Публикации Организация обучения студентов по дисциплинам в сфере обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация обучения студентов по дисциплинам в сфере обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Автор: Безрукова Наталья Александровна

Безрукова Наталья АлександровнапреподавательОГБПОУ Ульяновский педагогический колледжг. Ульяновск, Ульяновская областьОрганизация обучения студентов по дисциплинам в сфере обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.Аннотация: в настоящее время, инклюзивное образование является одной из важных форм обучения и воспитания, ведь количество детей, имеющих статус ОВЗ, растет. Поэтому каждый педагог, вне зависимости от наличия или отсутствия специального образования, может столкнуться с ребенком с ОВЗ, а значит, он должен быть полностью готов к этой встрече. Ключевые слова: инклюзивное образование, ОВЗ, обучение и воспитание.В современном мире любой воспитатель и учитель может столкнуться с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, даже, если он не является специальным педагогом [1]. На данный момент количество детей с различными нарушениями растет, при этом каждый имеет право на обучение в любом образовательном учреждении. Наша задача, научить студентов работать с детьми любой категории ОВЗ, даже, если их будущая профессия не пересекается с коррекционной работой. Студентам необходимо понимать, что эффективность обучения или воспитания будет зависеть от умения: подстроиться под каждого ребенка, составлять планы уроков, формировать индивидуальные программы для некоторых учеников, адаптировать ребенка, отслеживать динамику, давать рекомендации, взаимодействовать с другими педагогами [2]. В нашем педагогическом процессе, особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предлагает:-своевременно выявлять детей с ОВЗ, если они не имеют документа о прохождении ПМПК, с помощью разнообразных диагностик, особенно, если нарушение внешне сразу незаметно, ведь, чем раньше начнется коррекционная работа, тем быстрее и легче дефект поддается коррекции;- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, ведь разные нарушения основываются на разных потребностях, в различной коррекционной помощи;- определение оптимального педагогического маршрута – на каждого ребенка, имеющего ОВЗ, должна быть своя программа, основанная на рекомендациях ПМПК, особенно, если у нескольких детей нарушения имеют различия – свои особенности, а значит нужно знать все особенности того или иного нарушения[2];- осуществление индивидуально – ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детей с ОВЗ. Необходимо понимать, к каким специалистам нужно обратиться родителям за помощью или же педагогу за консультацией, так же уметь подключать работу других педагогов;- планирование коррекционных мероприятий, которые помогут ребенку адаптироваться, развиваться физически, а главное – скорректировать имеющийся дефект;- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы – может только педагог, который знает особенности развития, нарушения, коррекции и т.д., сможет заметить динамику и оценить пользу той работы, которая проводится с ребенком в образовательном учреждении;- консультирование родителей, имеющих детей с ОВЗ [3]. Каждый педагог, работающий в образовательном учреждении, должен иметь необходимость контакта с родителями, и многие считают это одной их сложных составляющих данной работы. С родителями, имеющими ребенка с ОВЗ, данная работа может происходить еще тяжелее. Поэтому будущие педагоги должны понимать все тонкости общения с родителями, дети которых имеют то или иное нарушение. Здесь необходимо знать какими могут быть особенности реакции на дефект ребенка, требования родителей. Нужно уметь объяснить четко и ясно, какая работа проводится с ребенком, а какая необходима дополнительно для лучшего развития их детей, давая дополнительные рекомендации.Если педагог, не имеющий коррекционного образования, будет знать хотя бы базу специальной педагогики, то его работа будет более эффективной, что в дальнейшем обеспечит достойную работу в обучении и воспитании детей с ОВЗ.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с.2. Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л.М. Крыжановская. – М.:Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 143 с. – (Библиотека психолога).3. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Е.А. Савина. – М.:.Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2008. – 223 с. – (Библиотека психолога).