Публикации
Развитие эмоций через театрально-игровую деятельность детей старшего дошкольного возрастата
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие эмоций через театрально-игровую деятельность детей старшего дошкольного возрастата
Автор: Егорова Юлия Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие эмоций через театрально-игровую деятельность детей старшего дошкольного возрастата
Автор: Егорова Юлия Александровна
Развитие эмоций через театрально-игровую деятельность детей старшего дошкольного возрастаС первых лет жизни ребенок под влиянием взрослых, а также в процессе игр, посильного труда, учения активно овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает нормы и идеалы нашего общества, что приводит не только к накоплению известной суммы знаний и умений, но и к развитию способностей, формированию необходимых качеств личности. В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. Вследствие этого, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от интеллектуального развития. Однако, как указывали психологи – ученые Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы – вот это наиболее важные, приоритетные задачи воспитания. Важное место в дошкольной педагогике занимает художественное воспитание. Педагогические условия формирования начал художественного творчества представляют особый интерес. И проявлениями художественного творчества надо умело управлять и разрабатывать методы, побуждающие и развивающие это творчество. В их создании следует также опираться на особенности эмоциональной сферы детей. Ребенок, приобретая знания, умения, познавая мир, познает его вне себя, внутренний мир ребенка остается закрытым для него. Я задумалась над этим. Прочитала много статей в журналах « Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», проанализировала другую методическую литературу и отметила, что состоянием ребенка можно «управлять» и оно постепенно будет переходить в определенное качество личности. У детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых ( запрет на громкий смех в неподходящей ситуации), запрет на слезы (особенно у мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Для некоторых детей бывает слишком много запретов. Конечно, контроль со стороны взрослых нужен, но он не должен преследовать только интересы родителей. Наиболее типичное состояние ребенка - это жизнерадостность, перенаполненность веселой энергией, бьющиеся « через край» эмоции. Отметила, что эмоциональное развитие является особенно важным для наших детей с интеллектуальным недоразвитием, поскольку их мир чувств беден в своих проявлениях, по сравнению с другими детьми. Известный советский психолог Азаров сказал, что помочь детям может только тот, кто войдет в их души, согреет сердца. И только тогда, как гласит восточная мудрость: «Глаза увидят сказку, ум постигнет истину, душа объемлет все». В требованиях к содержанию и методам работы в дошкольных образовательных учреждениях выделен раздел: «Развитие ребенка в театрально - игровой деятельности». На мой взгляд, театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, через которое можно решить многие вопросы в формировании личности ребенка. Воспитательные возможности театрально-игровой деятельности огромны. Это и положительное отношение к проявлению доброты, осуждения грубости, эгоизма, равнодушия. Через театрально-игровую деятельность формируется умение воспринимать прекрасное, расширяется кругозор детей, развиваются умственные способности. Чтобы задуманное воплотить в работу с детьми, необходима, прежде всего, правильная организация театрально-игровой деятельности, содержание, формы и методы, которой должны преследовать такие Цели:- развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;- создание атмосферы творчества;- эмоциональное развитие детей; Для реализации этих целей создаем 3 этапа: I этап- развитие у детей умений и навыков выступать для себя; II этап -развитие умений и навыков выступать для других; III этап - показ сказок, инсценировок. Для более эффективной работы у нас имеется перспективный план, где указаны цели обучения, предполагаемый литературный материал, картотеки по эмоциям. К некоторым этюдам, сказкам, малым литературным формам придумываем с детьми свои варианты, хотя у детей это еще очень плохо получается, может опыта недостаточно, а может в силу своих умственных возможностей. Когда я начала только работать с этими детьми, то старалась всегда поддерживать у детей праздничное настроение после утренников. Выученные стихотворения и песни для утренника, мы затем переносили в сюжетно-ролевые игры: например показывали концерт сначала для кукол; изготавливали альбомчики с впечатлениями от праздника и показывали нашим младшим соседям концерт. Дети всегда с желанием выступали, и если даже во время утренника некоторые дети «тушевались», то в такой непринужденной обстановке, они раскрывались всесторонне. Дети получали массу эмоций. Они артисты.В группе должны быть различные виды театра и распологаться в доступном для детей месте:- пальчиковые театры;- театр игрушек; - различные виды настольного театра;- фланелеграф; - кукольный театр; Так жедолжно быть все необходимое для постановки пьес, драматизации произведений: шапочки-маски, ширма, декорации, элементы костюмов, подборка художественных и музыкальных произведений. Мне хочется, чтобы у детей была потребность заниматься театрализованной деятельностью, ведь в нашей группе есть все условия для развития фантазии, воображения. Театрально-игровую деятельность всегда связываем с общим планом работы, с лексическими темами.Основными требованиями в работе с детьми являются: - разнообразие тематики;- активность детей; - планирование театрализованных игр;- сотрудничество детей друг с другом;- последовательность и усложнение содержания и сюжетов;-импровизации детей; Наблюдая за детьми во время театрализованных игр, наблюдается у детей малый словарный запас, плохая память, не выразительны эмоции, внимание не устойчиво. Порой активность детей проявляется в улыбке, хлопках в ладоши. Некоторые дети вообще зрелище не воспринимают. Проанализировав,можно отметить, умение заинтересованно смотреть и понимать смысл, войти в контакт с воспитателем, эмоционально взаимодействовать. Вот поэтому, нужно чаще читать детям различные произведения (сказки, рассказы, короткие этюды), затем беседуем по содержанию, ведь когда мы передаем ребенку смысловое содержание текста, мы как бы заражаем ребенка своим настроением. Но главной задачей является научить ребенка играть самостоятельно, познавая мир через ощущения, проявлять свои эмоции, а не быть только зрителем. Если у детей есть проблема с проявлением эмоций, частично с этой проблемой помогут справиться игры, направленные на развитие эмоциональной сферы. Эти игры можно проводить с детьми в любое свободное время по одной или несколько за один раз. Также рекомендуется проводить познавательные занятия, для развития познавательной сферы детей. На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества( литературой, живописью, музыкой). Ценность таких занятий заключается в том, что у детей расширяется круг понимаемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других. В процессе развития, т.е. воздействия на ребенка со стороны взрослых меняются его взгляды на мир, ребенок начинает осознавать и контролировать свои эмоции, но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать. То, что писал Л.С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства), не потеряло актуальности и в наше время, когда ребенку стараются дать только знания, этому способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми, сверстниками, а ведь , как мы уже доказали, общение обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В заключении можно сказать, что работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.