Публикации Консультация для родителей.Игры.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей.Игры.
Автор: Марина Магомедовна Койчуева

Консультация для родителей Игра «Съедобное − несъедобное»Немало интереса приносит игра на внимание, где дети вспоминают о съедобных предметах, чередуя их с несъедобными. В игре может участвовать мяч, а в его отсутствие – палочка, карандаш или любой другой небьющийся предмет, который можно передавать из рук в руки, однако, мяч подходит больше всего. Рассказываются правила игры. К примеру, мяч нужно ловить, когда кидающий называет несъедобный предмет, и не ловить, когда предмет съедобный. Эта игра разрабатывает не только слуховое восприятие, но и быстроту реакции. Если вы играете с ребенком сами, то меняйтесь с ним: сначала вы называете слова, а потом он, и кидает при этом мячик к вам.Игра «Право−лево»Иногда дети путают правое-левое, под и над, внутри – снаружи, между, сверху-снизу. Чтобы укрепить навыки и знания об этих понятиях, и что они означают, поиграйте с ними в простую игру, укладывая небольшой предмет в разные стороны относительно другого предмета. Например, карандаш кладите слева, справа от книги, положите его между страницами, под книгу и на нее сверху. И пусть малыш назовет, где лежит предмет. Можно разнообразить эту игру, спрятав предмет, а затем пусть малыш , где он мог бы находиться относительно другого предмета – быть выше него, под ним, внутри него, слева или справа. Чтобы было интереснее ребенку, взрослые тоже могут принять участие в такой игре.Игра в радио касается пересказа увиденного или услышанного. Очень удобно использовать для этого радио или запись радиопостановки. После того, как малыш прослушает сказку или рассказ, попросите его поподробнее пересказать, о чем он, кто главные действующие лица, что они делали, что получилось в конце концов. Интересно будет также знать, а какой вывод из услышанного сделал сам ребенок. Если малыш затрудняется пересказать, помогите ему. Здесь главное – доброжелательность, а не стремление во что бы то ни стало добиться от ребенка четкого и полного пересказа услышанного текста. Строгость и требовательность здесь может быть только помехой.Игра «Придумываем сказку»Можно пойти дальше и предложить ребенку самому составить рассказ с героями, о которых он только что слышал, или же придумать продолжение услышанной истории или сказки. Интересно будет знать, согласится ли малыш с мнением взрослого о том или ином поведении героя.То же касается любых событий, которые происходят в жизни ребенка – будь то поход в детский театр, приезд гостей, встреча со сверстниками во время совместных игр. Желательно, чтобы малыш как можно подробнее рассказывал о том, что он видел и слышал. Можно поспрашивать его о том, в какую одежду были одеты встреченные им люди, что держали в руках, как выглядели, какие ассоциации вызвали (показалось ли ребенку, что люди раздражены, довольны или веселы), каких животных он видел во время события, какие машины проезжали и другие подробности, которые будут в дальнейшем вырабатывать привычку быть внимательным даже к мелочам. А, кроме того, это описание будет развивать словарный запас ребенка, его манеру излагать свои мысли и наблюдения с комментариями к ним.Игра в диктофонИнтересный опыт приобретает ребенок, если родители записывают за ним его речь. Можно записывать на бумаге, а можно на диктофон. Потом дать послушать (или прочитать) малышу то, что он говорил по тому или иному поводу и просить пересказать. Взрослым стоит обратить внимание, помнит ли ребенок, о чем шла речь, меняется ли его отношение к тому, о чем он рассказывал. Замечает ли он в своих словах неправильность или нелогичность. Если малыш склонен к фантазиям, их тоже стоит записывать, а потом, когда ребенок уже будет уверенно читать, он будет с удовольствием читать собственное сочинение. Можно спросить его: сейчас он так же бы придумал свою историю или иначе, и узнать, а что изменилось в его мировоззрении, на что он обратил внимание.Игра «Запомни стишок»Случается, что ребенок, не желая запоминать стихи, не обращает внимание на слова, а запоминает только их приблизительное звучание, а затем так и произносит, как «услышал» - то есть нечто нечленораздельное, нараспев. Можно поиграть с ним в игру на запоминание слов: попросить повторять за собой строчки из стихотворения. Не все сразу, а постепенно. Тогда, во время игры, ребенок заинтересуется словами, и потом ему будет гораздо легче учить стихотворение. Лучше всего дети запоминают песни, поэтому можно повторять с ним стихи нараспев, но только так, чтобы все слова были четко слышны и понятны.Игра в рифмыМалышам очень интересно составлять рифмы. Поддержите их в этом, поиграйте в игру, кто больше слов придумает в рифму. Можно предложить пропевать созданные сочетания:Зима - холодна, лето - прогрето, осень - листья сбросим, весна – красна и так далее. Если детей несколько, то они могут соревноваться между собой в количестве придуманных рифм. Если ребенок один, то и взрослый может включиться в создание маленьких стишков.Игра в поговоркиВ игровой форме нужно изучать с детьми пословицы и поговорки. Например: поговорку про аппетит, который приходит с едой, можно повторять, садясь за стол. Или вспомнить про камень, обрастающий мхом от долгого лежания, можно, указывая на лежебоку и лентяя. Пословицы можно иллюстрировать вместе с ребенком. Или, если детей несколько, дать им задание каждому нарисовать рисунок по той или иной пословице. Хорошо, если ребенок обратит внимание на детали пословицы и изобразит наиболее точно: например, создавая иллюстрацию про лежащий камень, неплохо, если ребенок додумает закрытые «глаза» или другие детали, указывающие на лень.В игровой форме нужно изучать с детьми пословицы и поговорки. Например: поговорку про аппетит, который приходит с едой, можно повторять, садясь за стол. Или вспомнить про камень, обрастающий мхом от долгого лежания, можно, указывая на лежебоку и лентяя. Пословицы можно иллюстрировать вместе с ребенком. Или, если детей несколько, дать им задание каждому нарисовать рисунок по той или иной пословице. Хорошо, если ребенок обратит внимание на детали пословицы и изобразит наиболее точно: например, создавая иллюстрацию про лежащий камень, неплохо, если ребенок додумает закрытые «глаза» или другие детали, указывающие на лень.Игра «Составь загадку»Поиграйте с малышом в составление загадок. Поучаствуйте в их составлении сами. Например: можно придумать простую загадку про животного, у которого пятна ничем не стираются, так и живет он с ними от рождения до старости. Посоревнуйтесь с ребенком на составление подобных загадок. Присоедините к своей игре домашних. В это время у ребенка формируется наблюдательность, он будет стараться найти у каждого предмета нечто особенное.ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕВНИМАТЕЛЕН.Наверное, каждый может вспомнить хотя бы одного из своих знакомых, которому подойдет описание знаменитого маршаковского Рассеянного. Забытые очки и не выключенные утюги, постоянные опоздания и потерянные документы – все это начиналось в детстве и уже тогда доставляло немало хлопот и ребенку, и его родителям, и учителям. А как огорчали в школьные годы «глупые» ошибки из – за невнимательности!Мы, как правило, жалеем таких Рассеянных. Вместе с тем, невнимательность не такой уж и безобидный порок. Несчастные случаи, неприятности в личной жизни, неудавшаяся карьера – это часто сопровождает невнимательного человека на протяжении всей его жизни. Поэтому очень важно уже в раннем возрасте определить, нет ли у ребенка так называемого синдрома дефицита внимания.Если ваш ребенок постоянно «витает в облаках», попробуйте обратиться к психологу. Однако первичную диагностику можно провести и самостоятельно, воспользовавшись несложным тестом.Итак, ваш ребенок:
  • Часто не способен удерживать внимание на деталях, допускает ошибки по небрежности.
  • Обычно с трудом сохраняет внимательность на протяжении всей игры или при выполнении длительного задания.
  • Часто кажется, что ребенок не слышит обращенную к нему речь.
  • Не может придерживаться предлагаемых для выполнения задания инструкций, хотя понимает их.
  • Систематически испытывает сложности в организации самостоятельной работы.
  • Обычно избегает выполнения заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.
  • Часто теряет вещи.
  • Легко отвлекается на посторонние объекты.
  • Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
  • Утвердительные ответы следует давать, если перечисленные признаки проявляются в течении длительного времени ( не менее полугода ) в школе, дома, вне зависимости от ситуации. Если вы ответили утвердительно на 6 и более вопросов, то вашему ребенку нужна срочная психологическая помощь.Имейте в виду, что внимательность можно развивать точно так же, как память или силу. Лучше всего это делать в игровой форме. Следует заметить, что полезны любые занятия физической культурой или спортомВитаминный календарь для детейВитаминный календарь для детей достаточно легко составить из сезонных овощей и фруктов, главное - знать, где искать необходимые ингредиенты.Осенний рационВитамин D, или витамин солнца, вырабатывается в организме в основном при воздействии солнечных лучей, поэтому в последние тёплые дни осени не забудьте почаще выводить детей на природу. От этого витамина зависит состояние костей и зубов, нормальное развитие опорно-двигательного аппарата. Можно получить витамин D и из продуктов питания - рыбьего жира, сливочного масла, селёдки (до 40 г), некоторых сортов рыбы.От витамина К зависит то, как сворачивается кровь и как скоро заживают раны. Если витамина К достаточно, то у ребёнка не будет идти кровь из носа и случайных синяков. Получают витамин К из различных видов капусты (кольраби, красная, цветная), которые актуальны осенью, а также бурого риса (200 г), куриного филе, сыра, морской капусты, шпината, овсянки.Фолиевая кислота формально не является витамином, но также участвует в важных процессах организма. Она стимулирует кровообращение, отвечает за генетический материал. С её достаточностью никогда не будет анемии. Получают эту полезную кислоту из помидоров, чёрного хлеба, шпината или капусты (до 250 г).Зимняя трапезаНиацин, или витамин В3, важен для функционирования сердца и здоровья нервов. К тому же он позволяет брать из потребляемой пищи как можно больше энергии и служит важен для вывода токсинов из организма. Получить ниацин можно из куриного филе и филе селёдки (до 150 г), пророщенной пшеницы и грибов (300 г).Пантотеновая кислота помогает преодолевать последствия простудных и многих других заболевания, выводит токсические вещества на уровне клеток, позволяет крепко спать и кушать с аппетитом. Получают пантотеновую кислоту из массы полезных блюд - варённых яиц, гороха и чечевицы, куриной печени и грибов-шампиньонов (до 200 г), а также из капусты брокколи.Также зимой очень важны витамины А и С - они позволяют ребёнку быть более устойчивым к инфекциям и не болеть.Весенние витаминыТиамин (витамин В1) отвечает за нормальный углеводный обмен и состояние нервной системы. Благодаря В1 понижается утомляемость, стабилизируется настроение. Искать этот витамин следует в зелёном горошке (суточная норма - 400 г), семечках (60 г), нежирной свинине (200 г), лещине (130 г), а также чёрном хлебе.Витамин В6 стимулирует мыслительные процессы, обеспечивает нормальное кровообращение, отвечает за спокойный сон и внимание. Найти его можно в говядине, особенно печени (до 200 г в качестве суточной дозы, которая будет зависеть от массы тела ребёнка), сое (160 г), постной свинине (50 г).Витамин В12 укрепляет иммунитет, снижает раздражительность, даёт энергию. Его получают из творога (до 320 г в сутки), мякоти лосося и другой рыбы (80 г), свиной мякоти (60 г).Биотин (витамин Н) обеспечивает здоровье волос и ногтей, нормальное потоотделение, мужскую половую функцию. Найти его можно в чёрном и сером хлебе и других изделиях из муки грубого помола, чечевице (до 300 г в день), варёных яйцах (2 штуки), цукини (до 300 г).Летнее изобилиеРетинол (витамин А) нужен летом для защиты от излучаемого солнцем ультрафиолета, а также чтобы улучшить зрение, состояние кожи, волос и слизистых. Особенно важен ретинол в период роста зубов. Чтобы получить необходимую дозу витамина А, нужно есть морковь (не менее 100 г в сутки), сою (100 г), шпинат (200 г), абрикосы и сладкий перец (около 100-150 г).Витамин С, вероятно, самый известный из всех витаминов, отвечает за крепкий иммунитет и способность организма сопротивляться всем видам вредных воздействий окружающей среды. Он предупреждает анемию и благотворно влияет на состояние крови. Самые хорошие источники витамина С - свежая капуста (до 150 г), киви, апельсины, чёрная смородина и даже картошка и болгарский перец (порции до 300 г).Витамин Е называют витамином молодости, но детям он также необходим. Он способствует быстрому заживлению ран, порезов, ожогов. Полезен он также для всех больных диабетом. Летом Витамин Е можно получить из редьки и редиса (до 250 г), авокадо, фенхеля (200 г) и орехов (миндаля).Витамин В2 очень важен для детей, так как он отвечает за рост, энергию и нормальное развитие многих систем и органов. Важен этот витамин также для состояния глаз и кожи. Получить его ребёнок может из творога (до 150 г нежирного продукта), чёрного хлеба, рыбы, молока (по стакану в день).Каждое время года богато своим набором витаминов, которые ребёнок может получить из вкусных, свежих и при этом недорогих овощей и фруктов по сезону. Позаботьтесь о том, чтобы ваш малыш мог получать правильное, здоровое и рациональное питание.