Публикации «Использование знаково-символьных средств в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование знаково-символьных средств в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Автор: Миночкина Анна Павловна

Муниципальное образовательное учреждение «Оболенская СОШ»Консультация для педагогов на тему:«Использование знаково-символьных средств в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Воспитатель:Миночкина А.П.Успешное овладение культурно-гигиеническими навыками является неотъемлемой частью формирования общей культуры человека. Знакомство с гигиеной и культурой поведения начинается в семье с первых дней жизни ребёнка. Работу в этом направлении ведут и в детском саду. Особенно важна она в группах раннего возраста.Психологи считают, что на время от рождения до трёх лет жизни ребёнка приходится сензитивный, то есть наиболее благоприятный для восприятия период усвоения порядка. Именно до трёх лет малышу легче всего усвоить распорядок дня со всеми гигиеническими процедурами и элементарные нормы поведения в ближайшем окружении, и они войдут у него в стойкую привычку. Естественно, это возможно, если в детском саду и дома будет проводиться систематическая, планомерная работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков.Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач:• Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.• Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.• Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.• Формировать начальные представления о ценности здоровья, о том, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.• Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.• Привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.• Обогатить предметно-развивающую среду группы.Для успешного решения этих задач рекомендуется использовать целый ряд педагогических методов и приемов с учетом возраста детей.Методы и приёмы формирования у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков:- личный пример взрослых;-алгоритмы одевания, умывания;-игровые ситуации;-упражнения в действиях;-дидактические игры; - непосредственно образовательная деятельность;-показ;-беседы;-использование потешек;-чтение стихотворений;Основными задачами в раннем дошкольном возрасте являются: переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, а также развитие внимания, памяти и речи. Эффективным методом формирования культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является игра. Ведь известно, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности и как метод воспитания. Содержание игр составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Таким образом, усвоение культурно-гигиенические навыки закрепляют и обогащают детские игры. Малыши начинают переносить их в разные игровые ситуации, и тогда предметные действия превращаются в игровые. Используя разнообразные игры, мы формируем и закрепляем у детей умения и навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим играм.Но наиболее востребованы у малышей игры с куклами, которые являются для них самыми близкими партнерами по игре. Чтобы культурно-гигиенические умения прививались гармонично можно предложить детям различные игровые ситуации: «Купание куклы», «Кукла заболела», «Кукла идет на прогулку». Основное действие для ребенка в таких играх — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Их цель заключается не только в развитии у детей познавательного интереса, но и в практическом закреплении культурно-гигиенических умений. Например, игра «Мыльные перчатки» знакомит детей не только со свойствами мыла, но и обучает их тщательному намыливанию рук со всех сторон, а также привить стремление детей к самостоятельности при выполнении гигиенических процедур.Существует много различных способов достижения этих задач. На современном этапе появляются новые эффективные способы работы с детьми раннего дошкольного возраста.Использование знаково-символьных средств в организации игровой деятельности у детей раннего возраста один из этих способов.Символьный этап позволяет решать следующие задачи:- Знакомит с иным (графическим) способом представления информации;- Развивает умения кодирования и декодирования информации; - Концентрирует внимание;-Развивает вариативное мышление, фантазию, творческие способности;- Развивает различные анализаторы (двигательные, слуховые, зрительные);- Позволяет удерживать в памяти словесный материал;- Облегчает и ускоряет процесс запоминания;- Повышает наблюдательность;- Помогает уяснить роль изображений для удержания в памяти словесного материала;- Позволяет большее внимание уделять речи, а не припоминанию последовательности событий.Педагогическое моделирование, которое строится на замещении предметов, явлений условными символами, выполняет задачу развития мыслительных процессов, в частности, у детей дошкольного возраста. Одним из вариантов наглядного моделирования, который широко используется в дошкольных образовательных учреждениях, начиная с раннего возраста – это алгоритмы действийАлгоритм – это и есть последовательность шагов, способ принятия и удержания цели предстоящей деятельности, это возможность перенести метод решения данной задачи на похожие задачи. С самого раннего возраста дети овладевают алгоритмами, знакомятся с последовательностью действий при выполнении гигиенических процедур: умывание, чистка зубов, пользование платком, одевание.У детей раннего возраста мыслительный процесс всегда связан с действиями, манипуляциями с предметами. Между тем уже в этом возрасте ребенок соотносит определенные картинки с действиями. Один из первых алгоритмов, с которыми мы знакомим детей с раннего возраста – это алгоритм одевания. Его располагают на уровне глаз ребенка в раздевалке группы детского сада. Если ребенок не имеет ограничений в своих возможностях, он вполне быстро может одевать вещи или приносить их взрослому перед одеванием, опираясь на такую модель. По такой же логике работает и алгоритм умывания. Каждый раз, приходя в умывальную комнату, обращаем внимание детей на понятные для них картинки. Конечно, перед тем, как использовать на практике такие модели, с детьми проговариваем, какой смысл они несут. Для раннего и младшего возраста картинки обозначают буквально предметы, на которые должны быть направлены действия малыша. В дальнейшем эти модели малышу подскажут «маршрут» его действий, если вдруг не будет рядом взрослого. Таким образом, наглядность в данном случае помогает не только развитию мыслительных процессов, анализу изображения и алгоритму следования, отображенной в модели действия, но и помогает ребенку чувствовать себя самостоятельным.Эта работа позволяет нам в дальнейшем использовать более сложные формы знаково-символьных средств, таких, например, как мнемотаблицы и схемы, которыми мы пользуемся для развития связной речи и заучивания наизусть.Для работы по формированию культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста были разработаны игры с использованием знаково-символьных средств с помощью которых дети знакомятся с предметным миром, его объектами, познают окружающий мир, взаимоотношения в обществе через наглядные модели, которые способствуют их четкому представлению (вид, структура, форма, назначение и т. д.).Дидактическая игра направлена на развитие памяти, мышления, творческого воображения, развитие культурно-гигиенических навыков. Она вырабатывает усидчивость, простор для проявления самостоятельности. Дидактическая игра хороша еще и тем, что ребенок сразу видит конечный результат. Игра помогает привлечь внимание детей к последовательности действий, способствует поддержанию самостоятельности в самообслуживании. Игры помогают малышу не только осознать необходимость, но и почувствовать желание самостоятельно умыться, одеться и т. д. игры вырабатывают позитивное отношение к соблюдению правил личной гигиены и самообслуживанию. Новые знания, умения и навыки, полученные и сформированные в игре, повышают самооценку ребенка.Игры на запоминание алгоритма действия. «Перемешанные картинки»Задачи игры. Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.Серия картинок, к которым дети находят соответствующие картинки. Например, к картине, на которой изображена растрепанная девочка, - расческа; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик, - мыло и щетку; к картине с изображением грязных зубов – зубную щетку и пр.Ход игры. Воспитательница вешает на доску картину, изображающую неопрятного ребенка, а детям раздает маленькие картинки, на которых нарисованы предметы туалета. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым необходимо дополнить картину. Когда они отдают картинку воспитательнице, то должны объяснить его назначение, например, «Вот мыло для умывания». Или: «Вот расческа для того, чтобы девочка причесалась».«Чистоплотные дети»Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).Затем воспитательница говорит: «Руки». Дети, которых она вызывает, отвечают: «Мыло, полотенце». Подобным же образом дети реагируют на слова «волосы» (расческа, шампунь, мыло), «купание» (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).Вариант. Воспитательница задает вопрос: «Что нам нужно, когда мы утром встаем?» Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (зубная щетка, паста, мыло, полотенце).«Одень куклу по сезону»Задачи игры: закреплять последовательность действий при надевании одежды. Ребенок учится различать сезонные вещи, нижние и верхние, воспитывает в себе аккуратное обращение с гардеробом.Ход игры. Напомните воспитаннику, что существуют четыре сезона года, что одеваться нужно в зависимости от погоды. Занятие можно разделить по сезонам. При дидактической игре «Одень куклу на прогулку зимой» ребенок должен усвоить, что на улице холодно, поэтому одеваться необходимо тепло. Спросите, какие вещи нужно надеть, чтобы не замерзнуть. Ребенок должен ответить, что теплую.«Назови одежду»Задачи игры. Учить узнавать и верно называть предметы гардероба.Ход игры. По сюжету кукол пригласили в гости, но они разбросали свою одежду, теперь не разберутся, где чья. Задача играющего – помочь куклам разобрать вещи. Покажите вещь. Ребенок должен назвать ее, сказать, кому она принадлежит, мальчику или девочке. Вправо отложить для девочки, влево – для мальчика. Когда ребенок правильно распределит одежду, пусть оденет каждую куклу.Игровые ситуацииНавыки самообслуживания«Купание куклы»Оборудование: кукла, ванночка с водой, ведерко с водой, кружка, мыло, губка, полотенце.Ход игры: Воспитатель говорит: «Сегодня будем купать куклу Машу», «Где будем купать» - в ванночке, в теплой воде (дети повторяют)- Рома, попробуй, какая водичка в ванночке?- Правильно, теплая.Затем педагог просит одного ребенка помочь раздеть куклу и сажает ее в ванночку.- «Сначала помоем ей голову»- Просит другого ребенка подать мыло. Намыливает голову, смывает кружечкой с водой мыло, приговаривая:«Теплую водичкуЛьем на нашу птичку»Затем намыливает губкой руки, туловище, ноги и приглашает 2-х детей помочь смыть водой мыло. Дети по очереди из кружечки поливают водой куклу, вместе с педагогом, приговаривая:«Чаще мойсяВоды не бойся»«Кукла идет на прогулку»Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая: Надеваем курточку, проденем руки в рукава, застегнем пуговицы. Вот, куртку надели! Надеваем ботиночки на ножки, вот шнурки, я помогу тебе завязать вот, ботиночки надели на ножки Надеваем шапку на голову. Вот, так, шапку надели Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно. «Голова – шапка».Ход игры: Разложите перед ребенком несколько предметов одежды, обуви и головных уборов (или их изображения). Спросите ребенка: «Что ты наденешь на голову, когда пойдёшь гулять?» (малыш должен показать на шапку). «А что наденешь на туловище?» (малыш показывает на кофту или куртку). В дальнейшем можно усложнить задание: предлагать выбрать обувь для лета (босоножки), для зимы (сапоги) и т.д.  Навыки культуры еды и поведения за столом«Мытье кукольной посуды»Цель: Закрепление представлений ребенка о посуде и кухонных принадлежностях, активизировать употребление в речи слова «посуда». Привлекать малыша к посильному труду. Учить отвечать на вопросы взрослого: называть цвет чашек, тарелок, их величину. Материал. Миска, губка, кухонное полотенце. Использовать наборы игрушечной посуды. Ход игрыВоспитатель приглашает детей помыть посуду для кукол. Взрослый показывает, затем предоставляет ребенку возможность действовать самостоятельно. В процессе игры взрослый побуждает малыша называть предметы и их особенности. Затем игра разворачивается ситуативно по желанию малыша, например, куклу угощают чаем и т.п.«Мы готовимся к обеду»Цель: ознакомление с названиями столовой посуды, их формой, цветом;Оборудование: предметы столовой посуды: тарелки (глубокая, мелкая), кружка, ложки (маленькая, большая).Ход игры: Ситуация разворачивается естественным образом. Воспитатель обращает внимание детей на няню, которая готовит посуду для сервировки стола к обеду.Воспитатель показывает детям предметы столовой посуды попарно: глубокая и мелкая тарелка, маленькая и большая ложка, кружка. Выделяются общие и отличительные признаки. Например: «Эти тарелки круглой формы. Эта тарелка мелкая, а эта - глубокая».Педагог объясняет детям назначение каждого предмета столовой посуды. Далее объясняет, что все эти предметы тоже называют посудой. Их ставят на стол, который нужно накрыть к обеду.Далее воспитатель обращает внимание детей на сервировку няней стола. Комментирует детям последовательность расстановки приборов для обеда.Навыки пользования носовым платком«Кукла заболела»Цель: обучение ребенка пользоваться носовым платком.Оборудование: кукла, носовые платки.Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:Маша заболела, трудно ей дышать,Мы платочком будем носик вытирать!Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.«Носики-курносики»Цель: обучение ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.Оборудование: индивидуальные носовые платки.Ход игры: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять (убирает платок в карман). Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.Навыки пользования расческой«Делаем прическу»Цель: обучение ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху - вниз.Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удержать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.