Публикации Применение инновационных игровых технологий в работе с детьми ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение инновационных игровых технологий в работе с детьми ОВЗ
Автор: Кучинская Юлиана Дельшатовна


Министерство образования и науки Пермского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Кунгурский центр образования №1
РАЗРАБОТКА СТАТЬИ
Применение инновационных игровых технологий в работе с детьми ОВЗ
2023
Ф.И.О
Дата
Подпись
Разработал
Студентка
Кучинская Ю.Д.
Проверил
Руководитель
Норваткина В.В.
Содержание
Введение
1. Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ.
2. Место и роль игровой технологии в учебном процессе.
3. Использование игровых педагогических технологий в обучении детей с ОВЗ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Содержание
Введение
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток пытливости и любознательности В.А.Сухомлинский.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это уникальные дети, к которым просто необходим индивидуальный подход. При работе с детьми с ОВЗ применяются самые различные технологии: например, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, коррекционно-развивающие. Грамотное и обдуманное сочетание традиционных и инновационных технологий способствует развитию у учеников познавательной активности, мотивации к учебе. В обучении детей с ОВЗ традиционные технологии являются основными. Они помогают детям расширить и закрепить речевые навыков, развивать представления о числах, познавательную активность, память, мышление, а также способствуют развитию общего кругозора. Но наибольший интерес у ребенка вызывают игровые технологии.
Проблему игровой деятельности разрабатывали такие ученые как: К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др. Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ являются эффективным методом и средством обучения, с помощью которого обыденный процесс обучения превращается в нечто интересное, красочное и удивительное, что непременно вызовет восторг у ребенка. Для того, чтобы занятия вызывали интерес и приносили положительные результаты необходимо применение различных материалов: игрушек, реальных предметов, конструкторов, головоломок, карандашей, красок и др.
Игровые технологии — составное звено педагогических технологий. Главной и существенной чертой педагогической игры является наличие педагогической цели и соответствующий ей результат. Внедряя игровые технологии, педагог делает процесс получения новых знаний и умений более увлекательным.
1. Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ.
Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических…).
Педагогическая технология – это системная совокупность, порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ:
Технология разноуровневого обучения
Коррекционно - развивающие технологии
Технология проблемного обучения
Проектная деятельность
Игровые технологии
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей.
Игра — один из наиважнейших методов, способствующих всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка. Игра помогает развивать физические, умственные, эмоциональные качества. При правильном подборе игр, их последовательности и системности использования можно добиться гарантированного результата в обучении. Проблема внедрения игровых технологий в образовательный процесс не нова.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Понятие игровые педагогические технологии включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
2. Место и роль игровой технологии в учебном процессе.
Игровые технологии– единство развивающих возможностей игровых технологий, для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждомуребенку, с учетом психофизических возможностей, путём осуществления специальных игровых программ, имеющихкакобщеразвивающий, так испециализированный характер.
Основные принципы организации игры:
Отсутствие принуждения
Развитие игровой динамики
Поддержание игровой атмосферы
Переход от простейших игр к сложным
Поддержания – к игровой инициативе
Взаимосвязь игровой и учебной деятельности
Углубление содержания игровых заданий
Можно классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:
1. По виду деятельности:
физические (двигательные)
интеллектуальные (умственные)
трудовые
социальные
психологические.
2. По характеру воспитательного педагогического процесса:
Обучающие
Тренировочные
Контролирующие
обобщающие
познавательные
воспитательные
развивающие;
репродуктивные
продуктивные
творческие;
коммуникативные
диагностические и другие.
Все развивающие игры в педагогическом процессе можно условно разделить на несколько этапов, связанных с возрастными периодами обучения и воспитания ребенка.
Это:
игровые технологии для детей дошкольного возраста;
игровые технологии для детей младшего возраста;
игровые технологии для подростков среднего и старшего возраста.
3. Использование игровых педагогических технологий в обучении детей с ОВЗ
В современном темпе, в котором приходится заниматься нынешним детям, заставляет задуматься над тем, чтобы найти оптимальные методы для работы с детьми. Любому педагогу хочется, чтобы обучающиеся работали активно и увлеченно. Вот тут большая роль отводится игровым технологиям.
Игровые технологиив педагогике понимаются как довольно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
В любом учрежденииигровой методможно использовать в следующих случаях:
как самостоятельную технологию для освоения понятий темы, занятия;
как элемент более большой технологии;
как технологию воспитательного мероприятия.
Реализоватьигровые приемыможно по следующим направлениям:
можно поставить педагогическую цель перед воспитанниками в форме игровой задачи;
образовательно-воспитательная деятельность учащихся подчиняется определенным правилам игры;
учебный материал можно использовать как средство игры;
можно использовать как мотивацию, когда вводится элемент соревнований, который и переводит педагогическую задачу в игровую;
педагогическая цель успешно достигается и связывается с игровым результатом.
При проведении исследований психологами было установлено, что при использовании игровых методов достигается высокий результат при усвоении материала, так как достигается существенное сближение учебного материала и определенной практической деятельности. В тоже время значительно усиливаются мотивация и активность обучения у детей.
Игра невероятно нравится участникам любого возраста. Обучающиеся готовы тратить очень много сил, времени, творческой активности на участие в играх. И именно поэтому игра, став средством педагогики, использует все эти возможности для достижения своих определенных целей. А это значит, что если педагог будет вкладывать образовательное содержание в игровую сферу, то наверняка сможет решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.
Многие педагоги, поняв уникальность игры и увидев в ней мощный потенциал для того, чтобы преодолеть кризисные явления в образовании, уже многие годы успешно используют ее в своей деятельности.
Хочется представить некоторые виды игр, которые могут использоваться воспитатели на своих занятиях. Итак, это:
Игры-имитации.На занятиях происходит имитация какого-либо события, конкретная определенная деятельность людей и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность.
Для проведения игры-имитации помимо сюжета воспитателю необходимо разработать и описать структуру события.
Игры-операции -помогают отработать выполнение определенных специфических операций. В ходе такой игры воспитатель моделирует соответствующий рабочий процесс.
Ролевые игры.Здесь отрабатывается тактика поведения, действия, конкретное выполнение функций и обязанностей определенного лица. Для проведения ролевой игры воспитатель разрабатывает модель ситуации и распределяет роли с обязательным содержанием.
Психодрама и социодрама.Они весьма близки к ролевой игре. Это практически театр, но социально-психологический, где у участников отрабатывается умение прочувствовать ситуацию в коллективе, оценить и изменить состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Игры-упражнения. Такие игры занимают обычно 10-15 минут. Они чаще направлены на совершенствование познавательных способностей, обучающихся в объединении, а также являются хорошим средством для развития познавательного интереса, осмысления и закрепления материала. Это всевозможные головоломки, викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, загадки и другое.
Игры-путешествия. Эти игры можно проводить как непосредственно на занятиях, так и в процессе различных воспитательных и массовых мероприятиях. Служат они целям осмысления и закрепления материала. Активизация обучающихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах и ответах. Игры-путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих экспедиций, которые можно совершать по книгам, картам, документам совместно с педагогом. Все они совершаются детьми в воображаемых условиях, где все действия определяются игровыми ролями: ученого, археолога, зоолога и т.д. В результате такой игры у детей рождается определенная деятельность творческого воображения.
Ролевая игра. В этой игре инсценируются условия воображаемой ситуации и обучающиеся играют определенные роли. Именно в ролевой игре ребенок учится справляться с неопределенностью и жизненными ситуациями.
Игра-соревнование. Этот вид игры может включать в себя все вышеперечисленные виды дидактических игр или же их отдельные элементы. Для проведения этой игры обучающиеся делятся на команды, и между ними идет соревнование. Особенностью данной игры является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают здесь ведущее мест, а вот сотрудничество определяется конкретными задачами. Игра-соревнование позволяет педагогу в зависимости от содержания материала вводить в игру не только занимательный материал, а довольно сложные вопросы образовательной программы.
Игра – это активная форма деятельности человека. Данная модель обучения с использованием педагогических игр, если сравнить ее с традиционной, является более перспективной. Занятия, проводимые по игровой методике, довольно сильно повышают интерес обучающихся к предмету и позволяют детям лучше запомнить формулировки и определения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги своей статьи, хочется сказать, что игра - наиболее доступный для детей вид деятельности и прекрасный способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его чувства, эмоциональность, активность, потребность в общении.
Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на всех детей без исключения, формируют многие умения и навыки. Это и умение работать в группе, и умение принимать решения, брать ответственность на себя. Они прекрасно развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем.
Интересная и грамотно спланированная игра повышает умственную активность ребенка. Она способна решить более трудную задачу, чем на традиционном занятии. Но, однако, это не значит, что занятия должны проводиться только в игровой форме. Игра - это всего лишь один из методов, и она дает хорошие результаты лишь только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением.
Таким образом, использование в воспитательном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
2. Сергеева И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова.М.: КНОРУС, 2016.- 112 с.
3. Наливкина, Ю. М. Игровые инновационные технологии в ДОО / Ю. М. Наливкина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017г.).
4. Казакова, Г.М. Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе / Г.М. Казакова. - М.: АРКТИ, 2020. - 929 c.
5. Нилова Игровые Технологии В Системе Обучения И Воспитания Специалиста – Технолога / Нилова. - Москва: ИЛ, 2020. - 892 c.
6. Сергеева, И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации / И.С. Сергеева, Ф.С. Гайнуллова. - М.: КноРус, 2018. - 112 c.
7. Томчикова, С. Н. Игровые технологии в ДОУ / С.Н. Томчикова. - М.: Флинта, 2022. - 754 c.
8. Турик, Л. А. Дебаты. Игровая, развивающая, образовательная технология / Л.А. Турик. - М.: Феникс, 2022. - 192 c.
9. Турик, Л.А. Дебаты: игровая, развивающая, образовательная технология / Л.А. Турик. - М.: Феникс, 2021. - 356 c.
10. Игровая технология формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2019. - 265 c.
14