Публикации ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У УЧАЩИХСЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ФОРТЕПИАННОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДШИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У УЧАЩИХСЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ФОРТЕПИАННОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДШИ
Автор: Галина Николаевна Барышева

Барышева Галина Николаевна, магистрант 2 курса ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского», Институт искусств, Саратов, Россия Научный руководитель – Корчагина Наталия ВикторовнаФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У УЧАЩИХСЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ФОРТЕПИАННОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДШИВ дополнительном образовании для современного преподавателя знание движущего механизма в развитии учащегося на разных возрастных этапах, а также понимание вопросов, связанных с развитием музыкальных способностей, мышления, саморегуляции, приобретают первостепенную роль. Профессионализм преподавателя выражается не только в знании своего предмета, что является само собой разумеющимся требованием, но и в необходимости обладать более глубокими познаниями в смежной области, в психологии. Психологическая компетентность преподавателя должна проявляться именно с точки зрения необходимости изучения психофизиологических особенностей развития учащихся, в частности формирование и развитие эмоционально-волевой саморегуляции.Актуальность проблемы формирования навыков эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников определяется задачами обучения и воспитания детей, ведь развитие личности, способной к восприятию, пониманию и регулированию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается, с одной стороны, как условие успешной ее адаптации в современном социокультурном пространстве, с другой – как более эффективное выполнение учебной деятельности.Развитие способностей по дифференциации эмоций, т.е. распознаванию внутренних и внешних проявлений и формированию социальных эмоций проявляется у детей в возрасте 6-7 лет, они к этому времени уже обладают определенным эмоциональным опытом, при котором возможно отслеживать «амплитуду» выражения чувств. Младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями для формирования личностной саморегуляции. Многие исследователи считают (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, P.M. Грановская, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Н.С. Лейтес, А.К. Маркова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.), что формирование эмоциональной саморегуляции эффективнее происходит в младшем школьном возрасте и связано оно с активным формированием способности к рефлексии, с выработкой внутреннего плана действий и с общей произвольностью психических процессов. Эмоционально-волевая саморегуляция в психологии представляет интерес, как в плане теоретического рассмотрения, так и в плане экспериментальных исследований. В последнее время в психологии отмечены исследования воли, эмоций и эмоционально-волевой регуляции (Л.С.Выготский, О.В.Дашкевич, В.А.Иванников, А.Н.Леонтьев С.Л.Рубинштейн, М.В.Чумаков и др.).Эмоционально-волевая саморегуляция – это скоординированное взаимодействие эмоциональных и волевых процессов в ситуациях преодоления трудностей и препятствий, которое формируется и в дальнейшем реализуется в деятельности, а также в социальном взаимодействии.Важную роль в организации сложных форм произвольной деятельности, к которым, в первую очередь, относится процесс обучения и познания, играет способность к эмоциональной саморегуляции.В педагогике музыкальной деятельности проблема саморегуляции рассмотрена в научных трудах А.А. Базиковой, Е.В. Тихоновой, А.Л. Готсдинера, Е.Е. Федорова, Ю.А. Цагарелли и др. Методология музыкально-исполнительской дисциплины «фортепиано» представлена теоретическими исследованиями, монографиями и практиками выдающихся представителей отечественного фортепианного искусства и педагогики: А. и Н. Рубинштейны, В.И. Сафонов, Ф.М. Блуменфельд, К.Н. Игумнов, А.Б. Гольденвейзер, Л.В. Николаев, Г.Г. Нейгауз, С.Е. Фейнберг, С.И. Савшинский, М.В. Юдина, Г.М. Коган, Г.Р. Гинзбург, Л.А. Баренбойм, Я.И. Мильштейн и др. В процессе обучения ребенка игре на музыкальном инструменте особое внимание следует уделить формированию эмоционально-волевой саморегуляции, учитывая, что проявляется она у детей различных возрастных категорий неодинаково. В зависимости от типа темперамента учащегося и его возраста в эмоциональной сфере могут возникать некие трудности, например, излишняя замкнутость или неумение контролировать проявление эмоций. Важным компонентом обучающей программы для юного ученика-пианиста является наличие необходимого фактора эмоциональной устойчивости эмоционального самоконтроля. Он имеет регулирующую функцию в стрессовых ситуациях и является объектом волевой регуляции.Музыкально-исполнительская деятельность в своей основе имеет коммуникативный процесс передачи музыкальной информации от композитора через исполнителей к слушателям. При этом исполнитель должен не только уметь грамотно «расшифровать» музыкальную информацию, закодированную композитором в музыкальном произведении, но и убедительно донести ее до аудитории. Для этого он должен владеть не только профессионально важными качествами пианиста исполнительскими навыками и умениями, но и комплексом личностно-психологических качеств, среди которых особое место принадлежит эмоционально-волевой саморегуляции. Особенности эмоциональной саморегуляции, необходимые в деятельности пианиста следующие: способность осознавать собственное эмоциональное состояние; умение идентифицировать/интерпретировать эмоциональные состояния; умение снижать психоэмоциональное напряжение; способность осуществлять самоконтроль эмоционального состояния.Говоря о необходимости изучения особенностей эмоционально-волевой саморегуляции у учащихся младшего школьного возраста, следует отметить важность и значимость тех видов эмоционального состояния, которые существенно влияют на результат учебного процесса, а именно настроение, напряженность и тревожность. Благодаря системе приемов последовательного самостоятельного воздействия в целях повышения эмоционально-волевой устойчивости развивается и совершенствуется ряд важных психологических качеств: самообладание, уверенность в своих силах, внимание, память и образное мышление. Одновременно эмоционально-волевая саморегуляции предупреждает физическое и умственное переутомление, повышая работоспособность. Таким образом, формирование и развитие эмоционально-волевой саморегуляции является одним из ключевых моментов и рассматривается как взаимодействие компонентов в совокупности с другими качествами. Являясь системообразующим свойством активности личности, она оптимизирует учебно-образовательный процесс в целом.Практическая значимость изучения эмоционально-волевой саморегуляции заключается в возможности использования результатов диагностического исследования в работе индивидуального обучения детей игре на фортепиано в системе дополнительного образования.Диагностическое исследование формирования эмоционально-волевой саморегуляции в условиях МБУДО «Детская школа искусств» Балтайского муниципального района проводилось по методике развития эмоционально-волевой саморегуляции учащихся младших классов фортепианного отделения, основанной и описанной Малаховой Ольгой Александровной, которая была применена изначально в Детской хоровой школе № 1 г. Екатеринбурга. Для определения степени развитости эмоционально-волевой саморегуляции были разработаны специальные показатели и критерии, учитывающие базовые характеристики развития естественных психических процессов у младших школьников (интерес, внимание, эмоциональная устойчивость, волевые качества) и их влияние на проявление степени личностной активности при выполнении творческой деятельности. Оптимального уровня активности в музыкально-исполнительском процессе невозможно достичь, если отсутствуют слуховой контроль и осознанность исполнения. Также для этого необходимо и произвольное регулирование психического состояния и, как следствие, физических действий. Поэтому выбор критериев развитости эмоционально-волевой саморегуляции соотносился с вышеуказанными характеристиками. Избранные показатели и критерии позволили структурировать уровни эмоционально-волевой саморегуляции как существенную составляющую исполнительской культуры учащегося. Также для более широкого спектра выявления эмоционально-волевых качеств и определения уровня их сформированности использовались следующие методики: методика школьной тревожности .Н. Филлипс); тест «Исследование волевой саморегуляции» (А.В. Зверьков и Е.В. Эйдман); методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова); методика «Раскрась свои чувства» с привлечением материалов Б. Элиот (авторы Т.Д. Зинкевич и A.M. Михайлов); математическая и статистическая обработка результатов исследования (T-критерий Вилкоксона и U - критерий Манна-Уитни). Диагностика сформированности эмоционально-волевой саморегуляции с каждым учащимся по классу фортепиано ДШИ проводилась в начале учебного года и показала результат, что уровень сформированности по критериям, в основном, у всех учащихся преобладал низкий. В дальнейшем, в течение года, проводились мероприятия по формированию и развитию эмоционально-волевой регуляции несколькими способами и методами с каждым учащимся. После этого, в конце учебного года, проведенная диагностика показала, что использованные способы формирования оказались достаточно эффективными и уровень развития и сформированности эмоционально-волевой саморегуляции по каждому из критериев у учащихся стал преобладать средний, иногда даже высокий.Эмоционально-волевое развитие наряду с музыкально-слуховым и психомоторным развитием служит основой успешной профессиональной подготовки пианиста и дает возможность реализовывать художественные задачи музыкального произведения, в том числе и в условиях публичного выступления. Следовательно, наиболее эффективные методы для развития эмоционально-волевой сферы пианистов основаны на комплексе подходов с применением различных средств и приёмов.Функционирование современных ДМШ и ДШИ строится на предпрофессиональной подготовке музыкантов-исполнителей в системе дополнительного музыкального образования, поэтому формирование эмоционально-волевой саморегуляции в условиях обучения по ФГТ (Федеральные государственные требования) становится важнейшим фактором педагогической деятельности. Таким образом, знание психофизиологических особенностей развития учащихся в сочетании с умением находить новые оригинальные способы изложения и подачи информации, интерпретации учебного и дополнительного материалов помогают преподавателям получать более качественный и эффективный результат в освоении музыкальных дисциплин учащимися.