Публикации
Развитие координационных способностей в плавании, с помощью специальных упражнений в учебно-тренировочных группах у пловцов 8-12 лет
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие координационных способностей в плавании, с помощью специальных упражнений в учебно-тренировочных группах у пловцов 8-12 лет
Автор: Поликарпова Евгения Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие координационных способностей в плавании, с помощью специальных упражнений в учебно-тренировочных группах у пловцов 8-12 лет
Автор: Поликарпова Евгения Анатольевна
План самообразования педагогаПоликарповой Евгении Анатольевны тема самообразования: Развитие координационных способностей в плавании, с помощью специальных упражнений в учебно-тренировочных группах у пловцов 8-12 лет. Примерный план работы педагога над темой.Реализация темы рассчитана на 3 учебных года.Одним из универсальных средств физического воспитания является плавание. Плавание – жизненно важный навык, прекрасное оздоровительное средство, средство отдыха. При занятиях плаванием задействованы практически все группы мышц. Это дает возможность оптимального дозирования нагрузки. Условия, в которых происходят движения пловца, стандартны, сами движения - повторяющиеся циклически, не требуют больших усилий. Процесс освоения любых двигательных действий идет значительно успешнее, если ученик занимается плаванием и имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Немаловажное значение в плавании имеет развитие координационных способностей юных пловцов, однако целенаправленное воздействие на организм занимающихся плаванием требует рационально построенных тренировочных занятий. Этим и обусловлена актуальность изучение мною данной темы, так как в ней будет рассматриваться различные методики тренировки пловцов в учебно-тренировочных группах у детей 8-10 лет, развития у них координационных способностей с помощью различных упражнений в воде и на суше. Предмет исследования: методики развитие координационных способностей пловцов.Цель: раскрыть особенности развития координационных способностей в учебно-тренировочных группах, Задачи:1. Проанализировать специализированную литературу и раскрыть значение развития координационных способностей пловцов. 2. Основываясь на передовом тренерском опыте, описать методику (привести соответствующие упражнения) развитие координационных способностей пловцов в учебно-тренировочных группах. Сенситивные периоды развития координационных способностей (ловкости)Двигательное умение - это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.Двигательный навык - такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надежностью. Двигательным действием является формирование систем двигательных навыков. Связь с развитием комплекса двигательных качеств. С одной стороны, следует учесть, что в процессе формирования двигательного навыка развиваются двигательные качества. С другой, специфичные двигательные качества для определённого двигательного навыка развиваются быстрее при одновременном развитии других качеств.Физические качества в разные годы жизни ребёнка развиваются неравномерно. В один период некоторые качества развиваются одинаково быстро-синхронно, в другие периоды жизни физические качества нарастают с разной интенсивностью, т.е. гетерохронно. Периоды, в которые какое-либо качество развивается наиболее интенсивно, называются сенситивными периодами.Координационные способности (ловкость) — это сложный психофизический комплекс, включающий в себя: умение распределять и концентрировать внимание, способность быстро ориентироваться, оперативно мыслить, направлять волевые усилия на управление эмоциями и выполнять сложно координированные действия.Ловкость, как двигательное качество, включает в себя:координационные способности (согласование и перестроение движений, дифференцирование усилий, мышечная координация, произвольное расслабление) разнообразные реакции (зрительно-моторная, переключения внимания) чувства (равновесия, времени и пространства, ориентации, ритма) Периодизация развития ловкостиЛовкость развивается довольно медленно и надо настраиваться на то, что в течение нескольких лет потребуется планомерная, целенаправленная и систематическая работа.Наибольшие сдвиги в координации движений наблюдаются у детей в возрасте от 7 до 12 – 13 лет. В этот период создается основа для овладения сложными навыками в последующие годы. Структура мозга 2 – 8 летнего ребенка уже почти идентична структуре мозга взрослого человека. С 7 до 12 лет происходит быстрое развитие двигательного анализатора, улучшается дифференцировочная способность зрительного анализатора. В 8 – 12 лет лабильность нервно–мышечной системы достигает уровня, близкого к уровню взрослого организма.Таким образом, лучше целенаправленно развивать ловкость с 6-7 лет и работать над этим качеством постоянно, вводя в тренировочный процесс все новые, более сложные упражнения, выполнять как можно больше упражнений для воспитания координации движений.В разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей, (которые к 15-16 годам практически достигает уровня показателей взрослого человека) что необходимо учитывать при составлении стратегического плана развития ловкости.Методы развития координационных способностей (ловкости)В основе ловкости, по мнению физиологов, в большей степени, чем в основе других качеств, лежит соответствующее развитие двигательного анализатора, т. е. высокоразвитое мышечное чувство и богатство временных связей в двигательной зоне коры головного мозга. Другими словами, от объема моторных навыков (двигательного опыта) зависит уровень, или степень, ловкости человека. Чем больше этот объем, тем выше уровень ловкости.Обычно для развития координационных способностей применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать достаточно полное восстановление организма.В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приемы:выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения сидя); зеркальное выполнение упражнений; усложнение условий выполнения обычных упражнений; изменение скорости и темпа движений; изменение пространственных границ выполнения упражнений Развитие координационных способностей тесно связано с совершенствованием специализированных восприятий — чувства воды, пространства, времени, темпа, ритма, развиваемых усилий, так как именно с этими способностями тесно связано умение пловца эффективно управлять своими движениями. Используемые методикиСтатическое равновесие исследовалось с помощью пробы Ромберга.Для оценки статической координации применяется простая и усложненныепробы Ромберга.При выполнении простой пробы Ромберга пловец стоит с опорой на две ноги (пятки вместе, носки немного врозь), глаза закрыты, руки вытянуты вперѐд, пальцы несколько разведены. Определяется время и степень устойчивости (неподвижно стоит исследуемый или покачивается) в данной позе, а также обращают внимание на наличие дрожания – тремора – век и пальцев рук.Следует отметить, что простую пробу Ромберга применяют обычно в клинике при обследовании больных людей. Для спортсменов рекомендуют использовать усложненные пробы (проба Ромберга 2 и 3).Проба Ромберга - 2: Пловец должен стоять так, чтобы ноги его были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой ноги, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы разведены. Время устойчивости в позе Ромберга -2 у здоровых нетренированных лиц находится в пределах 30-50 секунд, при этом отсутствует тремор пальцев рук и век. У детей показатели пробы зависят также от возраста. У спортсменов время устойчивости значительно больше (особенно у гимнастов, фигуристов, прыгунов в воду, пловцов) и может составлять 100-120 секунд и более.Проба Ромберга -3: пловец стоит на одной ноге, пятка другой касаетсяколенной чашечки опорной ноги, при этом глаза закрыты, руки вытянуты вперед.Твердая устойчивость позы более 15 сек при отсутствии тремора пальцев и век оценивается как «хорошо»; покачивание, небольшой тремор век и пальцев при удержании позы в течение 15 сек - «удовлетворительно»; выраженный тремор век и пальцев при удержании позы менее 15 сек - «неудовлетворительно».Покачивание, а тем более быстрая потеря равновесия, указывают на нарушение координации. Развитие координации Основным направлением развития координации является максимально разнообразная техническая подготовка занимающихся, основанная на использовании широкого круга упражнений. Принципиальной особенностью упражнений для развития координационных способностей является их разнообразие, сложность, нетрадиционность, новизна, возможность многообразных и неожиданных решений двигательных задач, что предполагает развитие обширной мышечной памяти, способности запоминать и воспроизводить мышечные усилия для выполнения двигательных действий на подсознательном уровне. При совершенствовании координационных возможностей надо учитывать разные компоненты нагрузки: сложность заданий, интенсивность и продолжительность выполнения отдельных упражнений, длительность пауз между ними. При совершенствовании координационных возможностей планируются задания разной сложности: от простых к более сложным. Работа в указанном диапазоне сложности и интенсивности предъявляет к организму, с одной стороны, достаточно высокие требования, стимулирующие реакции адаптации, лежащие в основе прироста координационных способностей, а с другой – не приводит к быстрому утомлению анализаторов и снижению способности к эффективной работе, обеспечивая выполнение большого суммарного объема. Все это обуславливает необходимость применения при развитии координационных способностей большого количества разнообразных упражнений и приемов. Заключение В начале и в конце педагогического эксперимента осуществлялось педагогическое тестирование. Группа была подобрана таким образом, что перед началом исследований, их уровень плавательной подготовленности был примерно одинаковый.1 Для целостного развития координационных способностей, пловец должен совершенствовать остроту мышечного чувства, зрительных и двигательных восприятий, чувство равновесия и специфические качества. Для достижение более полного развития КС необходимо применять упражнения как в воде, так и на суше. Специализированная тренировка анализаторов приводит к развитию специфических качеств (чувство воды и др.), определяющих достижение высокого спортивного результата. Без этого любая биомеханически целесообразная 'техника движений превращается в формальные двигательные акты и не приводит к высоким и стабильным результатам. 2 Плавание является видом спорта, предъявляющим высокие требования к координационным способностям. Поэтому, для учащихся требуется, в основном, и продолжительное совершенствование технических навыков при последовательной адаптации организма к нагрузкам средствами разносторонней плавательной и физической подготовки.3 На этапе базовой тренировки необходимо постоянно развиватькоординационные способности. Методическое положение подготовки юныхпловцов должно учитывать основополагающие направления, а также опираться на разработанную общую схему распределения средств.В моей работе использовалась проба Ромберга №2 и проба Ромберга №3. Уменьшение времени выполнения пробы Ромберга наблюдается приутомлении, при перенапряжениях, в период заболеваний, а также при длительных перерывах в занятиях физической культурой и спортом. Проплывание 50м вольным стилемИспользование разнообразных, специально подготовленных упражнений, представленных в моей работе, позволит повысить уровень физической и специальной подготовки, совершенствовать координационные способности пловцов; поможет объективно воспринимать и анализировать собственные движения, представлять динамические, временные ипространственные образы перемещений частей и всего тела в целом, а также планировать алгоритм действий в соответствии с характером поставленных задач. Необходимо учитывать что упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.Изучив научно-методическую литературу, выяснилось, что координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Выделяют специальные, специфические и общие КС.Под общими КС понимаются потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.Специальные КС - это возможности школьника, определяющие его готовность к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.Специфические КС - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию - на равновесие, ритм, ориентирование в пространстве, реагирование, перестроение двигательной деятельности, согласование, дифференцирование параметров движений, сохранение статокинетической устойчивости и др.Анализ литературы по теории и методике подготовки квалифицированных и юных пловцов показал, что проблема развития двигательно-координационных способностей остается ещё недостаточно раскрытой.В методической литературе по плаванию некоторые специалисты стали разрабатывать проблему развития координационных способностей. М.Д. Бакшеев, Р.С. Жуков, Е.С. Жукова, М.М. Булатова, В.Н. Платонов придерживаются мнения о том, что координационные способности у пловцов следует развивать в ходе технической подготовки.Анализ литературы по методике подготовки юных и квалифицированных спортсменов показал, что в подготовку пловцов включают тренировочные программы координационных упражнений по воздействию на специфические координационные способности с целью улучшения процессов экономизации техники.Координация движений тренируема и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса, специально направленного на ее развитие. Высокая степень развития координационных способностей оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными навыками. Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока. Установлено, что взаимосвязи между уровнем физического развития детей и уровнем развития их координационных способностей не существует, и поэтому есть основание заниматься упражнениями, направленными на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:1. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. - М.: «ФиС», 2001г. - 186 с.2. Викулов А.Д. Плавание. – М. «Владос», 2003г.3. Горская И.Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья / Научн.-исслед. ин-т деятельности человека в экстремальных условиях.- Омск, 2000г.4. Донской Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники.- М.: ФиС, 1971г.5. История физической культуры и спорта: Учебник для институтов физ. культ. под ред. В.В.Столбова – М.: Физкультура и спорт, 1983г.- 359 с.6. Лях В.И. Важнейшие для различных видов спорта координационные способности и их значимость в техническом и технико-тактическом совершенствовании. Теория и практика физической культуры. -1988г.- №2.-С.57-59.7. Лях В.И. Взаимоотношение координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект. Теория и практика физической культуры. 1991г. - №3. - С. 31-35.8. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития.- М.: Терра-Спорт, 2000г. - 192 с.9. Лях В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования. Теория и практика физической культуры. 1995г. - №11. - С. 16-23.10. Лях В.И. Координационные способности школьников.- Мн.: Полымя, 1989г. - 159 с.11. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки.- М.: ФиС, 1977г.12. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков.- М.: 2001г.13. Павлов И.П. 20-летний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных. Полн. собр. соч. - М., 1951-1952гг. Т.З. -кн.1.-392 е.; кн.2.14. Петров A.M. Мозг и движение (аспект совершенствования).- М., 1997г.15. Платонов В.Н. Спортивное плавание. Киев: Радянска школа, 1983г16. Фарфель B.C. Управление движениями в спорте.- М.: Фис, 1975г.17. Физиология человека под ред. Н.В. Зимкина. - М.: ФиС, 1975г. - 495 с.18. Физиология человека под редакцией В.М.Покровского, Г.Ф.КоротькоИздательство «Медицина» 1997г.Упражнения для повышения координационных способностейЗанятия ОФПРазноименное вращение рук 4раза правая рука вперѐд левая назад, и 4 раза левая рука вперѐд правая назад, продолжительность упражнения 3мин.Упражнение на сохранения равновесия принимаем упор лѐжа досточку берѐмв руки ,руки выпрямляем вперѐд и работаем 15 сек ногами 15секунд отдыхработаем по свисткуПрыжки через правое и левое плечо под различные звуковые сигналы: один свисток прыгаем через правое плечо, два свистка прыгаем через левое плечо прыгаем до тех пор пока кто ни будь из учащихся не ошибетсяКувырки вперед – назад, кувырки с завязанными глазами.Подвижные игры на координацию, занятия с элементами настольного теннисаЗанятие в воде 1 Кроль на спине: пластиковый стаканчик наполняем на половину водой ставим занимающемся на лоб и медленно мягко толкаемся от стенки руки вдоль туловища, ноги почти прямые задача: чтобы стаканчик не упал в воду.6х25 отдых 1мин2 тоже самое упражнение, только стрелочка 8х25отдых мин3 И.П . стрелочка включаем руки попеременно аккуратный гребок левой рукой пауза, гребок правой пауза.5х25отдых 30 сек4 Толчок в стрелочке гребок одной рукой остались в этом положениистаканчик уже на лбу смена рук пауза досчитаем до 6 ти смена рук пауза руки работают мягко и беспрерывно. дистанция 200м5 Мягкий слабый толчок в стрелочке руки работают без пауз мягко и плавноне забываем про технику гребка дистанция 400м отдых 10 вдохов выдохов в воду.6 Толчок от стенки в положении стрелочка гребок одной рукой остался в этом положении, одна рука на верху другая вдоль туловища упражнение выполняется без гребка а это значит что ноги работают в высоком темпе, смена рук с хлопком в точке когда обе руки перпендикулярны корпусу плавая ноги работают сильно, момент хлопка ноги работают ещѐ быстрее руки абсолютно прямые, дистанция 150м7 Упражнение догонялки: в положении стрелочка выставляем правую руку вперѐд строго перпендикулярно корпусу и остаѐмся в этом положении ноги работают сильно, правой рукой пронос хлопок правая рука остается на месте,левая рука остается на месте а правая выполняет гребок продолжаем в том же темпе,дистнация 200м1Проплывание на левом боку с работой ног кролем руки вдоль туловища100м2 Проплывание на спине работа ног кролем руки вдоль туловища .50м3Проплывание на правом боку работа ног кролем руки вдоль туловища.1504 Проплывание кролем с вращением вокруг своей оси на 360градусов.25м5Проплывание кролем с задержкой руки в вертикальной положении на правом и на левом боку50м3 Упражнения для совершенствования чувства воды.1 Использование элементов синхронного и прикладного плавания длясовершенствования опорного гребка (например, плавание на спине вперед ногами или в вертикальном положении - «восьмерки»).2 Командное плавание на дальность с минимальным количеством гребков. выполнение упражнений на развитие координационных способностей в подготовительной и основной части занятия: упражнения на сохранение равновесия, как на суше, так и в воде, плавание с различным положение рук, плавание с неестественные для водной среды положением тела. Упражнения на спине 1. И. п.: лежа на спине руки вдоль туловища, прижаты к ногам: - попеременная работа ногами. 2. И.п.: лежа на спине правая рука вверх, левая вниз, попеременная работа ногами: - левая рука проносится вверх над водой; - и. п. 3. То же правой рукой. 4. И.п.: лежа на спине правая рука вверх, левая вниз, выполняется попеременная работа ногами: - поочередно, над водой перемещается правая рука вверх – вниз, левая вниз – вверх; - то же в противоположном направлении. 5. И. п.: лежа на спине руки в стороны, ладони вперед; - попеременная работа ногами. 6. И. п.: лежа на спине руки в стороны, ладони вперед, выполняется попеременная работа ногами: - на каждые 3 гребковых движения ногами хлопок перед собой 7. Упражнение «ножницы». И. п.: лежа на спине руки в стороны, ладони вперед, выполняется попеременная работа ногами. 1 – правая вверх, левая вниз; 2 – и. п.; 3 – левая вверх, правая вниз; 4 – и. п. 8. И. п.: лежа на спине руки в стороны, ладони вверх. Выполняется попеременная работа ногами. 9. И. п.: лежа на спине руки в стороны, ладони вперед, выполняется попеременная работа ногами. 1 – правая вверх, левая вниз; 2 – руки вперед; 3 – левая вверх, правая вниз; 10. И. п.: лежа на спине руки в стороны, ладони вперед, выполняется попеременная работа ногами. 1 – левая вверх, правая вниз; 2 – руки вперед; 3 – большим пальцем коснуться подмышки; 4 – руки вперед; 5 – правая вверх, левая вниз; 6 – 8 – и. п. 11. И. п. лежа на спине руки вверх, выполняется попеременная работа ногами. 1 – гребок правой рукой; 2 – правая рука вперед; 3 – большим пальцем коснуться подмышки; 4 – правая вперед; 5 – 8и. п. 1 – 8 то же левой. 12. И. п. лежа на спине руки в стороны, выполняется попеременная работа ногами. 1 – руки вперед; 2 – правая вверх, левая вниз; 3 – руки вперед; 4 – и. п; 5 – 8 то же, левая вверх 13. И. п. лежа на спине руки в стороны, выполняется попеременная работа ногами. 1 – руки вперед; 13 2 – коснуться большим пальцем подмышки; 3 – руки вперед; 4 – правая вверх, левая вверх; 5 – руки вперед; 6 – коснуться большими пальцами подмышек; 7 – руки вперед; 8 – и. п. 1 – 8 – то же левой 14. И.п.: лежа на спине руки вдоль туловища. Выполняется одновременная работа ногами брассом. 15. И.п.: лежа на спине руки за спиной. Выполняется одновременная работа ногами брассом 16. И.п.: лежа на спине руки вдоль туловища. Выполняется попеременная работа ногами брассом. 17. И.п.: лежа на спине руки в стрелочке за головой. Выполняется попеременная работа ногами брассом 18. И.п.: лежа на спине руки в стороны ладони вверх. Выполняется попеременная работа ногами брассом. 19. И.п.: лежа на спине правая рука вверх левая вперед. Выполняется попеременная работа ногами брассом 20. И.п.: лежа на спине левая рука вверх правая вперед. Выполняется попеременная работа ногами брассом. 21. И.п.: лежа на спине руки вперед. Выполняется попеременная работа ногами брассом. 22. И.п.: лежа на спине руки вверх. 1 – гребок левой рукой кролем на спине и гребок правой ногой брассом; 2 – гребок правой рукой кролем на спине и гребок левой ногой брассом. 23. И. п.: лежа на спине руки вверх, выполняется попеременная работа ногами кролем. 1 – 3 – «восьмерки» правой; 4 – и. п.; 5 – 7 – «восьмерки» левой; 8 – и. п. 24. И. п.: правая вверх, левая вниз, ноги неподвижны, носки и живот на поверхности воды. - гребковые движения руками вперед, рука проходит над водой сверху вниз над водой (плыть ногами вперед). 25. И. п.: лежа на спине левая рука вперед правая вверх, выполняется попеременная работа ногами: 15 - гребковые движения правой рукой, левой – «восьмерки». 26. И. п.: лежа на спине правая рука вперед, левая вверх, выполняется попеременная работа ногами; - гребковые движения левой рукой, правой – «восьмерки». 27. И. п.: лежа на спине руки в стороны выполняется попеременная работа ногами. 1 – руки вперед; 2 – руки вправо; 3 – руки вперед; 4 – руки влево; 5 – руки вперед; 6 – 8 – и. п. 28. И. п.: лежа на спине в парах, взявшись за руки, свободные руки в стороны, выполняется попеременная работа ногами. 1 – свободные руки вдоль туловища; 2 – свободные руки в стороны; 3 – свободные руки вверх; 16 4 – свободные руки вперед. 29. И.п.: лежа на спине правая рука вверх, левая вниз. 1 – гребок правой рукой , кролем на спине и отталкивание левой ногой брассом; 2 – гребок левой рукой , кролем на спине и отталкивание правой ногой брассом. 30. И.п.: лежа на спине правая рука вверх, левая вниз. 1 – гребок правой рукой, кролем на спине и гребковое движение левой ногой кролем; 2 – гребок левой рукой, и гребковое движение правой ногой кролем. 31. И.п.: лежа на спине, правая рука вверх левая вниз. 1 – гребковое движение правой рукой, кролем на спине и гребковое движение ногами дельфином; 2 – гребковое движение левой рукой, кролем на спине и гребковое движение ногами дельфином. 32 И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – одновременные гребковые движения руками на спине, гребковые движения ногами дельфином. Упражнения на груди 1. И.п.: правая рука вверху, левая прижата к ноге. Выполняется попеременная работа ногами. 1 – поворот головы в правую сторону; 2 – и.п. 2. И.п.: то же левая рука верху. 3. И.п.: руки в стрелочку за головой. Выполняется попеременная работа ногами. 1 – правую руку опускаем вниз, голову поворачиваем в правую сторону, вдох; 2 – и.п. выдох; 3-4 то же другой рукой. 4. И.п.: лежа на груди руки вдоль туловища, подбородок на поверхности воды, выполняется попеременная работа ногами. 5. И.п.: лежа на груди левая (правая) вверх, подбородок на поверхности воды, выполняется попеременная работа ногами. 6. И.п.: лежа на груди левая (правая) вверху в парах, подбородок на поверхности воды, выполняется попеременная работа ногами. 7. И.п.: лежа на груди руки в стороны, ладони вверх, подбородок прижат к груди, выполняется попеременная работа ногами. 8. И.п.: лежа на груди руки в стороны, ладони вверх, подбородок прижат к груди, выполняется попеременная работа ногами, вдох, подбородок на поверхности воды. 9. И.п.: лежа на груди правая рука в сторону левая прижата к ноге, выполняется попеременная работа ногами. 1 – вдох в сторону прижатой руки к ноге; 2-4 - и.п. 10. И.п.: лежа на груди левая рука в сторону правая прижата к ноге, выполняется попеременная работа ногами. 1 – вдох в сторону прижатой руки к ноге; 2-4 - и.п. 11. И.п.: лежа на груди левая рука в сторону правая вверх, выполняется попеременная работа ногами. 1 – вдох влево; 2-4 - и.п. 12. И.п.: лежа на груди правая рука в сторону левая вверх, выполняется попеременная работа ногами. 1 – вдох вправо; 2-4 - и.п. 13. И.п.: лежа на груди руки в стороны, ладони вверх, подбородок прижат к груди, выполняется попеременная работа ногами. 1 – вдох поворотом головы вправо; 18 2-4 - и.п.; 5 – то же в другую сторону; 6-8 - и.п. То же в парах, тройках, четверках (в зависимости от ширины бассейна). 14. И.п.: лежа на груди, руки вверх выполняется попеременная работа ногами. 1-4 - руки в стороны, вдох; 5-8 - руки вверх. 15. И.п.: лежа на груди, руки вверх выполняется попеременная работа руками, дыхание произвольное. 1-4 - ноги в стороны; 5-8 - ноги вместе. 16. И.п.: лежа на груди, правая вверх, левая прижата к ноге. 1 – гребок правой рукой, гребок левой ногой (кролем); 2 – гребок левой рукой, гребок правой ногой (кролем). 17. И.п.: лежа на груди, руки вверх правая кисть в кулак, выполняется попеременная работа ногами. 1 – гребковое движение левой рукой вниз, правая согнутая в локте к плечу; 2 – левая рука назад над водой, правая вниз; 3 – левая рука вверх, правая согнутая в локте к плечу; 4 – и.п. ( 18. И.п.: лежа на груди, руки вверх левая кисть в кулак, выполняется попеременная работа ногами. 1 – гребковое движение правой рукой вниз, левая согнутая в локте к плечу; 2 – правая рука вверх над водой, левая вниз; 3 – правая рука вниз, левая согнутая в локте к плечу; 4 – и.п. 19. И.п.: лежа на груди, нога на ногу, ноги неподвижны. Выполняются гребковые руками движения назад (как на спине), вдох через 3 гребка в сторону. 20. И.п.: лежа на груди правая рука вверх, левая – вниз. 1 – гребковое движение руками кролем на груди и одновременное отталкивание ногами брассом. Отталкивание ногами брассом выполняется во время вкладывания руки в воду. 21. И.п.: лежа на груди правая рука вверх, левая – вниз. 1 – гребок правой рукой кролем, отталкивание левой ногой брассом; 2 – гребок левой рукой кролем, отталкивание правой ногой брассом. 22. Гребковое движение руками кролем и гребковые движения ногами дельфином (движения ногами дельфином выполняются на каждое вкладывание руки в воду). 23. Упражнение «винт». И.п.: лежа на груди правая рука вверх, левая – вниз, выполняется попеременная работа ногами. 1 – гребок левой рукой на спине; 2 – гребок правой рукой на груди. Примечание: упражнение может выполняться через 1, 2, 3… гребковых движения. 24. Упражнение «винт» с одновременной работой ногами. И.п.: лежа на груди, правая рука вверх. 1 - 2 гребковых движения руками кролем на груди и 2 движения ногами дельфином; 2 - 2 гребковых движения руками кролем на спине и 2 движения ногами дельфином. Примечание: Движение ногами дельфином выполняется под каждое вкладывание руки в воду. 25. И.п.: лежа на груди руки за спиной в замок, подбородок к груди. 1 – голову поднять вдох; 2-7 - подбородок к груди, отталкивание ногами брассом, скольжение; 8 – и.п., выдох 26. И.п.: лежа на груди руки в стрелочке за головой. 1 – гребковое движение руками брассом, отталкивание левой ногой. 2 – то же правой ногой 27 И.п.: лежа на груди руки в стрелочку за головой. 1 – гребковое движение левой рукой брассом, отталкивание ногами брассом; 2 – гребковое движение правой рукой брассом, отталкивание ногами брассом. 28 И.п.: лежа на груди правая рука за спиной, правой рукой держим левую ногу. Выполняется гребковое движение правой ногой и левой рукой. 29 И.п.: лежа на груди левая рука за спиной, левой рукой держим правую ногу. Выполняется гребковое движение левой ногой и правой рукой.