Публикации Каждое новое занятие – шаг к здоровью

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Каждое новое занятие – шаг к здоровью
Автор: Ганиев Тимур Вячеславович

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан Республиканский очный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования Республики Башкортостан «Сердце отдаю детям» Номинация: «Физкультурно-спортивная» Мастер - класс«Каждое новое занятие – шаг к здоровью» Автор: Ганиев Тимур Вячеславович, педагог дополнительного образованияг. Нефтекамск, 2023 годДата проведения: 27.04.2023г.Место проведения: учебная аудиторияПродолжительность: 30 мин.Цель:  демонстрация позитивного опыта по использованию новых форм, методов, приемов по общей физической подготовке. Задачи:
  • Познакомить педагогов с новыми методами, приемами обучения.
  • Активизировать педагогическое мышление, стимулировать развитие профессиональной активности.
  • Создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников мастер-класса.
  • Ход мастер-класса
  • Вступительная часть.
  • На экране друг за другом появляется текст: Мастер класс; Тема м/класса; ФИО педагога; должность, учреждение, город(Видеоролик. Фрагменты занятий по ОФП) На фоне видеоролика: Добрый день, уважаемые педагоги!Я, Ганиев Тимур Вячеславович, педагог объединения «Общая физическая подготовка» Дворца творчества детей и молодежи г. Нефтекамск рад приветствовать вас на мастер классе «Каждое новое занятие – шаг к здоровью». Меня, как и любого педагога волнует здоровье наших детей. А что такое здоровье? (ответы участников) Все верно!(фоторяд проблемы подросткового возраста) А вот современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, гаджетами, компьютерами) - это вызывает утомление мышц, и как следствие, нарушение осанки, искривление позвоночника, деформацию стоп. Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья детей является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Я учу этому детей, чтобы, переступая порог «взрослой жизни», они имели высокий потенциал здоровья и багаж знаний, позволяющий делать это правильно. Уверен - Движение – это жизнь! Сегодня хочу поделиться новыми подходами к физическому воспитанию и оздоровлению обучающихся, которые я эффективно использую на занятиях общей физической подготовки. II. Основная часть. (На экране проецируются схема «Пошаговая работа реализации программы ОФП») На экране вы видите схему «Пошаговая работа реализации программы «Общая физическая подготовка». «Шаги»– символизируют поэтапную работу с детьми. Каждый шаг включает множество педагогических приемов и методов. Шаг 1. Адаптация Первое, на что обращаю внимание, с каким настроением ребенок пришел на занятие. Обязательно включаю эмоциональный настрой, а именно дыхательную гимнастику или упражнения на тактильное восприятие: «воздушные трубочки», массажные мячики. Перед вами на столе стоит бутылка с водой и трубочка, откройте, пожалуйста, бутылку, опустите трубочку в воду. Сделайте глубокий вдох через нос, затем медленный выдох через трубочку в воду. Такой способ выдоха не только улучшает свойства легких и нормализует газообмен, но и тренирует мышцы лицевого аппарата. Поделитесь, пожалуйста, какие ощущения появились благодаря этим приемам?- расслабление, чувство спокойствия, счастья. Вот с таким положительным настроем мы переходим ко второму шагу - Мотивация.Шаг 2. Мотивация Чтобы спорт стал любимым занятием, важно сформировать у ребенка устойчивую мотивацию. За основу работы над развитием мотивации детей взял утверждение Дейла Карнеги «….. на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать - заставить человека захотеть это сделать». (видео, фотографии педагог занимается спортом, фото спортивных мероприятий) Существуют несколько способов мотивации и самый важный это вызвать интерес к спорту. Приемы могут быть разные. Я использую проблемные жизненные ситуации, на примере профессиональных спортсменов, достигших высоких успехов. Глаза ребенка тут же загораются интересом. Следующий прием - игры и конкуры: веселые старты, эстафеты. Считаю, что для мотивации так же важен личный пример педагога. Стараюсь, чтобы дети увидели во мне увлеченного спортсмена, строгого, но справедливого наставника. Учить, не воспитывая невозможно. Поэтому все проблемы воспитания обучающихся должны быть в поле зрения педагога: формирование взглядов, убеждений, идеалов, все это должно сходиться и в личности педагога. Я следую этим принципам. Шаг 3. Активация(фотографии здоровой стопы и стопы с деформацией) Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите на фото? Как вы считаете, это норма или есть какие-то отклонения? У детей часто встречается проблема деформации стоп. Причинами могут стать - неправильная обувь, лишний вес, малоподвижность. Из-за деформации стоп появляются проблемы с коленями, бедрами или позвоночником. Сейчас я попрошу всех вас встать. Предлагаю провести небольшой тест, для определения состояния стоп:1 упражнение: Исходное положение: Ноги вместе, выполняем приседание, руками обхватываем колени. 2 упражнение:Исходное положение: Ноги по ширине плеч, выполняем полуприсед. Если при выполнении упражнений колени смыкаются, спина круглая, стопы разъезжаются, а голеностоп заваливаются внутрь – присутствует деформация стопы. Для профилактики и исправления деформации стоп я составил комплекс упражнений. Вы видите его на экране:Комплекс Гимнастика стоп.
  • Подъем на носки с теннисным мячом.
  • Приседание с теннисным мячом.
  • Приседание на одну ногу с фишками.
  • Широкий выпад с переходом на ласточку.
  • Упор лежа ноги на носках с теннисным мячом
  • Упор на одну ногу с фишками.
  • Вращение голеностопом лежа на животе.
  • Упор лежа на фитбол с выходом на выпад.
  • Отягощение с резиной на стопу.
  • Удержание равновесия на одной ноге на ортопедической подушке.
  • Предлагаю выполнить некоторые из них:- подъем на носки с теннисным мячом;- приседание с теннисным мячом.(видео положительной динамики укрепления голеностопа детей) Тема «Здоровая стопа – залог хорошего здоровья» легла в основу учебно-исследовательской работы, в ходе которой мы подтвердили положительную динамику укрепления и оздоровления голеностопа детей. Исследовательский подход в обучении закладывает основы развития думающей, самостоятельной личности. Подвижная игра «Резиночки» (фото игры «резиночки»).В целях эффективного развития и сохранения физического здоровья детей, на своих занятиях применяю упражнения с нестандартным оборудованием, которое не требуют больших затрат доступно и в то же время, многофункционально в использовании, привлекательно и интересно для обучающихся. Наиболее востребованной у детей является подвижная игра «Резиночки» (видео прыжков на скакалке с детьми. Это упражнение можно использовать в игровой форме или в форме соревнования). Благодаря прыжкам и подскокам развивается ловкость и правильная координация движений, происходит укрепление и развитие эластичности связок и сухожилий. Кроме того, игра является эффективным инструментом общения между детьми. В процессе выполнения игры обучающиеся ярко проявляют самые различные эмоции, как положительные так и отрицательные. Поэтому обращаю внимание на то, как дети в процессе игры умеют взаимодействовать между собой, владеют своими чувствами, эмоциями. Чем раньше мы обратим внимание на характеры ребенка, тем меньше проблем у него будет во взрослой жизни. Игровая ритмика «Джаз-Спорт»: Следующий практический метод, который я применяю на занятиях - игровая ритмика «Джаз-Спорт». Это - спортивно-ритмическая гимнастика, направленная на общее укрепление мышц. Мышцам нужна активация, иначе суставам и связкам приходится брать на себя больше нагрузки, за счет этого риск получения травмы увеличивается.Попрошу вас встать и выполнить со мой несколько упражнений. Внимание на экран.(на экране игровая ритмика «Джаз-Спорт»)Спасибо! Мы подошли к 4 Шагу: Эффективизация Организация такой пошаговой системной работы, применение различных форм, методов, приемов, позволяют снизить травматизм, обучать детей осознанно относиться к своему здоровью, тем самым улучшить физическое состояние организма. Во время занятий ОФП необходимо руководствоваться правилом «Не навреди!», поэтому не должно быть принуждения, излишних указаний и замечаний. Самое главное сам процесс движений, доставляющий радость и повышающий жизненный тонус детей. Эффект от занятий ребята видят сами: это не только победы на городских и республиканских соревнованиях, но и укрепление здоровья, становление характера – ответственность, сила воли, достижение поставленных целей. Занятия общей физической подготовкой способствуют и профессиональному самоопределению обучающихся. Многие ребята продолжают учебу по направлению «Физическая культура и спорт». Моя выпускница закончила Уфимский филиал Башкирского государственного университета по направлению физическая культура и спорта. Вот уже год как она успешно работает в нашем коллективе Дворца творчества, где сама делала первые шаги к здоровью! III. Заключительная часть. Уважаемые коллеги. В нашей работе важна обратная связь. Я прошу Вас высказать свои впечатления от нашей встречи:Какие методы, приемы, упражнения вас заинтересовали?Что бы вы хотели применить на своих занятиях? Спасибо вам огромное! Я хочу закончить нашу встречу словами Жан-Жака Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, пусть он находится в постоянном движении!». Пусть наши дети каждый день делают новый шаг к своему здоровью. Благодарю за внимание. Будьте здоровы и счастливы!