Публикации Акцентуации характера как причина суицидального поведения у подростков

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Акцентуации характера как причина суицидального поведения у подростков
Автор: Филина Анастасия Олеговна

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА КАК ПРИЧИНА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВФилина А.О.Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. ТолстогоПо числу суицидов среди несовершеннолетних Россия занимает первое место в мире. Среди причин смертности подростков самоубийство занимает третье место сразу после тяжелых травм и неизлечимых врожденных болезней. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, что составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. По данным ВОЗ, каждый год в России завершают жизнь самоубийством 200 детей и 1,5 тыс. подростков [2]. Чтобы предотвратить суицидальное поведение, необходимо вовремя определить предрасположенность к суицидальному поведению. Одним из «маркеров» суицидального поведения являются акцентуации характера, которые в той или иной степени могут быть выражены у подростков. Термин «акцентуация» впервые был введен в 1964 году немецким психиатром и психологом, профессором неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карлом Леонгардом (1904–1988) [1, c. 5]. Леонгард разработал концепцию акцентуированных личностей.Согласно концепции К. Леонгарда, основные черты у разных людей проявляются в той или иной степени и обычно варьируют в пределах нормы. Однако если черта выражена в большой степени, то при воздействии неблагоприятных факторов может перерасти в патологию. Наличие «заостренных» черт накладывает отпечаток на всю личность, которая в этом случае характеризуется как акцентуированная [1, c. 7].В акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Легкая степень выраженности акцентуации, чаще всего, связана с положительными проявлениями личности, высокая – с отрицательными проявлениями. [1, c. 8]Концепция К. Леонгарда содержит 12 типов акцентуаций, каждая из которых описана в его книге «Акцентуированные личности» (1975). Данные типы акцентуации можно определить с помощью специальной диагностической методики «Опросник Шмишека. Акцентуации характера. Детский вариант», в детском варианте этой методики возможно определить только 10 типов акцентуаций характера. Методика позволяет определить выраженность акцентуации, тенденции акцентуации, и ее признаки. Мы провели тестирование среди учеников 9 «А» класса муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Центр образования п. Волово Тульской области». Больше всего внимания мы обращали на циклотимность.Циклотимный тип. Циклотимость выражена у троих подростков. Тенденции выявлены у троих подростков, и у троих подростков выявлены признаки акцентуации. Акцентуация отличается чередованием приподнятого и депрессивного настроения. В период подъема люди этого типа ведут себя как гипертимы, в период спада – как дистимы. Не исключены суицидальные попытки. [1, c. 9] Именно эта акцентуация вызывает у нас наибольший интерес, так как она напрямую связана с суицидальным поведением из-за нестабильности настроения. Следует отметить, что один из подростков с выраженной циклотимностью также обладал эмотивностью и возбудимостью. Эмотивный тип выражается в тонкости эмоциональных реакций, проницательности, гуманности, отзывчивости. Характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность.Возбудимый тип отличается агрессивностью, упрямством, раздражительностью, властностью, требовательностью, неуживчивостью, неудержимостью.На данном этапе мы выявили троих подростков с циклотимностью, которые могли бы попасть в «группу риска» для дальнейшей профилактической работы, но, чтобы подтвердить данные, было принято решение провести вторую диагностическую методику «Психодиагностика суицидальных намерений» (А. А. Кучер, В. П. Костюкевич, В.П. Войцех).Самым главным показателем является «добровольный уход из жизни» и именно этот показатель был выявлен у подростка с выраженной циклотимностью (она напрямую связана с суицидальным поведением), помимо этого показателя у этого подростка был выявлен такой фактор как «потеря смысла жизни». Поэтому подросток с этими факторами и выраженной акцентуацией первый вошел в «группу риска», с которой нам предстояла работа в дальнейшем.«Потеря смысла жизни» выявлена у троих подростков. У первого выявлена возбудимость (агрессивность) и гипертимность (беззаботность, склонность к риску), у второго экзальтированность (легко поддаются влиянию), у третьего циклотимность (чередование приподнятого и депрессивного настроения). «Чувство неполноценности» выбрали два подростка, один выбрал также «потерю смысла жизни».Было принято решение включить в «группу риска» подростков, которые выбрали такие проблемы как «добровольный уход из жизни», «потерю смысла жизни», «чувство неполноценности». А также тех, у кого выявлена циклотимность, кроме одного, так как у него не выявлено серьезных проблем. В итоге «группа риска» состояла из пятерых человек. В ходе дальнейшей работы с «группой риска», мы проводили профилактическую работу с подростками. Цель профилактической работы: сформировать жизнестойкость подростков к проблемам и повысить навык адаптации к новым условиям, что поможет подросткам быть более стойкими к различным проблемам и ценить свою жизнь.Таким образом, с помощью диагностических методик мы смогли выявить акцентуации характера учеников 9 «А» класса муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Центр образования п. Волово Тульской области» с целью определения риска проявления суицидального поведения у учеников. Нам удалось выявить троих подростков с выраженным циклотимным типом акцентуации, который напрямую связан с суицидальным поведением, и двое из них вошли в «группу риска» по результатам второй диагностической методики. Тем не менее, «группа риска» сформировалась из пятерых подростков, у которых были выявлены такие проблемы как «добровольный уход из жизни», «чувство неполноценности», «потеря смысла жизни». Данные проблемы являются предпосылками суицидального поведения. Помимо этого, многие ребята выбрали проблему «отношения с окружающими», поэтому требуется налаживание отношений среди учеников 9 «А» класса в дальнейшем. Возможно, это так же сможет сократить количество проявлений суицидального поведения.Список литературы:
  • Паршукова Л.П. Акцентуации характера: учебное пособие / Л.П. Паршукова, И.В. Выбойщик. – 3-е изд., испр. и доп. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. – 95 с. (дата обращения 01.03.2023)
  • Министерство просвещения Российской Федерации [Минпросвещения России]: офиц. сайт. – Москва, 2022. - URL: (дата обращения 03.03.2023)