Публикации Методические рекомендации для педагогов образовательных организаций «Проектирование и разработка учебного занятия внеурочной деятельности»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации для педагогов образовательных организаций «Проектирование и разработка учебного занятия внеурочной деятельности»
Автор: Довгий Марина Андреевна

Методические рекомендации для педагогов образовательных организаций
Проектирование и разработка учебного занятия внеурочной деятельности
Профессиональное развитие современного педагога, согласно ФГОС, включает деятельность по разработке и реализации образовательной деятельности обучающихся в образовательной организации. Но, кроме деятельности по разработке современного урока, педагог должен выстроить траекторию профессиональной деятельности с учетом реализации деятельностного характера ФГОС ОО, где главной задачей является личностное развитие обучающегося.
Деятельностный характер предполагает также принципиальные изменения в деятельности педагога и технологиях современного обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет обязательное формирование универсальных учебных действий на всех этапах урока, а также проектирование технологической карты не только урочной деятельности обучающихся, но и внеурочной деятельности, так как возможности технологической карты занятия внеурочной деятельности позволяют рассматривать ее в дидактическом контексте, как целостную картину урока от постановки цели до диагностики образовательных результатов обучающихся.
Технологическая карта с современном образовательном процессе выступает как вид графического проектирования, позволяющая структурировать информацию по этапам внеурочного занятия, содержательному компоненту, методам организации внеурочной деятельности, по видам деятельности педагога и обучающихся, образовательным результатам.
Проектирование занятия по внеурочной деятельности является результатом описания профессиональной деятельности педагога с описанием различный типов образовательных результатов, согласно ФГОС ОО. Проект занятия по внеурочной деятельности включает не только технологическую карту занятия, но и паспорт урока, приложения, список литературы.
Занятие внеурочной деятельности отличается от традиционного урока. Прежде всего, оно направлено на развитие интересов и потребностей обучающихся, их активную деятельность. Занятие внеурочной деятельности в отличие от урока отличается меньшей степенью регламентированности, более гибкой структурой занятия, отсутствием домашнего задания, индивидуальными потребностями обучающихся. В то же время, при планировании занятия внеурочной деятельности, необходимо строгое соответствие задачам, поставленных государственной программой обучения и воспитания обучающихся, четкое соблюдение структуры занятия, временных рамок в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Структура технологической карты предполагает блочную форму блок целеполагания, инструментальный, деятельностный блок и другие. Информация, содержащаяся в блоках технологической карты должна отражать методы и средства, формы проведения занятия, а также планируемые образовательные результаты, содержать необходимые приложения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Технологическая карта
занятия внеурочной деятельности Инфляция и меры предотвращения инфляции курса Основы финансовой грамотности, 10 класс
Учитель
Довгий Марина Андреевна
Тема занятия
Инфляция и меры предотвращения инфляции
Цель занятия
Формирование интереса обучающихся к изучению темы Инфляция и меры предотвращения инфляции, развитие познавательной деятельности обучающихся в области финансовой грамотности, формирование экономического мышления обучающихся
Планируемые образовательные результаты, формируемые УУД
По окончанию изучения темы обучающийся:
ЛР-1: обосновывает для себя значимость понимания основных экономических процессов
ЛР-2: активно и заинтересованно выполняет задания на занятии
РУД-3: самостоятельно планирует пути достижения целей во время проведения учебного занятия
РУД-4: осуществляет эффективный выбор способов решения учебных задач по финансовой грамотности
ПУД-1: определяет понятия по теме занятия
ПУД-3: сравнивает и классифицирует виды инфляции
ПУД-4: устанавливает причинно-следственные связи инфляционной политики государства
ПУД-10: умеет находить в экономическом тексте необходимую информацию
ПУД-11: ориентируется в содержании экономического текста
ПУД-12: критически оценивает содержание экономического текста по теме Инфляция
Программные требования:
Обучающийся:
научится поиску актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
сможет применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика);
усвоит знания: об основных видах инфляции, причинах и последствиях инфляции, влияния инфляционных ожиданий населения на экономику государства, а также базовые понятия по теме Инфляция
Мировоззренческая идея:
Инфляция является естественным экономическим процессом и нуждается в регулировании со стороны государства в условиях смешанной экономической системы
Ценностно-смысловые ориентиры:
Экономическая культура. Познание.
Методологическая основа
системно-деятельностный подход
План изучения нового материала:
Понятие Инфляция.
2.Причины инфляции:
а) чрезмерная денежная эмиссия;
б) рост государственных расходов;
в) монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек;
г) сокращение производства;
д) увеличение налогов;
е) необоснованное повышение номинальной заработной платы.
3.Виды инфляции:
а) по причинам возникновения:
- инфляция спроса;
- инфляция предложения (издержек).
б) по темпу роста цен:
- ползучая;
- галопирующая;
- гиперинфляция.
в) по характеру протекания (проявления):
- открытая;
- скрытая.
4.Последствия инфляции:
а) обесцениваются сбережения, реальная заработная плата, снижается уровень жизни населения;
б) сокращение производства и рост безработицы;
в) снижается инвестиционная активность.
5.Меры борьбы с инфляцией (антиинфляционная политика):
а) адаптационные меры (борьба с последствиями инфляции):
- индексация доходов;
- контроль уровня цен;
- повышение учётной ставки.
б)ликвидационные меры (борьба с причинами инфляции):
- ограничение денежной массы;
- повышение нормы обязательных резервов для коммерческих банков;
- сокращение государственных расходов и социальных программ;
- увеличение налогов.
в) денежная реформа:
- деноминация;
- девальвация;
- ревальвация;
- нуллификация.
Основные понятия:
Инфляция, гиперинфляция, деноминация, девальвация, ревальвация, нуллификация.
Вид внеурочной деятельности по ФГОС:
Познавательная деятельность, элементы игровой деятельности
Форма внеурочной деятельности:
Групповая деятельность, индивидуальная деятельность
Технология:
Развивающее обучение, проблемно-деятельностное обучение
Оборудование занятия:
Мультимедийное оборудование (проектор, интерактивная доска, компьютер), раздаточный материал
Этапы занятия внеурочной деятельности
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
ПОР
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Приветствие
Психологическая эмоциональная подготовка обучающихся к занятию
Мотивация обучающихся
Проверка готовности обучающихся к занятию
Уточнение тематических рамок занятия
Формулировка темы, постановка задач
Настраиваются на занятие
Слушают, обсуждают тему занятия, формулируют вместе с учителем учебные задачи
Слайд 1
РУД-1
2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Повторение ранее изученного материала:
Виды потребительских расходов и доходов?
Чем различаются номинальный и реальный виды доходов потребителя?
Назовите основные виды доходов потребителя.
Какие факторы, влияют на структуру потребительских расходов?
Какова связь между потреблением и доходами потребителя?
Задание: Сформулируйте закон Энгеля.
Как выражается взаимосвязь между доходами населения и степенью благосостояния жителей конкретной страны?
Вспоминают изученный ранее материал, отвечают на вопросы, обсуждают варианты ответов, устно выполняют задания
ПУД-1
РУД-3
3. КОНСТРУИРУЮЩИЙ ЭТАП
Объяснение понятия Инфляция, работа с терминологией. Для определения сущностных признаков понятия инфляция учитель задает вопросы:
Почему в условиях смешанной экономической системы происходит рост цен? Какие факторы оказывают влияние на ценовую политику государства?
Какое влияние оказывает инфляция на бюджет граждан государства? Какие категории населения прежде всего страдают от инфляции? Приведите примеры.
Почему возникает инфляция?
Учитель рассказывает о причинах возникновения инфляции, видах и формах инфляции.
Игра Да - Нет
Решение экономической ситуации.
Работа с раздаточным материалом в парах.
Решение экономических задач
Задача 1.
Представь, что тебе удалось скопить за год 2000 рублей. В начале года ты мог на эти деньги сходить 8 раз в кино, покупая билет за 250 рублей. В конце года деньги пострадали от инфляции, которая равна 8%. Сколько раз ты можешь на них сходить в кино?
Решение.
1) 2000 *8 / 100 = 160 рублей
2) 2000-160 = 1840 рублей
3) 1840/ 250 = 7,36
Задача 2.
Автомобиль стоит 120 тысяч рублей. После подорожания он стал стоить 150 тысяч рублей. На сколько процентов повысилась цена автомобиля?
Решение.
150 000-120 000 = 30 000
30 000*100/ 150 000 = 20%
Задача 3.
Товар стоил 500 рублей. Его цена повысилась на 20 %.На сколько рублей повысилась цена? Какова новая цена товара?
Решение.
500 * 20 /100 = 100 рублей
500 + 100 = 600 рублей
Задача 4.
Цена товара 1000 рублей. Ее увеличили сначала на 10 %. Какой стала цена? Потом цену увеличили еще на 10 %. Какой стала цена?
Решение.
1000 * 10 / 100 = 100 рублей
1000 + 100 = 1100 рублей
1100 * 10 / 100 = 110 рублей
1100 + 110 = 1210 рублей
Учитель рассказывает о видах сбережений потребителя, рациональном экономическом поведении потребителя, накоплениях.
Последствия инфляции. Как защитить себя от инфляции
Сравните.
Вариант 1. Мы положили наши накопления в копилку в начале года – 1000 рублей. За год инфляция съела 8 %. В итоге в конце года у нас осталось 980 рублей.
Вариант 2. Мы положили наши накопления в банк под 11 % годовых, инфляция за год тоже съела 8 %. Но поскольку 11 %, которые нам заплатит банк больше 8 %, которые съест инфляция, мы останемся в выигрыше. На 3 % мы сможем приумножить наши накопления, то есть в конце года у нас будет 1030 рублей. Это на 50 рублей больше, чем в первом варианте.
Вывод: в первом варианте мы потеряли часть денег, во втором - приумножили
Допустим, процент по вкладу равен 11% годовых. Ты положил в банк 1000 рублей. Тогда в конце года у тебя будет 1000 * 1,11=1110 рублей.
Закрепление.
Банк выплачивает доход из расчета 20% в год. Сколько рублей окажется на счете через год, если на него клали:
100 рублей
200 рублей
1000 рублей
12 000 рублей
Решение.
100 * 20 / 100 = 20 + 100 = 120 рублей
200 * 20 / 100 = 40 + 200 = 240 рублей
1000 * 20 / 100 = 200 + 1000 = 1200 рублей
12 000 * 20 / 100 = 240 + 12 000 = 12 240 рублей
Антиинфляционная политика государства.
Учитель показывает видеоматериал Как государство борется и инфляцией
Слайд 2
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Записывают в тетради понятие инфляция.
Слайд 3
Отвечают на вопросы, приводят примеры.
Записывают в тетради причины, виды и формы инфляции.
Отвечают Да на верные утверждения об инфляции и Нет на неверные утверждения учителя.
Слайд 4-8
Фронтальная работа
Работают в парах
Анализируют экономическую информацию
Решают экономические задачи.
Обсуждают решения и ответы вместе с учителем.
Делают выводы.
Слайд 9-10
Слушают объяснение учителя, записывают в тетрадь термины и информацию по теме занятия.
Слайд 11-12
Работа в группах
Фронтальная работа
Сравнивают экономические ситуации
Делают вывод
Закрепляют материал, изученный на занятии
Записывают условие задания и решение в тетради
Смотрят видеоматериал
Анализируют экономическую ситуацию
отвечают на вопросы
ПУД-1
ПУД-2
ПУД-4
РУД-4
ПУД-4
ПУД-10
ПУД-11
ПУД-12
ЛР-2
ПУД-2
ПУД-4
ПУД-10
ПУД-11
ПУД-12
ЛР-1
РУД-4
ПУД-3
ПУД-4
ПУД-11
ПУД-12
ЛР-1
РУД-4
ПУД-3
ПУД-4
4. СИСТЕМАТИЗИРУЮЩИЙ ЭТАП
Беседа с обучающимися.
Анализ различных экономических ситуаций
Разбор экономических примеров.
Учитель предлагает обучающимся самостоятельно сделать выводы по теме занятия
Работают в группах
Беседуют с учителем
Систематизируют информацию по теме занятия, делают выводы
анализируют
ПУД-3
ПУД-4
ПУД-11
ПУД-12
ЛР-1
РУД-4
5. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Учитель проводит беседу с обучающимися, задает вопросы:
1. В чем причины роста цен в условиях смешанной экономической системы?
2. какие виды и формы инфляции существуют в зависимости от причин инфляции?
3. Какие категории населения выигрывают от инфляции?
4. Как защитить накопления от инфляции?
5. как государство борется с инфляцией?
6. каким должен быть уровень инфляции для стабильного роста экономики государства и какие меры необходимо для этого применять в экономической политике государства?
Фронтальная работа
Отвечают на вопросы учителя
Делают выводы
ЛР-1
РУД-4
6. РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП
Рефлексия и самооценка
Учитель предлагает обучающимся заполнить листы самооценки, закончить предложения
Теперь я знаю…
Теперь я умею…
Цели урока
+
-
?:
Учитель просит обучающихся оценить по 5 шкале свою работу на занятии и высказать свое мнение о проведенном занятии
Заполняют листы самооценки
Оценивают свою работу
РУД-2
ЛР-1
Список литературы:
1. Внеурочная деятельность: организация и содержание. - Нижний Тагил: НТФ ИРО, 2015.
2. Сорокина И.В. Технология педагогического проектирования современного урока: методические рекомендации. - Самара: СИПКРО, 2017.
3. Сорокина И.В. Метапредметные образовательные результаты: планирование, достижение и оценивание: методическое пособие для педагогов. - Самара: СИПКРО, 2020.