Публикации
Творческие задания для развития способностей на уроках изобразительного искусства во время изучения темы «Хохломская роспись»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Творческие задания для развития способностей на уроках изобразительного искусства во время изучения темы «Хохломская роспись»
Автор: Олещенко Светлана Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Творческие задания для развития способностей на уроках изобразительного искусства во время изучения темы «Хохломская роспись»
Автор: Олещенко Светлана Владимировна
Творческие задания для развития способностей на уроках изобразительного искусства во время изучения темы Хохломская роспись
Группа заданий Познание.
Цель заданий – накопление учащимися творческого опыта познания действительности, активизация тактильных ощущений, отображение их в рисунке. Эти задания используются также с целью довести до определённого уровня первоначальные знания, умения, навыки. Выполняя эти задания, ученики обобщают представления о своеобразии хохломской росписи и тесной связи росписи с традициями прошлого и современной жизнью народа.
• Обведите пальцем (сухой кистью) элементы орнамента по рисунку. Задание нацелено на подготовку руки к необходимым моторным операциям, развитие умения зрительно запоминать изображения элементов орнамента.
• Нарисуйте основные изобразительные элементы росписи: точки, линии, мазки с наплывом капелька и мазки травка (рис. 1, 2). Мазок с наплывом капелька начинается с лёгкого касания кистью поверхности, с тонкой, волосяной линии.
Рис.1. Основные изобразительные элементы росписи
Затем, при непрекращающемся движении вперёд, кисть постепенно прижимается к плоскости и останавливается в нужном месте.
Рис. 2. Упражнения в проведении линий остроконечной круглой кистью
• Узнайте элементы узора. На доске вывешиваются большие карточки, украшенные хохломской росписью, в нижней части которых имеется 3–4 свободных окошка. Ученикам раздаются маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых имеются варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями. Нужно определить, какие из карточек подходят к элементам узора основной карты, выбрав те элементы, которые встречаются в узоре.
• Встаньте в ряд. Каждая группа учеников получает несколько карточек, которые нужно выстроить в ряд, чтобы было понятно, как последовательно выполнялся рисунок.
• Сходства и различия. Учащимся предлагается сравнить между собой различные изображения, например, изделия городецких и хохломских мастеров, различные элементы хохломской росписи.
• Найдите ошибку художника. Ученикам раздаются карточки с образцами узоров, где предварительно допущена ошибка. Например, выставляются три карточки и изображениями хохломских цветов и одна карточка с изображением городецкого розана. Дети должны выявить, что лишнее нужно убрать для того, чтобы изображения относились к хохломской росписи.
• Путаница. Учитель сообщает: Народные мастера (городецкие, хохломские, гжельские) прислали рисунки своих изделий и узоры к ним. Но вот беда: по дороге все таблички и узоры перепутались. Помогите мастерам распределить узоры к изделиям и расставить таблички.
Группа заданий Создание.
Цель заданий – накопление учащимися творческого опыта создания узоров по мотивам хохломской росписи. В таких заданиях на импровизацию наряду с использованием линейного орнамента, возможно использование орнамента более усложнённого ритма, наряду с созданием плоской композиции – композиции, выполненной с учётом формы украшаемого предмета.
• Украсьте компьютерную мышку. Ученикам предлагается сочинить узор росписи компьютерной мышки и изобразить его. Ведь изо дня в день в своей жизни мы имеем дело со многими предметами, и компьютер занимает не последнее место среди них. Украсив компьютерную мышку старинной и современной росписью, можно сделать жизнь ярче.
• Нарисуйте двух разных бабочек (рыбок, ягодок и пр.). Ученикам предлагается сочинить узор с определённым условием или нарисовать двух бабочек или рыбок, которые между собой чем-то похожи.
• Изображение по словесному описанию. Например: 1) справа и слева от центрального цветка нарисуйте пять маленьких бутонов, которые между собой образуют цветок; дополните композицию листиками и распишите её; 2) придумайте свою композицию цветочной полосы, где чередуются цветки одного размера, но разные по форме; 3) нарисуйте два узора с ягодками, которые между собой чем-то похожи.
• Нарисуйте орнамент вместе. Ученики выбирают две геометрические фигуры из предложенных, а затем украшают одну из них растительным орнаментом, чередуя шаги по выполнению работы (рисуют по очереди).
1
Группа заданий Познание.
Цель заданий – накопление учащимися творческого опыта познания действительности, активизация тактильных ощущений, отображение их в рисунке. Эти задания используются также с целью довести до определённого уровня первоначальные знания, умения, навыки. Выполняя эти задания, ученики обобщают представления о своеобразии хохломской росписи и тесной связи росписи с традициями прошлого и современной жизнью народа.
• Обведите пальцем (сухой кистью) элементы орнамента по рисунку. Задание нацелено на подготовку руки к необходимым моторным операциям, развитие умения зрительно запоминать изображения элементов орнамента.
• Нарисуйте основные изобразительные элементы росписи: точки, линии, мазки с наплывом капелька и мазки травка (рис. 1, 2). Мазок с наплывом капелька начинается с лёгкого касания кистью поверхности, с тонкой, волосяной линии.
Рис.1. Основные изобразительные элементы росписи
Затем, при непрекращающемся движении вперёд, кисть постепенно прижимается к плоскости и останавливается в нужном месте.
Рис. 2. Упражнения в проведении линий остроконечной круглой кистью
• Узнайте элементы узора. На доске вывешиваются большие карточки, украшенные хохломской росписью, в нижней части которых имеется 3–4 свободных окошка. Ученикам раздаются маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых имеются варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями. Нужно определить, какие из карточек подходят к элементам узора основной карты, выбрав те элементы, которые встречаются в узоре.
• Встаньте в ряд. Каждая группа учеников получает несколько карточек, которые нужно выстроить в ряд, чтобы было понятно, как последовательно выполнялся рисунок.
• Сходства и различия. Учащимся предлагается сравнить между собой различные изображения, например, изделия городецких и хохломских мастеров, различные элементы хохломской росписи.
• Найдите ошибку художника. Ученикам раздаются карточки с образцами узоров, где предварительно допущена ошибка. Например, выставляются три карточки и изображениями хохломских цветов и одна карточка с изображением городецкого розана. Дети должны выявить, что лишнее нужно убрать для того, чтобы изображения относились к хохломской росписи.
• Путаница. Учитель сообщает: Народные мастера (городецкие, хохломские, гжельские) прислали рисунки своих изделий и узоры к ним. Но вот беда: по дороге все таблички и узоры перепутались. Помогите мастерам распределить узоры к изделиям и расставить таблички.
Группа заданий Создание.
Цель заданий – накопление учащимися творческого опыта создания узоров по мотивам хохломской росписи. В таких заданиях на импровизацию наряду с использованием линейного орнамента, возможно использование орнамента более усложнённого ритма, наряду с созданием плоской композиции – композиции, выполненной с учётом формы украшаемого предмета.
• Украсьте компьютерную мышку. Ученикам предлагается сочинить узор росписи компьютерной мышки и изобразить его. Ведь изо дня в день в своей жизни мы имеем дело со многими предметами, и компьютер занимает не последнее место среди них. Украсив компьютерную мышку старинной и современной росписью, можно сделать жизнь ярче.
• Нарисуйте двух разных бабочек (рыбок, ягодок и пр.). Ученикам предлагается сочинить узор с определённым условием или нарисовать двух бабочек или рыбок, которые между собой чем-то похожи.
• Изображение по словесному описанию. Например: 1) справа и слева от центрального цветка нарисуйте пять маленьких бутонов, которые между собой образуют цветок; дополните композицию листиками и распишите её; 2) придумайте свою композицию цветочной полосы, где чередуются цветки одного размера, но разные по форме; 3) нарисуйте два узора с ягодками, которые между собой чем-то похожи.
• Нарисуйте орнамент вместе. Ученики выбирают две геометрические фигуры из предложенных, а затем украшают одну из них растительным орнаментом, чередуя шаги по выполнению работы (рисуют по очереди).
1