Публикации Знакомство детей старшего дошкольного возраста с ТНР с явлениями неживой природы в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с ТНР с явлениями неживой природы в процессе опытно-экспериментальной деятельности
Автор: Стребкова Оксана Владимировна

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с ТНР с явлениями неживой природы в процессе опытно-экспериментальной деятельностиПроблема формирования и развития исследовательских способностей детей дошкольного возраста является актуальной в системе образования. Дети с ОВЗ имеют ряд особенностей в развитии: снижена познавательная активность; ограничен словарный запас; низкая речевая активность; неумение планировать свои действия, осуществлять решения, проверять результат. Перечисленные особенности затрудняют их умение выразить четко и понятно свои мысли, правильно сформулировать умозаключения, дать объяснения, рассуждать, делать выводы и самостоятельно составлять полноценные описательные рассказы о природных явлениях.Занимательные, увлекательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов, действий, а также проявлению творчества. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья к опытно- экспериментальной деятельности - один из удачных способов развития их речевой и познавательной активности. У них повышается интерес к живой природе, они проявляют инициативу и самостоятельность, интересуются причинно-следственными связям, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. В процессе детского экспериментирования дети учатся:- Видеть и выделять проблему;- Принимать и ставить цель;- Анализировать объект или явление;- Выделять существенные признаки, связи;- Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения;- Отбирать материал для самостоятельной деятельности;- Делать выводы.Одним из важных условий реализации методов экспериментирования является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды (центр экспериментирования), которая обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Здесь есть необходимое оборудования: ракушки, камешки, разнообразные контейнеры, воронки, пластиковые баночки, колбы… Все это позволяет нам проводить всевозможные игры-эксперименты.Следует отметить, что особое место в познании дошкольниками окружающего мира занимает ознакомление с явлениями неживой природы. Предметы и явления неживой природы входят в жизнедеятельность детей постоянно: они играют с водой, строят песочные замки, собирают красивые и необычные камни, находят кусочки глины и пытаются что-то из них смастерить – все это является объектами наблюдения и игры. Так же это дает возможность для систематического и целенаправленного ознакомления дошкольников с неживой природой. В нашем детском саду мы создаём условия для развития познавательной и речевой деятельности ребёнка средствами экспериментальной деятельности. Мы проводим опыты с объектами неживой природы: с воздухом, песком, глиной, почвой, камнями.Для первоначального ознакомления со свойствами воздуха мы предлагаем своим воспитанникам следующий опыт. Сна чала рассматриваем вместе с ними групповую комнату. Что вы видите? (игрушки, столы, и т. д.) А ещё в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Воздух, ребята, это газ. Он не видимый, прозрачный бесцветный и не имеет запаха.Изучая свойства песка, сначала пробуем насыпать небольшими струйками сухой песок на первый поднос. Это получается очень хорошо. Почему? Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. Попробуем так же насыпать мокрый песок на второй поднос. Не получается! Почему? Дети высказывают разные версии, мы помогаем с помощью наводящих вопросов догадаться, что в сухом песке между песчинками – воздух, а в мокром – вода, которая склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться так же свободно, как в сухом песке. Пробуем лепить куличики при помощи формочек из сухого и мокрого песка. Очевидно, что это получается только из мокрого песка. Почему? Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму. Оставим наши куличики на подносе в теплом помещении до завтрашнего дня. На следующий день мы увидим, что при малейшем прикосновении наши куличики рассыпаются. Почему? В тепле вода испарилась, превратилась в пар, и больше нечему склеивать песчинки между собой. Сухой песок не может сохранять форму.  Мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух.Большое внимание уделяем сравнению. Например, песка и глины. Предлагаю детям рассмотреть в лупу кусочек глины и сравнить с песком. Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок. Они очень маленькие, круглые.- Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.Делаем с ребятами вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.Большой интерес у наших воспитанников вызывают опыты с камнями. Предлагаю рассмотреть камни. Все они по цвету, форме и размеру разные. По очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? Камень может быть гладким и шероховатым. Положим в ладонь и сожмем, камень не изменил форму, камни твердые. Рассмотрим камень через лупу. Видим крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры. Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Делают вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.Таким образом, опытно-экспериментальная деятельность является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. Экспериментирование стимулирует исследовательскую активность малыша, развивает логическое мышление, речь и аналитические способности, учит видеть и понимать причинно-следственные связи, формирует азы научного мировосприятия. Дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.