Публикации
Образы из поэм и стихов в рисунках детей через призму творчества народного поэта Габдуллы Тукая.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Образы из поэм и стихов в рисунках детей через призму творчества народного поэта Габдуллы Тукая.
Автор: Гильмутдинова Алсу Хаматдиновна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Образы из поэм и стихов в рисунках детей через призму творчества народного поэта Габдуллы Тукая.
Автор: Гильмутдинова Алсу Хаматдиновна
Образы из поэм и стихов в рисунках детей через призму творчества народного поэта Габдуллы Тукая. Использование различных техник, как средство активизации познавательного интереса к изучению предмета ИЗО. Изобразительное искусство - это прекрасный, удивительный и притягательный мир. Не всегда можно просто, сразу же войти в него. Мир этот - часть всей нашей жизни, но живет он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринять всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графического листа.Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребенку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его учитель - профессионал, который донесет до неискушенного ученика все тонкости своего дела -, научит понимать и чувствовать мир художника, а через него - красоту и смысл жизни, реальности.Далеко не последнее место (если не сказать одно из основных) в школьном преподавании курса изобразительного искусства отводится грамотному, толково составленному тематическому планированию, опирающемуся на требования Государственного стандарта общего образования в образовательном учреждении. Федеральный стандарт включает: цели, обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников.Обязательный минимум по изобразительному искусству включает основные ценности и достижения национального и мирового искусства, фундаментальные понятия, связанные с языком художественной выразительности изобразительных (пластических) искусств, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся, формирования их социальной и функциональной грамотности в сфере искусства.Поэтому главной задачей преподавателя художественной школы в младших классах становится задача пробуждения фантазии ученика, увлечение его творчеством без навязывания собственных мнений и вкусов. Для этого не стоит жалеть ни ярких красок, ни карандашей, ни самой хорошей бумаги. Учащийся должны увидеть силу художественных материалов и их возможности.Целью данной работы является рассмотрение одной из техник и материалов изобразительного искусства, применение которой, разнообразит детское творчество, даст простор для самовыражения, внесет элемент индивидуального в уроках в ДХШ. Долгое время, работая в стенах художественной школы наши, педагоги пришли к выводу, что ознакомление и последующее применение различных техник и материалов дает возможность получения индивидуальных работ детей внутри одной темы;-исчезает похожесть работ одна на другую;-нет стереотипности мышления;-не так сильно влияние учительского показа; с применением различных техник и материалов сильнее проявляется детская фантазия и творчество. Слава о великом татарском поэте Габдулле Тукае имеет весьма широкую географию. С его сказочными персонажами знакомы все дети, живущие в Татарстане. Самые популярные из них это: Шурале – леший, водяная – обладательница золотого гребня, коза и баран, которые перехитрили целую стаю волков. Каждый год в апреле учителя проводят уроки, посвященные творчеству этого славного поэта. Дата дня рождения поэта постепенно переродилась в ежегодный открытый конкурс «Тукай среди нас». Он проводится нашей Детской Художественной школой №1 г. Набережные Челны РТ, где могут участвовать все дети близлежащих городов и сел. К мероприятию такого уровня нужна большая подготовка. Задействованы бывают все учителя и учащиеся. Самый большой и ценный материал готовится для открытых уроков и мастер-классов. Интересен опыт преподавателей МАУ ДО Детской Художественной Школы №1 высшей квалификационной категории Муратовой Э.С. Техника «граттаж» обрела большую популярность, но как сделать работу содержательной, изучить все нюансы техники, придумать персонажей сказок-поэм, из обычных черточек создать целую композицию – этому научат не везде. Учителю важно с детьми проделать огромную работу по изучению образов, техники, приемов правильной компоновки и все это на одном занятии. По итогам урока проведена выставка в стенах школы, где с работами могли познакомиться родители и гости школы. Не менее интересным стал мастер – класс преподавателя высшей категории Кузьмина А.В., где использовалась совершенно другая графическая техника. Графическая стилизация выполнялась младшими школьниками фломастерами, гелевыми ручками, тушью и пером. А также использовалась техника отпечатка. Дети, исполнявшие работы на тему: «Сказка о козе и баране» были восполнены радостью, они познакомились с разнообразием техник, используемых в работе с обычными материалами. Некоторые работы заняли призовые места на конкурсах, другие активно выставлялись в городе на различных выставках. Технику «батика» использовала преподаватель I ой квалификационной категории Яшина Е.А. Плавные переходы от одного цвета в другой, прозрачность краски, схожесть техники с акварелью, все это, как нельзя лучше помогло ребятам старшего класса передать текучесть воды, дальний план и сам образ водяной в сказке «Су анасы». Применяемые в этой работе контурные краски придали работам декоративность, помогли в стилизации. Похожие на тамбурную вышивку линии, оставляемые от контурных красок, усилили в работах дух татарского народа и его истории. На поздравление для призеров открытого конкурса «Тукай среди нас» приезжают дети и взрослые с ближайших городов и сел. Это особенный день, к нему ведется большая подготовка. Очередной мастер-класс, в рамках конкурса, провела преподаватель высшей категории Гильмутдинова А.Х. на тему «Образ Шурале ». Взрослые и дети услышали отрывок из поэмы «Шурале» с очень образным описанием портрета лешего, узнали много интересного из техники сухой пастели. Научились использовать пастель в различных техниках штриховки и растирки. И все это благодаря работам народного художника, а также народного поэта Латфуллы Латыпа. Его работы заинтересовали преподавателя тем, что по духу очень похожи на произведения Г.Тукая. Декоративный стиль в пастели не похожий ни на один другой, помог детям создать настоящие шедевры. Радостные, довольные родители, бабушки и сами дети, благодарные преподавателю, уходили с занятия. Все участники этих занятий без сомнения унесли с собой не только очередные знания, но и частичку тепла со своими работами. Преподаватели художественной школы, благодаря своему багажу знаний, опыту и любви к детям, своей работе, в силах передать детям очень много информации, многому научить, обучить и привить любовь к своему народу, к его творчеству. Привлечь детей самих создавать интересные работы, участвовать в конкурсах, интересоваться искусством - в этом заключается смысл работы таких конкурсов, выставок, мастер - классов, открытых уроков. Для педагога же – это не только активная подготовка и сбор информации, но и самообразование, стимул для новых идей, новых творческих работ. Мы даем им свои знания и опыт, они делятся своей радостью, впечатлениями, радуют своими работами, достижениями окружающих. Происходит взаимообмен, в котором задействованы взрослые-родители, педагоги и, конечно, дети! Проводите конкурсы, делитесь опытом, радуйте родителей и детей, растите поколение детей думающих, мечтающих, знающих и талантливых! Привожу пример проведения одного из таких уроков или может быть мастер-классов, который может стать для учащихся настоящим открытием в творчестве великого татарского поэта Г.Тукая. К занятию прилагаются: рисунки детей, презентация с рисунками портретов Шурале, нарисованных взрослыми и детьми к Республиканской выставке, а так же презентация творчества известного национального художника, члена союза художников России и Татарстана,поэта Хамита Латифа, чье творчество очень созвучно с Творчеством Г.Тукая. В презентации предоставлены работы художника, выполненные пастелью в оригинальной технике.