Публикации Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Автор: Докина Екатерина Геннадьевна Судочакова Регина Ибрагимовна Якурина Марина Владиславовна

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Докина Екатерина Геннадьевна, Судочакова Регина Ибрагимовна, Якурина Марина Владиславовна Аннотация: статья посвящена патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Авторы рассмотрели определения понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание», «патриотическое воспитание дошкольников». В статье представлены результаты исследования уровня патриотического воспитания дошкольников. Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, дети старшего дошкольного возраста Трансформация Российского общества привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны. Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социальноэкономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из актуальнейших. Понимание «патриотизма» имеет давнюю традицию, однако само понятие имело различное наполнение и понималось по-разному. В античности термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям (таким как Эллада, Италия); таким образом, термин patriota («патриот») означал приверженца своего городагосударства, хотя, например, чувство общегреческого патриотизма существовало, по крайней мере, со времен персидских войн, а в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство италийского патриотизма [2, с. 16]. В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрел ее в Новое время. В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при политическом (неэтническом) понимании по этой причине во Франции и Америке в тот период понятие «патриот» было синонимом понятия «революционер». Символами этого революционного патриотизма являются и «. С появлением понятия «национализм», патриотизм стали противопоставлять национализму, как приверженность стране (территории и государству) – приверженности человеческой общности (нации). Впрочем, нередко эти понятия выступают как синонимы или близкие по значению. На Руси первые упоминания о патриотическом воспитании молодого поколения можно найти в произведениях древнерусской литературы, которые воспитывали гордость за родную землю, способствовали формированию патриотического сознания. Воспитание в то время было направлено воспитание защитника русской земли, своего Отечества, жизнь во благо которого представлялось высшей ценность. В VIII-XIX веках под патриотическим воспитанием понимали воспитание полезных для государства граждан. Совершенно иную трактовку имело рассматриваемое понятие в XX веке. Во времена Советского государства патриотизм был тесно связан с политической идеологией, т.к. его основу составляет отношение к государству, к нации, к другим странам. Одним из основных направлений патриотического воспитания в советский период является военно-патриотическое воспитание [2, с. 17]. В настоящее время патриотическое воспитание является ведущим направлением государственной политики Российской Федерации. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы» патриотическое воспитание определяется как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей [1]. В настоящее время в педагогике патриотизм определяется, как социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. С учетом особенностей патриотического воспитания в современных условиях цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. На основании проведенного анализа работ, связанных с воспитанием патриотизма, нам представляется, правомерно вкладывать в это понятие следующее смысловое содержание: патриотизм – это синтез духовнонравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей культуры. Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение целого и части. Это связано еще и с тем, что:
  • во-первых, патриотизм возникает и развивается как чувство, все более социализируясь и возвышаясь посредством духовно-нравственного обогащения;
  • во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества;
  • в-третьих, патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума;
  • в-четвертых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально-нравственной задачей, которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству; - в-пятых, истинный патриотизм – в его духовности [3].
  • Таким образом, под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Исходя из этого патриотическая воспитанность у дошкольников – это результат систематической и целенаправленной работы воспитателя детского сада, предусматривающей организацию познавательной деятельности детей по овладению доступным для данного возраста объемом знаний о Родине, формирование у них эмоционально-положительного отношения к занятиям такого рода, сопереживания в процессе познания, интереса к событиям, происходящим в стране, потребности в обществоведческих сведениях, стимулирование у дошкольников стремления к отражению в деятельности полученных знаний и отношений, накопление опыта участия в общественно полезной деятельности. Патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, так как дошкольный возраст наиболее сенситивен для воспитания патриотизма, так как в этом возрасте они достаточно внушаемы, впечатлительны, эмоциональны, их отличает искренность чувств, безграничное доверие взрослому, подражание старшим. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. В этом возрасте появляются новообразования, облегчающие процесс воспитания детей. В содержание патриотического воспитания дошкольников входит:
  • приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
  • приобщение к семейными традициям, составление родословной; приобщение к традициям детского сада; знакомство с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
  • проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
  • организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости [4].
  • Нами были выявлены следующие возрастные особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста: значительно расширяется объем знаний об окружающем мире, которыми овладевают дети, что связано с их возросшими возможностями в умственном развитии; сформированы не только полноценные представления, но и простейшие патриотические понятия, а также способность к анализу, сравнению, классификации, группировке знаний по определенным признакам; увеличивается общая произвольность поведения на основе активного развития волевых процессов; развивается способность управлять своим поведением, сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям; складываются начала действенного в полном смысле этого слова отношения к Родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой; появляется соподчинение мотивов и на этой основе складываются общественные мотивы трудовой деятельности, стремление сделать что-то нужное, полезное для окружающих [3]. С целью выявления уровня патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста, нами был проведено исследование. При организации исследования нами были использованы следующие методики: Анкета, направленная на выявление знаний об основах патриотического воспитания. Методика направлена на изучение уровня овладения детьми доступным их возрасту объемом представлений и понятий об основных составляющих патриотического воспитания. Критерии оценки: ребенок уверенно, без подсказки взрослого, правильно отвечает на поставленный вопрос (3 балла), ребенок в основном правильно отвечает на вопрос, иногда требуются подсказки педагога (2 балла), ребенок не может правильно и самостоятельно ответить на вопрос, для правильного ответа требуется помощь педагога (1 балл). Методика «Закончи предложения». Методика направлена на определение уровня сформированности умений и навыков в патриотическом воспитании дошкольников. Методика состоит из 9 вопросов, ответы на которые предполагают выявить умения и навыки детей, связанные с патриотической воспитанностью. Каждого ребенка можно отнести к одной из следующих трех групп. В первую группу включаются дети, допустившие в большинстве случаев противоречие собственных поступков и действий полученным знаниям – 1 балл. Во вторую группу относятся дети, допускающие неоднозначные поступки и действия не менее чем в половине утверждений – 2 балла. В третью группу вошли те дети, которые сумели при завершении предложений избежать противоречий с нормами патриотического воспитания – 3 балла. Диагностическая карта экспертной оценки патриотической воспитанности (для воспитателей). Данная методика позволяет определить не только такие составляющие патриотического воспитания, как знания, умения и навыки в области патриотического воспитания, но и уровень отношения к патриотическому воспитанию. Оценка уровня развития патриотической воспитанности: высокий уровень – 25-35 баллов; средний уровень – 14-24 баллов; низкий уровень – 0-13 баллов. Анкета для воспитателей «Патриотическое воспитание». Данная анкета позволяет выявить уровень отношения воспитателя к патриотическому воспитанию дошкольников. Уровни отношения: высокий уровень – 23-31 балл, средний уровень – 13-22 баллов, низкий уровень – 012 баллов. Задачами исследования были: выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков патриотической воспитанности, отношение к патриотическому воспитанию, выявление уровня отношения воспитателя к патриотическому воспитанию дошкольников. В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста, в количестве 196 человек. В результате изучения уровня знаний по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста мы выявили, что в группе испытуемых доминирует низкий уровень знаний по патриотизму и составляет 56,1%. Средний уровень знаний детей по патриотическому воспитанию составляет 26,5% испытуемых, наименее выражен в данной группе высокий уровень знаний по патриотическому воспитанию и составляет 17,4%. Все ответили на вопрос о том, в какой стране мы живем, однако, у 42,9% детей вызвал затруднение вопрос о столице нашей Родины (дети называли город, в котором родились или г. Казань, или отвечали, что не знают). Только 18,4% детей смогли ответить на вопрос о том, как называются люди, которые живут в нашей стране. 84.7% детей ответили, что наша республика называется Татарстан. 97,4% детей правильно ответили на вопрос о том, в каком городе мы живем. 84,2% детей смогли ответить на вопрос о том, на какой улице они живут, однако, испытали трудности с названием улицы, на которой находится детский сад. Из всех достопримечательностей нашего города дети смогли назвать лишь Казанский Кремль (и то не все дети смогли назвать даже его). Большинство детей ответили, что с родителями они посещали Казанский Кремль, ул. Баумана, десять детей отметили, что посетили Национальный музей. 51% детей знают символ нашего города. Анализ результатов изучения уровней сформированности умений и навыков патриотической воспитанности в группе испытуемых позволил нам придти к следующим выводам: доминирующим является низкий уровень сформированности умений и навыков патриотической воспитанности и составляет 53%, наименее представленным в группе испытуемых является высокий уровень и составляет 17,6%. На природе дети обычно гуляют (16,3%), жгут костры (32,1%), ловят насекомых (26,5%), собирают грибы и ягоды (78,6%). 63,8% испытуемых, увидев, что друг разбрасывает хлеб на улице, пожаловались бы родителям или воспитателям, 10,2% детей поругают друга, 26% детей ничего не сделают. Большинство детей знают как вести себя в городе, если потерялся, к кому надо обратиться, куда идти. На вопрос о том, что наш город – это, дети отвечали, что это прекрасное, живописное местно, находится на берегу реки, у нас много памятников. На вопрос о рисунках дети отвечали, что они рисуют природу, Кремль, Москву и т.д. В результате изучения уровней сформированности отношения к патриотической воспитанности мы выявили, что в группе испытуемых преобладает низкий уровень и составляет 61,7%. Средний уровень составил 23%, высокий уровень составил 15,3%. В своем поведении дети мало проявляют эмоционального отношения к нормам патриотического воспитания, не испытывают особой любви к Родине, к природе родного края, хотя явно выражена любовь к близким, и способность сочувствовать окружающим. Таким образом, мы выявили доминирование низких показателей патриотической воспитанности (знания, умения и навыки, отношение) в группе испытуемых старшего дошкольного возраста. В результате изучения уровней отношения воспитателей к патриотическому воспитанию дошкольников мы выяснили, что в группе воспитателей доминирует высокий уровень отношения к патриотическому воспитанию детей (53,4%), однако, присутствует и низкий уровень (13,3%), т.е. воспитатели либо совсем не уделяют внимание патриотическому воспитанию, либо уделяют, но очень мало. Таким образом, наше исследование показало, что все показатели патриотической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста имеют низкие значения, не смотря на то, что воспитатели уделяют достаточно внимания этому направлению воспитания. Педагогической наукой накоплен большой опыт по воспитанию основ патриотического воспитания подрастающего поколения, однако, развитие современного российского общества требует пересмотра некоторых основ патриотического воспитания детей, так как современные реалии требуют совершенствования процесса формирования патриотических качеств личности. Литература:
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2015 годы»
  • Как научить детей любить Родину / Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В. и др. – М.: Владос, 2005. – 245 с.
  • Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления / Под ред. А.Н.Вырщикова. – Волгоград: Стенд, 2008. – 231 с.
  • Цеева, Л.Х., Петрова, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. / Л.Х.Цеева, Н.В.Петрова. – Майкоп, 2004. – 278 с.