Публикации
«ПОСТЕР ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ» В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ПОСТЕР ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ» В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
Автор: Дубровская Марина Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ПОСТЕР ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ» В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
Автор: Дубровская Марина Михайловна
«ПОСТЕР ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ» В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТАДубровская М.М., учитель-логопед, МДОУ «Детский сад №15 п. Разумное»,Белгородский район, Белгородская областьАннотация. В статье описан опыт использования пособия «Постер личностных и творческих достижений детей» учителем – логопедом в условиях дошкольного логопедического пункта. Пособие было разработано для пополнения и обогащения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации элементами «доброжелательного пространства» в рамках регионального проекта «Дети в приоритете». Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, коррекционно-развивающая работа, постер, системный принцип обучения.В последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей с речевыми нарушениями. В условиях дошкольных образовательных организаций коррекционно-развивающую помощь такие дети получают в группах компенсирующего вида или в условиях дошкольного логопедического пункта. Для занятий с учителем-логопедом в логопедический пункт зачисляются воспитанники 5-8 лет, имеющие различные нарушения в развитии речи: общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР), фонематическое недоразвитие (Фм.Н), фонетическое недоразвитие (ФН), заикание, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и функций речевого аппарата и др. [4].В логопедическом пункте планируются и решаются задачи коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста: своевременное выявление нарушений устной речи дошкольников; определение уровня и характера речевых нарушений дошкольников; коррекция нарушений в развитии устной речи детей дошкольного возраста; разъяснение и распространение специальных логопедических знаний среди педагогов и родителей воспитанников [4]. Основной формой логопедической работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия, которые выстраиваются с учётом особенностей каждого воспитанника. Поэтому одним из важнейших направлений исследований в отечественной логопедии является поиск путей и способов активизации внимания детей с недоразвитием речи и их заинтересованности на логопедическом занятии.В современной педагогической литературе имеется множество публикаций по эффективному использованию нетрадиционных технологий, методов и форм организации образовательной деятельности, а также - современных средств дошкольного образования. Средствами дошкольного образования при построении логопедических занятий являются: технические средства обучения; наглядный материал, используемый при обследовании речи детей; наглядный материал по развитию речи; образовательные пособия в виде карточек, схем, моделей с индивидуальными заданиями; речевые игры; логопедические альбомы и др. На стенах кабинета не рекомендуется вешать картины, эстампы, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание детей во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки [3]. Но все же, считаю важным и нужным размещение на стене пособия «Постер личностных и творческих достижений детей». Поделюсь опытом работы по его использованию.Как известно, дети с нарушениями речи часто имеют проблемы с коммуникативными навыками, с общением со взрослыми и сверстниками, отсюда у них бывают сниженными самооценка и мотивация к получению знаний, умений, в том числе и в условиях логопедического пункта. Своевременное и корректное использование пособия «Постер личностных и творческих достижений детей» способствует решению этих проблем.Традиционно в практике дошкольных организаций пособие «Постер личностных и творческих достижений детей» используется в возрастных группах. Его основное назначение в том, чтобы наглядно демонстрировать родителям, каких успехов достигли их дети, и содействовать формированию задач, которые все участники образовательных отношений будут решать в дальнейшем (подготовить выставку, принять участие в конкурсе и др.) [6].Постер представляет собой готовый напечатанный плакат с фоном или пустой ватман, который можно расположить горизонтально и вертикально. Используются плоскости общепринятых форматов бумаги от А1 до А3 (А1 (584х841 мм), А2 (420х594 мм) и А3 (297х420 мм). На постере размещаются фотографии детей, которые впоследствии будут заменяемыми (на магнитах, в кармашках или на текстильной застёжке – липучке). Такими же способами крепятся и критерии достижений [6].Педагогам в работе с таким пособием в группе приходится сталкиваться с проблемами: как оценивать достижения конкретных детей, и по каким критериям; как часто менять фотографии и др. Эти проблемы в группах, конечно, решаемы с учетом нравственных и этических норм, с учетом пожеланий детей и родителей.Я при использовании пособия в условиях логопедического пункта решаю не только задачи взаимодействия с семьями воспитанников, но коррекционно-развивающие задачи с детьми, поэтому пособие выполняет функцию материального средства дошкольного образования.Материальные средства обучения - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития [3].Пособие «Постер достижений детей» было разработано для пополнения и обогащения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации элементами «доброжелательного пространства» в рамках регионального проекта «Дети в приоритете» [2]. Постер представляет собой плакат формата А2, на котором размещены 12 кармашков для фотографий детей, посещающих занятия с учителем – логопедом. Под каждой фотографией расположен кармашек, в который дети после каждого занятия размещают картинку-схему, обозначающую его достижения на данном занятии. Картинки - схемы обозначают направления логопедической работы, которые были приоритетными на конкретном занятии. А именно: упражнения в произношении (ребенок произнес правильно звук или словосочетание с ним); лексико-грамматические упражнения (правильно использовал эмоциональную лексику, правильно изменял слова по падежам или правильно использовал предлоги, местоимения и др.); упражнения на активизацию словаря (придумал много родственных слов или слов, обозначающих явление или состояние и др.); упражнения на развитие связной речи (хорошо пересказал текст, придумал интересное окончание сказки, составил описательный рассказ и др.). Эти картинки-схемы были разработаны вместе с детьми в начале учебного года, поэтому хорошо понятны им. К примеру, для того чтобы отметить удачную работу на занятии по составлению рассказа используется картинка – схема, на которой изображена раскрытая книга. Для подчеркивания хорошей работы по обучению правильному звукопроизношения предлагается картинка - схема нужного звука (технология В.М. Акименко) [1]. При этом ребенок еще раз вспоминает характеристику звука, таким образом, эта работа способствует формированию элементарных умений анализа собственной работы и собственных навыков.Учитывая системный принцип построения логопедической коррекционно-развивающей работы, приоритетных направлений, на которых, по мнению ребенка и педагога, он добился успехов на занятии, может быть несколько. Тогда под фотографией ребенок размещает несколько картинок-схем. Важно помнить, что ребенку непросто увидеть собственные промахи и ошибки. Личность ребенка 5-6 лет еще не сформирована на должном для этого уровне. Ребенок еще ощущает себя самым хорошим, способным переплыть моря и океаны, покорить любые просторы. Как у такого молодца может что-то не получиться? Ему проще признать «у нас» не получилось, чем «у меня». Постепенно ребенок осознает свой конкретный вклад в это «у нас», но произойдет это не сразу [3].Таким образом, все дети, которые были на занятиях в конкретный день, оценивают свою работу, наглядно представляют свои достижения, что способствует положительной мотивации на дальнейшую деятельность. Родители могут ознакомиться с достижениями детей при посещении дошкольного логопедического пункта.Обучение в дошкольном логопедическом пункте для детей становится более интересным и результативным.ЛИТЕРАТУРААкименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. Ковригина Л.В. Использование элементов современных технологий при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Электронный журнал: Фундаментальные исследования. 2008. № 3. URL: (дата обращения: 20.10.2020). Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2001. Организация и содержание работы учителя-логопеда детского сада общеразвивающего вида. Практические рекомендации. Ярославль: ГЦРО, 2009. Особый ребенок: равные условия – нестандартный подход: Методическое пособие. В 2 ч. Ч. 1 / под. научн. ред. Брызжевой Н.В.; авт.- сост.: Баранова Г.А., Григорьева А.И., Дьячкова Т.В., Патрикова Т.С. Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2016. Русанова И. Алгоритм создания «Постера личностных и творческих достижений детей» в детском саду. [Электронный ресурс] // Мир дошколят: информ. - справоч. Портал. URL: (дата обращения: 19.10.2020).