Публикации Развитие связной речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством использования русских народных сказок

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие связной речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством использования русских народных сказок
Автор: Ярошевич Таисия Яковлевна

Развитие связной речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством использования русских народных сказок Ярошевич Таисия Яковлевна, учитель-логопед МБДОУ детский сад № 71, г. Белгород Дошкольный возраст период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, формированием основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности. В работах многих авторов (Л.С. Выготского, М.М. Алексеевой, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой и др.) указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. В условиях современной системы образования проблема полноценного развития связной речи детей приобретает особую актуальность. В последние годы в специальном образовании, в частности, в логопедии, заметно возрос интерес к использованию народного творчества в коррекционно-развивающей работе с детьми. Из всех жанров устного народного творчества наибольшим потенциалом для формирования связной речи, развития творчества, на наш взгляд, обладает русская народная сказка, которая представляет особую ценность тем, что сконцентрировала в себе всю совокупность выразительных средств русского языка. Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Использование русских народных сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста способствует как целенаправленному, так и спонтанному развитию словаря и связной речи, развитию причинно-следственных отношений событий и отражению их в речи, включает в работу все анализаторные системы. Логопедическое воздействие на процесс формирования словесного творчества детей осуществляется последовательно в доступной и интересной детям форме. Согласно рекомендациям Е.И. Шибицкой, нами была разработана система педагогических мероприятий по развитию связной речи, включающая три этапа.1 этап. Закрепление детьми содержания, образов, сюжетов русской народной сказки. В ходе занятия с использованием сказки («сказочного занятия»), дети с удовольствием прослушали сказку. Хочется обратить внимание на то, что сказку надо не читать, а рассказывать. Этим у детей воспитывается умение слушать и понимать монологическую речь. Чтобы первое знакомство со сказкой не только заинтересовало детей, но и нашло отражение в их чувствах и эмоциях, нужно выразительно преподнести текст. Эмоциональную окраску речи дети начинают ощущать с усвоением речи как таковой. Особенно доступна им выразительность интонации. После рассказывания сказки рассмотрели вместе с детьми иллюстрации, провели беседу, которая помогла детям лучше понять содержание, правильно оценить некоторые её эпизоды. Вопросы во время беседы были разнообразными, т. к. одни помогали точнее охарактеризовать героев сказки, другие - обратить внимание на отдельные слова, поступки, эпизоды. Важную роль отводили конструированию слов, словосочетаний и предложений: например: придумать несколько однокоренных слов (лес – лесок – лесовичок); срифмовать два слова (кузнец – удалец); составить достаточно длинное распространенное предложение в игре «От каждого по словечку». Например: «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» и т.д.Интересным оказался прием словесного рисования по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки. Дети не только использовали слова и выражения из художественного текста, но и придумывали свои.С целью воспитания чуткости к слову детям было предложено найти в сказке ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; также предложили сочинить длинное и в то же самое время смешное слово о лисе. Дети придумали слова «длиннохвостая», «пушистохвостая».Использовали приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок (зайчик в сказке «Заюшкина избушка» - трусишка, маленький, жалкий, косой, серенький, слабый; лиса - хитрая, обманщица, плутовка, злющая; петух - храбрый, удалец, голосистый), отдельных предметов (в той же сказке избушка лубяная - деревянная, из досок, бревен, теплая, прочная, не растает; ледяная - холодная, не прочная, снежная, для зимы, прозрачная, быстро растает весной). Эффективным способом развития словесного творчества у детей является формирование умения сравнивать и понимать сравнение. В своей работе, пересказывая уже знакомые детям сказки, мы проводили аналогию между ними и малыми фольклорными формами (пословицами и поговорками). Многие поговорки, пословицы, выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов. Большинство пословиц - готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения. Например, с целью употребления в речи антонимов, предложили детям вспомнить пословицы с противоположным значением. К сказке «Маша и медведь» дети вспомнили пословицу «Глупый киснет, а умный – мыслит»; «Заяц-хваста» - «Знай больше, а говори меньше»; «Бычок - смоляной бочок» - «Чужого не надо, а своего не отдам»; «Заюшкина избушка» - «Кошке – смех, а мышке – слезы»; «Репка» - «Мала капля, а большое дело делает» и др.Художественно-продуктивная деятельность способствует психическому развитию детей, желанию и потребности выразить свои чувства, отношения и представления. Мы предложили детям составить фильм – сказку по какой-нибудь, хорошо известной сказке. Дети выбрали сказку «Колобок». Мы с детьми обсудили, что произойдёт в нашей картине? Как это нарисовать? Кто кого в ней встретит? Какие наши герои? После анализа дети приступили к рисованию. Изображая героев своей будущей картины, дети подражали героям, вступали в диалог, придумывали что-то своё, прислушивались к мнению сверстников. О полезности таких занятий и говорить не приходится. Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю».2 этап. Усвоение детьми способов развития сюжета и построения русской народной сказки, использование ее образца для собственного сочинения.Напомнили детям уже знакомую сказку. Затем предложили пересказать сказку. Пересказывание детьми сказки проводится по предложению учителя-логопеда и по собственному выбору. В пересказывание сказки были включены задания на воспроизведение традиционных особенностей сказок: приём повторности, троекратности, повторение эпизодов, их схожесть. Детям предложили выполнить разнообразные задания: в сказке «Колобок» — найти и указать повторность схожих эпизодов, последовательность появления персонажей «от малого к большому»; в сказке «Три медведя» - найти и указать троекратность повторов, последовательность «от большого к маленькому»; сравнить две сказки «Теремок» и «Репка», указать схожесть и разницу построения: «Теремок» — «от малого к большому», «Репка» — «от большого к малому», повторность эпизодов.Внимание детей обращали и на приемы композиционного оформления сказочного повествования традиционные зачины, концовки, серединные элементы, их функции в сказке и условные обозначения. Оживление среди детей вызвало предложение пересказать сказку, составив ее на плоскости песочного ящика с помощью фигурок персонажей. Естественная потребность детей играть с песком навела нас на мысль использовать песочницу в своей работе. Для игр по сказкам подбираются большое количество различных пластмассовых фигурок, природного материала. Использование песочницы для моделирования ситуации сказки помогает развитию речевой активности детей (накоплению словарного запаса, развитию связной речи, автоматизации поставленных звуков).Один из приемов обучения детей связному пересказу – работа со сказками, в тексте которых часто встречается автоматизируемый в связной речи звук или оппозиционные звуки, произношение которых требует дифференциации в самостоятельной речи детей. Использование в работе таких сказок позволяет решать наряду с задачами овладения навыком последовательного и связного пересказа задачи автоматизации поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Особое внимание на занятиях мы уделяли умению детей рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене, т.е. драматизировать. «Проживая сказку», дети учились преодолевать барьеры в общении, вживались в образы героев, старались передать не только их слова и действия, но и характер, настроение, мимику, манеру разговора. Именно драматизация сказок способствует повышению речевой активности, развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности; повышает уровень самоконтроля за собственной речью, стремление ее улучшить. Это — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении, воспитывает умение взаимодействовать с другими детьми.    3 этап. Самостоятельное развитие повествования.Одним из базовых приемов составления сказок является изменение сюжета знакомой сказки. Это дает возможность показать вариативность и изменяемость сказок, а также действий с отдельными ее героями. При использовании приема продолжение знакомой сказки задача «сказочника» состояла в придумывании необычного поворота сюжета законченной истории и его словесном оформлении. Например, детям было предложено представить, что сказка «Гуси-лебеди» не заканчивается благополучным возвращением девочки с братцем домой. После коллективного составления плана новой сказки и обсуждения возможного развития действия дошкольникам предложили придумать свой вариант продолжения сказки и рассказать сказку дома родителям. Еще одним вариантом работы над преобразованием традиционных сказок было составление сюжета сказки с участием известных героев. Мы остановились на сочинении по литературному образцу в двух вариантах: с заменой героев, но сохранением сюжета; и с заменой сюжета, но с сохранением героев произведения. После того, как дети научились связно, последовательно, выразительно излагать свои задумки, предложили сочинить сказку с самостоятельным выбором темы, персонажей, придумыванием сюжета. Использовали творческое задание, которое позволило детям усвоить варианты действий и взаимодействий героев, учили представлять персонаж, входить в образ и составлять про него сказочный текст. Для такого задания мы использовали кольца Луллия. Поворотом волшебных стрелок герой и предмет или черты характера и привычки пересекаются, и это позволяет ребенку представить сказочную ситуацию, стимулирует его творчество и фантазию. После таких творческих заданий дети еще долго самостоятельно продолжали сочинять сказки, причем их фантазии не было предела. Дети старались придерживаться основного правила - добро всегда побеждает зло. В их сказках было и торжество добрых сил, и дружба между героями. Ценно то, что на протяжении всей сказки дети следили за ходом повествования, не сбиваясь с сюжетной линии, доводя свой замысел до конца.А надёжным способом фиксации детских сочинений является цифровой диктофон. Запись на диктофон является той формой контроля, которая имеет главной целью предоставление ребенку возможности услышать себя со стороны, спустя промежуток времени после своей речи. Это реальная возможность рефлексии – самооценки, самоощущения и самовосприятия.Таким образом, сказка в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи способствуют обогащению и актуализации словарного запаса ребенка, развитию навыков грамматического структурирования и связного оформления собственного высказывания, а также способствует нормализации произносительной стороны речи. ЛИТЕРАТУРА1. Сохин, Ф.А. Связь развития речи с умственным, эстетическим и нравственным воспитанием в процессе обучения родному языку / Ф.А. Сохин // Развитие речи дошкольника. – М.: Педагогика, 1990.2. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1972. – 280 с.3. Шибицкая, А.Е. Словесное творчество детей 6–7 лет на материале русских народных сказок//Художественное творчество в детском саду. – М.: Педагогика, 1972.