Публикации Методическая разработка внеурочного занятия "У матрёшки русская душа"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка внеурочного занятия "У матрёшки русская душа"
Автор: Некрасова Елена Сергеевна

Некрасова Елена Сергеевна, учитель начальных классов Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №57» города Курска Россия, Курская область, г.Курск Методическая разработка внеурочного занятия по теме: У матрешки русская душа!Цель: углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек.Задачи:Познакомить с декоративно-прикладным искусством - русской матрёшкой..Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. Привить интерес к народному творчеству.Обратить внимание детей на ее яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовую гамму. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать матрёшки. Научить расписывать матрёшек в традициях мастеров. Ход занятияОрганизационный момент-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Вы пришли к нам в гости. Мы очень рады вас видеть, давайте поприветствуем друг друга улыбкой и приступим к работе.Мотивация к деятельности- Сегодня на занятии нас ждёт встреча с игрушкой. Игрушка эта не простая: она известна по всему миру. Правда, перевод слова – названия этой игрушки, нельзя найти ни в одном словаре мира. Но что это такое, знают все. Например, в Германии её называют по-разному: "Бабушки", "Мамочки" или даже "Тетя Оля".- А вот как ее называли на Руси, вы узнаете, посмотрев танец, который для вас приготовили ученицы 3 класса.Просмотр танца. -Кто же для вас танцевал? О чём же пойдет речь на занятии? (о матрёшке)- Ребята скажите, а какие ассоциации приходят к вам голову, когда вы слышите слово «матрёшка»? (игрушка; русская красавица; игрушка из дерева; куколка, в которой живут её сестрички и одна другой меньше, кукла). -Это слово вызывает множество ассоциаций. Если мы обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова, то прочитаем следующее определение слову «матрёшка». (читают со слайда)- Матрешка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.-Итак, тема занятияУ матрешки русская душа! - По этой теме мы проведем работу в группах с элементами исследовательской деятельности. Вы уже разбились на 3 группы. - Что нужно вспомнить, чтобы работа была слаженной и продуктивной? (вспомнить правила работы в группе) - Они вам знакомы. На столах лежат памятки.- Предположите, что мы сегодня узнаем о матрешке? - Мы узнаем историю появления матрешки, как ее изготавливали и какими были матрёшки, то есть виды матрешек.Раздать задания.- 1 группа исследователей- узнают историю появления матрёшки. 2 группа- как изготавливали матрёшку, 3 группа- какими были матрёшки, то есть их виды.- Перед вами тексты для работы. Прочитайте их и найдите нужную для вашей группы информацию. Свои исследования оформите так, как это требует задание. На работу 5 мин. Договоритесь, кто будет защищать честь вашей команды. Время пошло.-Время истекло. Принимаем итоговый отчет. - 1 группа работала над историей появления матрешки. Расскажите, что вы узнали?(1 учащийся выходит к доске, прикрепляет ватман и зачитывают только ответы, учитель-вопросы.) - Вот так и появилась эта "весёлая жизнерадостная девочка”. Кукла получилась на удивление русской. Так и хотелось назвать ее русским именем. И мастер ту игрушку матрешкою назвал.-  Интересно, а как же появляется матрешка? Об этом нам расскажет 2 группа. (у доски 2 учащихся- вывешивают картинный план и рассказывают об этапах изготовления).-Ребята ознакомили вас с этапами изготовления матрешки, а теперь давайте совершим видео-экскурсию в мастерскую, где рождаются матрешки. (просмотр фильма)-Матрёшки стали пользоваться большим спросом. Стоили такие игрушки дорого и купить их могли только богачи. Со временем в стране стали появляться другие центры по изготовлению матрешек и у каждого центра был свой стиль.- 3 группа поделится с нами информацией о видах матрешек. Ребятам нужно было прочитать информацию о видах матрешек и по описанию понять, какой вид изображен на картинке.(у доски 5 человек - каждый свою матрешку описывает)1)Самая яркая матрешка – из Семенова. Форма куклы немного вытянутая. Чёрные, на пробор, волосы обрамляют овал лица. Самое же главное - роспись фартука. Именно по крупной цветовой росписи фартука семеновская матрешка легко узнаваема. Букет пышных цветов главенствует над всем. В основном, художники используют три цвета - красный, синий и желтый. 2)Полхов-майданскую матрешку можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре и характерному малиновому цвету. Мастера украшают матрешку так, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли фигурку спереди. Лицо матрешки украшают веселые кудряшки-завитушки. У матрешек нет платка с завязанными концами. . У неё нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта.3)Загорская матрешка.  Одежда Загорской матрешки довольно скромная, на переднике небольшой узор. Цвет волос у девушек в основном светлый, но могут быть и брюнетки. Руки опущены вниз или согнуты – тогда кукла держит в руках балалайку, корзинку с фруктами, какое-нибудь домашнее животное или петуха.4)Вятская матрешка. Отличительная особенность - для украшения фартука матрешки используется ржаная соломка. Для этого соломку сначала отваривали в растворе соды, после чего она приобретала красивый песочный цвет. Затем ее нарезали и приклеивали к кукле, формируя узоры. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает нас, настолько оно мило и приветливо.5)Тверская матрешка - особенность Тверской матрёшки - рисунок выполняется в технике росписи с выжиганием. Для этих матрёшек характерна роспись золотым и серебряным орнаментом. Румяна у этой матрешки размытые, похожие на настоящие. У некоторых матрешек руки вытянуты вперед и держат каравай.-  В настоящее время росписью матрешек занимаются во многих областях нашей необъятной Родины. И каждая матрешка существенно отличается от тех, с которыми вас познакомили ребята. Перед вами матрешки красавицы с нарядами из различных цветовых узоров и матрешки с росписью гжель.- Для украшения своих матрешек художники используют не только различные цветовые узоры, но даже сюжеты из народных сказок. Вот какие красивые матрешки! Какие мастера живут по все России. Есть такие мастера и у нас в городе Курске.- В Курске в сентябре 2019г. была выставка «Русская матрешка». давайте посмотрим на результат работы курского мастера. Показать новости. Практическая работа.-Современные матрешки преимущественно авторские. А вам хотелось бы создать свою матрёшку, расписав ее своей авторской росписью? - У вас на парте - заготовки. Они уже покрашены жёлтым тоном. Выберите композиционное расположение элементов росписи. Постарайтесь передать весёлый и радостный мир природы. Умело используя тёплые и холодные тона, добиваясь цветового контраста, как это делают народные мастера.Изображаем в такой последовательности: - сначала крупные элементы, например, цветы;- затем мелкие - бутоны, ягоды;- соединяем их стебельками и листиками. Рефлексия - Ваши работы готовы и перед тем как мы их продемонстрируем, посмотрим, кто был самым внимательным! Ответьте на следующие вопросы.От какого слова произошло название матрёшки? (от имени Матрёна, Маша)Из какого материала делают игрушку? (из молодой липы или берёзы)На какие группы делят матрёшек по видам росписи? (вятская, семеновская, полховская, загорская)Экспресс-выставка матрешекВаши кисточки устали,Они матрёшек писали.Долго трудились и вышло красиво.Всем нам на диво!- Дети! Спасибо вам за творчество.Вы с любовью расписывали матрёшек.-  А теперь, ребята, давайте покажем матрёшки, которые у нас получились. Все они очень разные, не похожие друг на друга. У каждой свой характер, своя роспись.- Русский человек всегда гордится своими корнями, интересуется прошлым, изучает истоки. Вот и мы сегодня совершили небольшую экскурсию в прошлое русской деревянной игрушки.-Русская матрёшка - это символ дружбы, любви, пожелания счастья и благополучия. От всей души мы вам желаем этого. ПриложениеКарточка  Это ______________________матрешка. Форма куклы этой матрешки немного вытянутая. Чёрные волосы, разделенные на пробор, обрамляют овал лица. Самое же главное - роспись фартука. На нем изображен пышный букет цветов, чем больше матрёшка, тем крупнее цветы в букете. Карточка Это______________________ матрешка. Её можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре и характерному малиновому цвету. Мастера украшают матрешку так, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли фигурку спереди. Лицо матрешки украшают веселые кудряшки-завитушки. У матрешек нет платка с завязанными концами и нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта.Карточка Одежда ____________________ матрешки довольно скромная, на переднике небольшой узор. Цвет волос у девушек в основном светлый, но могут быть и брюнетки. Руки опущены вниз или согнуты – тогда кукла держит в руках балалайку, корзинку с фруктами, какое-нибудь домашнее животное или петуха.Карточка Отличительная особенность ________________________матрешки в том, что для украшения фартука используется ржаная соломка. Для этого соломку обрабатывали, затем ее нарезали и приклеивали к кукле, формируя узоры. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает нас, настолько оно мило и приветливо.Карточка Особенность ______________________- матрёшки - рисунок выполняется в технике росписи с выжиганием. Для этих матрёшек характерна роспись золотым и серебряным орнаментом. Румяна у этой матрешки размытые, похожие на настоящие. У некоторых матрешек руки вытянуты вперед и держат каравай.Задание для 3 группы. Прочитайте текст на карточках, рассмотрите картинки. Подберите описание матрешки к названию вида на картинке. Приклейте на обратную сторону изображения матрешки карточку с её описанием. У доски назовите отличительные особенности каждого вида матрешки.