Публикации Социальная активность несовершеннолетних в рамках решения вопроса профилактики делинквентности.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социальная активность несовершеннолетних в рамках решения вопроса профилактики делинквентности.
Автор: Братсков Дмитрий Сергеевич

Социальная активность несовершеннолетних в рамках решения вопроса профилактики делинквентности.Библиографический список:Дворянсков И.В. Особенности детерминации и профилактики современного делинквентного поведения несовершеннолетних / И.В. Дворянсков // Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2019. - №2 – С. 97-103. В статье раскрывается важность участия в социально-активной деятельности несовершеннолетних, склонных к делинквентными поведению. Возможность проявить себя в каком-либо виде социальной активности преподносится, как очень эффективная методика профилактики делинквентного поведения ребёнка. Ключевые слова: делинквентное поведение, социальная активность, профилактика, социализация, несовершеннолетний. Действия детей, которые попадают под административную или уголовную ответственность являются одной из проблем большинства образовательных и социальных учреждений. Такое поведение несовершеннолетних называется делинквентным, т.е. отклоняющееся поведение, которое в крайних своих формах представляет уголовно наказуемое деяние [3].Это проблема, которая требует проведения комплексной работы с детьми, склонными, к общественно-опасному поведению, их родителями и социальным окружением. Факторы, которые влияют на то, что ребёнок осознанно совершает проступки, которые могут нанести существенный вред обществу и самому ребёнку, могут быть совершенно разными.
  • Социальные на макро- и микроуровне. Тенденция глобализации роста профессионализма преступности, использование информационных технологий для преступного поведения.
  • Психобиологические. Органическая недостаточность нервной системы, психопатоподобные состояния после инфекций, травм и интоксикации нервной системы, умственная отсталость, патохарактерологическое развитие личности. К данной группе факторов относят также дисгармоническое протекание периода полового созревания, его ускорение или задержку, а также различные физические недостатки, дефекты речи, умственную отсталость, внешнюю непривлекательность и т.
  • Индивидуально-личностные признаки. Неблагоприятные условия индивидуально-личностного роста однозначно негативно влияют на социализацию ребёнка. В следствии этих проблем он не видит нравственных преград и готов к совершению преступления того или иного рода тяжести [2].
  • Зачастую, методики и технологии, направленные на профилактику делинквентных проявлений несовершеннолетнего направлены на вовлечение ребёнка в активную жизнь учреждения, соревнования, клубы, мероприятия. В таком случае, всевозможное вовлечение ребёнка в социальные, экономические, политические, культурные, спортивные вопросы станет своего рода заменой всего негативного, во что он погружен. Естественно, для решения вопроса делинквентности, необходимы общие усилия педагогов, родителей, сверстников для поднятия социальной активности несовершеннолетнего. Влияние родителей является важнейшим фактором в развитии у ребёнка социальной активности, а педагоги и воспитатели должны развивать её, чтобы социальная активность набирала обороты и приносила конкретную пользу на практике. Детский интерес можно связать с любопытством, которое свойственно их этапу развития, поэтому, задачей социального педагога, организаторов кружков и иных объединений будет найти то, что действительно интересно ребёнку. В свою очередь, задачей родителей будет прививать то, что не противоречит устоям общества, актуально и интересно для ребёнка. Например, если он интересуется политикой, то нужно дать ему шанс проявить себя в этом. Поддерживать дискуссии, помогать ему найти литературу и материалы в Интернет, которые будут соответствовать его потребностям и возрасту. Если внутри семьи активно обсуждаются политические вопросы, то задачей родителей будет не навредить ребёнку своими личными убеждениями, а лишь помочь ему не загубить интерес. Существует множество клубов по интересам, в том числе связанные с политикой, поэтому даже если родитель не может самостоятельно содействовать и помогать своему чаду, то это будет отличным выходом. Родители являются примером подражания не только для детей младшего и среднего школьного возраста, но и для подростков, они зачастую копируют модели поведения и интересы, и многим родителям стоило бы задуматься, что они проецируют на ребёнка. Занятия спортом или творчеством, при достойной поддержке могут стать не только мимолётным интересом ребёнка, или аппаратом замены «плохого на хорошее», но и может даже делом всей жизни молодого человека. Социальный педагог в образовательном учреждении ставит перед собой цели формирование личности ребёнка, помощь ему, здоровую социализацию и защиту от негативных факто. Безусловно, работа над сопутствием несовершеннолетнего для хорошей адаптации к обществу очень важна, однако, большое внимание следует уделять и тому, в чём заинтересован лично ребёнок. Диагностические методики, которые я увидел во время прохождения практики не всегда были направлены на это. Для детей проводились тесты и происходило анкетирование для выявления каких-либо отклонений в поведении на ранних стадиях, но складывается ощущение, что ни одна из этих анкет спрашивает «что тебе нравится?». Казалось бы, личные интересы это больше дело родителей, но что, если ребёнок нуждается в том, чтобы на его увлечения обратили внимание и вне семьи. На педагогических форумах есть немалое количество опросников, которые помогут педагогу понять, что интересно ребёнку, и направить этот интерес в нужное русло. Среди них: опросник Г. Дэвиса, анкета «Изучение познавательных потребностей школьника», анкета «Выявление интересов детей» и многие другие [1].Использование данных методик может помочь социальному педагогу найти ту отправную точку, с которой можно начать строить взаимоотношения с ребёнком. Можно подвести общий итог, что в рамках профилактики делинквентности, социальная активность будет являться большим помощником социальному педагогу и всем лицам, заинтересованным в профилактике делинквентного поведения ребёнка. Как я написал выше, проявление социальной активности может и должно стать отличной заменой негативных увлечений ребёнка. Ребёнку на всех этапах его развития очень важно быть заинтересованным чем-либо, будь то спортивная секция, литературный клуб или политический кружок. Проявляя себя, дети растут как личность, развиваются, открывают новые социальные связи и реализовывают свои возможности. Поэтому, родителям и педагогам необходимо не только попытать найти и искоренить проблему делинквентных проявлений ребёнка, но и найти им замену.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.1) infourok.ru : педагогический форум. – Москва, 2023 – URL: (Дата обращения: 19.02.2023)2) Дворянсков, И.В, Особенности детерминации и профилактики современного делинквентного поведения несовершеннолетних / И.В. Дворянсков // Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2019. - №2 – С. 97-1033) Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. Москва. - URL: Делинквентное_поведение (Дата обращения: 18.02.2023 )