарование, удивление) автор передает в своем произведении. Отметьте знаком «+» выбранную эмоцию. Обоснуйте свой ответ.Задание 1 (тип задания: работать с заголовками: прогнозировать содержание по заголовку).1) Прочитайте название стихотворения В. Берестова «Кисточка». Как вы думаете, почему автор назвал стихотворение именно так? Предположите, о чем и о ком расскажет нам автор в данном произведении.2) Выберите верное высказывание. Автор назвал свое произведение «Кисточка», потому что главным героем произведения он считает…А) кисточку (с ее помощью происходят действия, описанные в произведении);Б) ребенка, который рисует кисточкой. Задание 2 (тип задания: осознавать авторское и собственное отношение к персонажам). Продолжите предложение.Автору нравится кисточка, потому что ___________________Мальчику нравится рисовать кисточкой, потому что________Обоснуйте свою точку зрения с опорой на текст. Задание 3 (тип задания: выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова описывающие персонаж).
  • Найдите в тексте слова автора, которые помогают нам рассказать о кисточке. Дополните текст своим описанием кисточки.
  • Кисточка: _________________________________________________________________________________________________________
  • Подумайте, как автор относится к кисточке. Выберите одно из суждений: осуждает, одобряет, восхищается, сочувствует, жалеет. Найдите в тексте слова, предложения, которые подтвердят вашу точку зрения. Зачитайте их, передав эмоции автора.
  • Задание 3(тип задания: определять эмоциональный характер текста).Расскажите, о чем данное стихотворение? Поразмышляйте, какое настроение передает автор в этом тексте (веселое, грустное, радостное, торжественное, праздничное и т.п.)? Обоснуйте свою точку зрения с опорой на текст. Задание 1 (тип задания: работать с заголовками: прогнозировать содержание).Предположите, что может означать слово «плим»? О чем может рассказать нам автор в произведении с таким необычным названием? Кто может быть главным героем стихотворения? Задание 2 (тип задания: осознавать авторское и собственное отношение к персонажам).Докажите или опровергните высказывание, опираясь на текст произведения:- автор осуждает главного героя стихотворения за то, что он выдумщик; - автору нравится, что его герой веселый человек, сочиняющий необычные слова;- автор использует необычные слова, которые придумал главный герой, для того чтобы посмеяться над ним; - герой стихотворения любит размышлять над значением слов. Обоснуйте свой ответ.Задание 3 (тип задания: определять эмоциональный характер текста).Подумайте и ответьте на вопросы:
  • какие чувства передал автор в этом стихотворении? При затруднении воспользуйтесь словарём эмоций (Приложение 2);
  • какие слова автора помогают передать чувства мальчика?
  • как автор и его герой помогают читателю понять, что детство – это беззаботная пора?
  • Задание 1 (тип задания: работать с заголовками: озаглавливать текст и составлять высказывания по заданному заголовку).1. Прочитайте значение слова «чудный» данное в словарях:А) чудный - прелестный, очаровательный (Толковый словарь С.И. Ожегова);Б) чудный - дивный, вызывающий удивление (Толковый словарь Д.Н. Ушакова); В) чудный - преисполненный удивительной красоты, прелести, прекрасный (Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой). Предположите, какую страну описал автор чУдную или чуднУю?2. Прочитайте стихотворение «В чудной стране». Подумайте, какое из значений слова «чУдный» или «чуднОй» автор взял для названия своего стихотворения.Задание 2 (тип задания: учитель сам характеризует отношение автора к герою, а учащиеся подтверждают это с помощью текста).1) Выберите утверждение и обоснуйте свой ответ.А) Автор написал это стихотворение не только для детей, но и для взрослых, чтобы____________________________________;Б) Стихотворение поэта можно назвать небылицей, потому что__________________________________________________;В) Автор и его герои помогают взрослым понять, что ______.2) Автор в начале и в конце стихотворения повторяет строчки «В чудной стране», «В чужой стране» для того, чтобы__________. 3) Внимательно прочитайте текст. Назовите предметы, которые есть в стихотворении. Подумайте, как и почему обычные предметы помогли автору создать необыкновенную страну? Обоснуйте свою точку зрения с опорой на текст.4) Вспомните содержание стихотворения. Подумайте, кого изобразил автор под тем или иным предметом с помощью фантазии.Ботинок - _________Картошка- _________Бутылка -__________Стул - _____________Задание 3.Проводите «эксперимент»: исключите из текста слова / словосочетания, содержащие авторское отношение к изображаемым предметам. Подумайте, как эти слова / словосочетания помогают нам определить основную тему стихотворения (тема «Детство»), увидеть отношение автора к детям.Попробуйте вместе с автором продолжить путешествие в мир фантазии. Создайте свои необычные образы с помощью обычных предметов, чтобы взрослые могли побывать в стране детства.Лакает - _____________________Глядит - _____________________Поет - _______________________Танцует - ____________________Задание 1 (тип задания: работать с заголовками: прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку).
  • Прочитайте название произведения Г. Остера «Будем знакомы». Предположите, почему автор назвал свое произведение «Будем знакомы», с кем из героев хочет познакомить нас писатель?
  • Соедините пословицы. Выберите ту, которую можно было бы предложить автору для названия рассказа. Обоснуйте свою точку зрения.
  • Задание 2 (тип задания: осознавать авторское и собственное отношение к персонажам).
  • Прочитайте обращение автора, назовите слово, которое передает отношение автора к читателю. Объясните, почему автор начал свой рассказ со слов «Здравствуй, уважаемый ребенок»? Как вы думаете, за что автор может уважать своего читателя?
  • Назовите слова, с которыми вы бы обратились к автору, прочитав его рассказ или желая узнать, что произойдет с героями дальше.
  • Объясните значение слова «друг» своими словами или найдите это понятие в словаре.
  • Автор считает мартышку, удава, слона и попугая хорошими друзьями. Согласны ли вы с точкой зрения автора? Выделите в тексте слова, подтверждающие ваш ответ.
  • Прочитайте ту часть текста, где автор описывает желание героев познакомиться друг с другом. Найдите слово, которое повторяют все герои.
  • Подумайте, что хотел сказать нам автор об отношениях героев друг к другу с помощью слова « с удовольствием»?
  • Подберите слова, которые помогли бы вам ответить на вопрос: «Как герои относятся дуг к другу?»
  • Продолжите высказывание: автор считает, что быть вежливым очень важно, потому что________________
  • Согласны ли вы с автором? Задание 3 (тип задания: выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова).Выделите в предложенном отрывке слова, с помощью которых автор помогает нам ответить на вопрос: «Можно ли героев рассказа назвать настоящими друзьями»?Каждый день они собирались вместе и придумывали что – нибудь интересное.И всем было весело. Я бы с удовольствием познакомилась с тобой, слоненок Слонёнок, попугай, удав и мартышка всегда радовались, что они знакомы друг с другом и играют вместе. Потом из-за дерева вышел слонёнок. Из травы выполз удав. А из-под куста вылез попугай. Все доброжелательно посмотрели друг на друга и стали знакомиться. Они все сказали друг другу « Будем знакомы!». А потом сказали: « Очень приятно было познакомиться!»
  • Продолжите предложение.
  • Героев произведения можно назвать настоящими друзьями, потому что_____________________________Задание 1 (тип задания: работать с заголовками: составлять высказывания по заданному заголовку).
  • Найдите в словаре значение слов «тайное», «явное». Прочитайте название рассказа. Предположите, о чем автор мог написать в произведении с таким названием?
  • Прочитайте произведение В. Драгунского «Тайное становится явным». Найдите в тексте ответ на вопрос: «Почему автор назвал свое произведение «Тайное становится явным»?
  • Выберите пословицу, которой автор мог бы назвать свое произведение. Обоснуйте свой ответ с опорой на текст.
  • А) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь;Б) От добра добра не ищут;В) Вранье не введет в добро.Задание 2 (тип задания: осознавать авторское и собственное отношение к персонажам).
  • Вспомните героев произведения. Соотнесите героя и отношение автора к нему. Подготовьте ответ на вопрос: «О каких человеческих качествах заставляют нас задуматься автор и его герои?»
  • Обоснуйте свой ответ примерами из текста Задание 3(тип задания: характеризовать отношение автора к герою, подтверждая ответ текстом).Подготовьте ответ на вопрос: «Какой человек вырастет из Дениски? Какой он?». Составьте характеристику Дениски, используя слова – помощники: веселый, озорной, выдумщик, находчивый, добрый, заботливый, внимательный, честный, умеет признать свою вину. Каким автор, с вашей точки зрения, считает Дениску? Закончите свою работу советом не только герою рассказа, но и читателям.Задание 4 (тип задания: выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова).Прочитайте произведение «Тайное становится явным». Найдите эпизоды в тексте и выделите слова, в которых автор:- описывает чувства мальчика, которому нужно съесть манную кашу; - осуждает поведение мальчика;- передает чувства мамы.Обоснуйте свое отношение к поступкам героя в этих эпизодах.Список литературы
  • А. М. Антипова. Авторская позиция // Москва: портал "о литературе", literary.ru.
  • Алексеева, Ю. П. Использование стратегий для выявления авторского отношения при подготовке к государственной итоговой аттестации (стратегия компрессии текста). [Электронный ресурс]: УчПортфолио.ru. – URL:
  • Афонина, В. В. Анализ героев современных детских книг / В. В. Афонина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 122-125. — URL:
  • Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы: Учебля студ. пед. Вузов / О.Ю. Багданова, С.А. Леонов, В.Ф. Черотов; Под ред. О.Ю. Багдановой. – 2-е изд., испр. – Издательский центр «Академия» 2020. – 400с.
  • В.Е. Красовский. Авторская позиция. Литература – URL:
  • Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика — М: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
  • Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высших учеб. Заведений / [М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева]; под ред. М.П. Воюшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2018 – 288 с.
  • Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб.пособие / А.Б. Есин. – 11-е изд. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2017 – 248с.
  • Ефремова, Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. Том 2. М-П / Т.Ф. Ефремова. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, Lingua, 2006. URL:
  • Калинина, О.Б. Литературное чтение в начальной школе: учим детей работать с текстом. [Электронный ресурс]: Корпорация Российский учебник. URL:
  • Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [сост. Л.Ф. Климанова и др.; под ред. Л.Ф. Климановой]; Роскад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.: ил. – (Академический школьный учебник)
  • М.С. Янкевич. Отражение личности автора в художественном произведении. Научная статья по литураведению. 2013 год, Санкт-Петербургский государственный университет. URL:
  • Сергей Иванович Ожегов. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М.: Оникс [и др.], 2009. URL:
  • Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. иссле-дований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полигра-фресурсы, 1999; URL:
  • Черняк В. Д., Черняк М. А. Автор // Массовая литература в понятиях и терминах: учебный словарь-справочник. — 2-е издание, стереотипное. — М.: Флинта, 2015. — С. 7. — 192 с. — ISBN 978-5-9765-2128-5.
  • Приложение 1Памятка «Правила выявления авторского отношения»:1)чтобы правильно определить отношение автора к герою, необходимо сначала проследить, есть ли в тексте прямые авторские оценки героя и его поступков, отметить прямые авторские выводы и комментарии, относящиеся к герою;2)чтобы определить авторское отношение к герою, надо найти авторскую характеристику поведения героя;3)найди в тексте эпизоды, в которых о герое говорят другие персонажи. Определи отношение этих персонажей к герою;4)чтобы определить авторское отношение к герою, надо найти, если есть в тексте, слова, высказывания, монологи героя. Речь героя не только характеризует самого героя, но может косвенно выражать авторское отношение к нему;5)постарайся найти в произведении сопоставление героя с другими персонажами, если оно присутствует;6)найди портрет героя, отметь характерные детали, позволяющие сделать вывод об авторском отношении к нему.Приложение 2Эмоциональный словарьПриложение 3Ответы к заданиям