Публикации Запись вокала в образовательном учреждении

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Запись вокала в образовательном учреждении
Автор: Новицкий Андрей Михайлович

Новицкий А.М.
Запись вокала в образовательном учреждении
Очень часто перед работниками школ и внешкольных учреждений возникает проблема записи голоса на фонограмму, будь то песня или просто текст диктора или рассказчика. Сложно ли это сделать? Как это сделать профессионально? На эти вопросы вы найдете ответ в этом пособии.
Данное пособие создано в помощь учителям и преподавателям музыки, концертмейстерам и педагогам дополнительного образования.
В основу пособия положен алгоритм – опыт моей работы нескольких лет, изложенный очень компактно с целью достижения наибольшей простоты и доступности в понимании проблемы.
Аппаратура
Нет, она не дорогая. Микрофон, внешняя зуковая карта и ноутбук с колоночками.
Микрофон Audio-Technica AT3035
АТ3035 имеет все необходимые качества студийного микрофона. Каждый элемент конструкции микрофона призван обеспечивать ровный натуральный звук, обеспечивая максимальную точность передачи и низкий электронный шум, что делает его отличным дополнением для современной цифровой студии.
Звуковая карта E-MU 0404 USB
Портативное устройство для PC, предлагающее 24 бит 192 кГц запись и воспроизведение, direct monitoring, поддержку конденсаторных микрофонов с питанием +48 В, программный лимитер и другие функции для автономной работы.
Ноутбук любой. Кому какой по душе. Приветствуется мощный процессор, большие оперативная память и дисплей.
Наушники для солиста, лучше диджейские.
Колоночки подбираются по принципу – попса звучит чисто. Что звучит на компьютерных колоночках, всегда прозвучит и на любой аппаратуре - это популярное выражение среди звукорежиссеров не лишено основания. Некоторые известные в мире звукорежиссеры используют именно такие колоночки, чтобы слышать и ориентироваться на общий правильный баланс. А дорогие студийные мониторы позволяют им как под микроскопом расслышать мельчайшие детали аранжировки.
Софт
Cockos REAPER v.4.41pre2
Cockos REAPER — компактный аудиоредактор для создания, редактирования и записи многоканальных аудиотреков с возможностью обработки каждого трека по отдельности. REAPER позволяет применять во время обработки аудио множество эффектов, поддерживает технологии ASIO, Kernel Streaming, WaveOut и DirectSound воспроизведение и запись. Поддерживает работу с файлами в форматах WAV, OGG, MP3, MIDI (чтение) и WAV, MIDI (запись), управление уровнем громкости, изменение границ трека, допускает многоуровневый откат/повтор выполненных операций и многое другое.
Sony Sound Forge v.7.0
Именно только седьмую версию. Она лучшая по стабильности и качеству.
Celemony Melodyne Studio Edition v.3.2.2.2
Celemony Melodyne - представляет собой специализированный звуковой редактор, позволяющий работать как с аудиофайлами, так и собственными многодорожечными проектами.
VocALign Project Pro Standalone v.2.91
VocALign Project - программа, предназначенная, главным образом, для работы с вокалом, а именно, для подгона и выравнивания вокальных партий, голосов в дуэтах и ансамблях.
Sound Normalizer v.5.0
Sound Normalizer - программа проста в использовании, даёт быстрые и превосходные результаты качественного звука. Имеется возможность пакетной обработки. Mp3 нормализатор позволяет напрямую изменять уровень громкости проверяемого файла без использования тегов.
TC Works Compressor DeEsser
Compressor DeEsser – уникальный вокальный компрессор. Используем пресет 13.
Плагин нужно установить в Cockos REAPER v.4.41pre2.
ApulSoft apQualizr v.1.5.0
ApulSoft ApQualizr - стерео эквалайзер/анализатор, разработанный для максимальной, на сколько это возможно, точной работы, при которой пользователь сможет увидеть все происходящие процессы и внести необходимые изменения.
Плагин нужно установить в Cockos REAPER v.4.41pre2.
Aether v.1.5.1
Aether - ревербератор с экстремально точным движком, который может конкурировать с лучшими аппаратными модулями, доступными на сегодняшний день. Ревербератор обладает очень прозрачным звучанием и низкой (4 msec) латентностью. По звуку чем-то напоминает "железный" TC Electronic M2000. Безупречные спецификации по пространственным, временным и частотным откликам. Уникальная глубокая схема автоматической рандомизации всего алгоритма, за счет которой звуки становятся живыми. Плагин нужно установить в Cockos REAPER v.4.41pre2.
Kjaerhus Audio Classic Chorus v.1.28
Классический хорус VST плагин с превосходным звучанием и простой в использовании. Плагин нужно установить в Cockos REAPER v.4.41pre2.
Leslie Sanford Delay v.2.6
Sanford Delay – VST плагин для создания стерео-дилэя. Простой в использовании, плагин выполняет свою работу быстро и рационально. Если вам необходим "честный" дилэй, который не будет перенасыщать звук звоном и свистом, этот плагин - то что вам нужно!
Плагин нужно установить в Cockos REAPER v.4.41pre2.
Примечание. На весь перечисленный выше софт в Интернете есть достаточно подробное описание и видеоролики. Ваша задача ознакомиться хотя бы в общем плане с этими ресурсами. Помните, что изучить каждую программу от и до практически невозможно, однако освоить необходимое количество функций по силам каждому.
Алгоритм записи и обработки вокала
Все мы помним из своего детства, что если сломан зеленый карандаш, то его можно заменить с помощью синего и желтого путем наложения цветов. Представьте себе, что на этом простейшем приеме основана и вся работа аранжировщика. Только вместо карандашей он использует частотные спектры. С каким бы инструментом или тембром он не имел дело, все они являются результатом манипуляций с частотными спектрами и производными от них. Кстати, на этом же принципе устроены все клавишные синтезаторы, чем больше спектральных комбинаций, тем больше тембров.
В данном пособии мы рассмотрим как получить нужное звучание вокала с используя всего два частотных звуковых спектра. Конечно же в крутых профессиональных студиях может быть использовано гораздо больше спектров в зависимости прежде всего от квалификации звукорежиссера. По аналогии с карандашами назовем один звуковой частотный спектр - синий трек, а другой – желтый трек.
Итак, как получить синий трек
Прежде всего включаем микрофон и колоночки в звуковую карту, звуковую карту в ноутбук. В инструкциях к аппаратуре все есть. Далее нужно установить весь софт. Входы и выходы каждой программы синхронизировать с картой как это указано в инструкциях.
Осваиваем функцию записи вокала в Cockos REAPER, при этом фонограмма должна звучать в наушниках, но не записываться. Фонограмма должна быть открыта в Cockos REAPER не в стереотреке, а на разных монотреках каждый канал в отдельности (сделать предварительно два монотрека из стереотрека можно легко с помощью Sound Forge). При этом заводим панораму правого – максимально вправо, левого – максимально влево.
Примечание. Во время записи вокала рекомендуется выставить регуляторы низких внутреннего программного эквалайзера в Cockos REAPER примерно на минус 6 Дб для более комфортного звучания фонограммы в наушниках солиста.
Несколько записанных в Cockos REAPER дублей вокала далее легко превращаем в один трек, отобрав все самые удачные фрагменты записи.
Затем в программе Sound Forge нормализуем трек, корректируем громкость каждого фрагмента относительно общей громкости трека, производим детальную хирургическую корректировку по необходимости.
Примечание. Также с помощью Sound Forge вырезается придыхание совсем или сохраняется в отдельный трек. Иногда придыхание необходимо в сольных произведениях для подчеркивания выразительности вокала, и как правило убирается в хоровой записи. Отдельный трек с придыханием обрабатывается особым образом, о чем можно прочесть в статьях опубликованных в Интернете.
После корректировки интонационных погрешностей вокала в программе Celemony Melodyne вновь возвращаемся к нормализации в Sound Forge. Вот синий трек и готов!
Если мы имеем дело с дуэтом, то готовим соответственно два синих трека и выравниваем их между собой в программе VocALign Project Pro с целью синхронизации вокала.
Как получить желтый трек
Очень просто! Открываем синий трек в Cockos REAPER и прогоняем в разрыв через плагин TC Works Compressor DeEsser (пресет 13). Желтый трек готов!
Наложение звуковых спектров
Синий и желтый треки открываем в программе Cockos REAPER и выводим желтый трек примерно на 2.5 Дб громче синего. На синий трек в посыл устанавливаем плагины Aether, Audio Classic Chorus и Sanford Delay. На желтый трек в разрыв устанавливаем плагин ApulSoft apQualizr, причем с графиком в виде коромысла, т.е. насколько выше правое плечо, настолько же ниже левое (амплитуда примерно от 2 – 6 Дб, норму определяем на слух анализируя норму высоких частот по шипящим и букве с-с-с).
Примечание. В разрыв - прямое воздействие на сигнал, в посыл - воздействие путем подмешивания к основному сигналу.
Для фонограммы все настройки внутреннего программного эквалайзера в Cockos REAPER выставляем в ноль. В отдельных случаях когда фонограмма требует легкой коррекции, то можно вполне пользоваться данным эквалайзером.
Микширование
Ориентируясь на звук колоночек убедимся в отсутствии искажений. Далее используя все возможности настройки, выравниваем на слух баланс фонограммы с синим и желтым треком вместе взятыми. Использование сразу двух вокальных треков, но с разной регулируемой частотной составляющей позволяет легко получить более полное естественное звучание вокала, что совершенно невозможно при работе лишь с одним треком, какие бы программы и плагины бы не использовались при этом.
Используем все вышеперечисленные плагины, кроме Compressor DeEsser, и подбираем на слух пресеты и режимы эквалайзера и ревербератора, а если нужно, то еще и хоруса и дилея. Этот процесс должен занять длительное время из-за чисто творческих моментов, особенностей произведения и т. д. Помните, что существует эффект слуховой усталости, а также свежего восприятия. Делайте перерывы. Но это уже область психологии творчества.
Записав в wav файл устраивающее нас звучание отправляем его в Sound Normalizer для качественной конвертации в mp3 (320), используя пресет максимальное качество. Затем файл mp3 открываем в Sound Forge для нормализации.
Примечание. В софтовом исполнении не существует ни одного качественного оконечного мастерингового компрессора-финалайзера. Поэтому рекомендую в Sound Forge просто повысить на 1 Дб все проигрыши, вступление и окончание песни, везде, где нет голоса.
Из Sound Forge файл выводим в любой нужный нам формат, обычно это mp3 (320).
Вобщем вот так. Удачи!