Публикации
консультация:"Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности и навыков самообслуживания"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: консультация:"Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности и навыков самообслуживания"
Автор: Ульяна Мизамудиновна Мусаева
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: консультация:"Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности и навыков самообслуживания"
Автор: Ульяна Мизамудиновна Мусаева
Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности и навыков самообслуживания. Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Воспитывая ребенка, заботливые родители стараются давать ему самое лучшее, оберегать от всяческих проблем и забот. Полагая. что кроха еще очень мал, мы отстраняем его от выполнения вполне посильных для него дел, тем самым мешая ему развиваться. Мы даже не подозреваем, что наши дети способны на большее. Важно вовремя понять, что ребенок не так беспомощен, как нам кажется, и дать ему возможность освоить новые и интересные для него виды деятельности. Дайте ему почувствовать себя взрослым и очень скоро он войдет во вкус и многое будет делать сам. Основное правило воспитания самостоятельности: не надо делать за ребенка то, что он способен выполнить сам. При этом нужно наглядно демонстрировать способы выполнения действий, объяснять, задавать вопросы, направляющие внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом. Это не терпит спешки. Поэтому, если вы торопитесь, нужно этим заняться в другое, более спокойное время. Иначе вы неизбежно будете нервничать и подгонять ребенка, а он, в свою очередь, расстроится и не захочет больше повторять попытки. В раннем возрасте самостоятельность хорошо воспитывать через такой вид детского труда, как самообслуживание. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Впервые с проблемой самостоятельности родители сталкиваются, когда малышу исполняется два года. Период два - три года называют кризисом " Я сам", и неспроста: именно в этом возрасте ребенок впервые осознает. что он отдельная от родителей личность, что он не продолжение, не часть мамы или папы - а самостоятельный человек. Обучая детей самостоятельности, нужно учитывать их опыт. Нельзя. например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки. В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. С помощью игровых персонажей можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается. одевается. В играх с куклой можно закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. так же большую помощь могут оказать художественные произведения. Труд по самообслуживанию формирует такие положительные качества, как ответственность, желание и умение преодолевать препятствия, то есть упорство, настойчивость, ловкость, координацию движений. приучает к порядку.Воспитывая самостоятельность, нужно, как можно реже прибегать к замечаниям, Наставлениям, порицаниям. Нужно больше опираться на поощрение. Как отмечают психологи, чувство стыда человек переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего возраста чаще применяют положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат. дает им возможность увидеть, чему они научились, что еще нужно освоить. Оценивая то или иное действие ребенка недостаточно ему сказать " молодец" или " неправильно". Нужно конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Оценки для него очень важны, именно поэтому они должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не породить рядом с уверенностью самоуверенность. Похвала должна быть адресной. Лучше сказать ему не просто, что он хороший, а скорее так: " Я очень довольна тем, как ты сегодня сделал то - то и то - то". Причем поощрять нужно сразу же, не откладывая приятные слова в долгий ящик, иначе вкус победы не будет таким сладким. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим. К трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя. Это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие, которые будут мешать ему в жизни.Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. доводить начатое до конца, выполнять работу качественно.При воспитании у детей самостоятельности и самообслуживания учитываются возрастные особенности. Так, если поручить ребёнку, которому нет ещё трёх лет, самостоятельно завязать шнурки, то эта задача окажется для него слишком сложной. Конечно, можно достичь определённого результата, но это будет победа ценой излишнего возбуждения ребёнка.Труд должен приносить ребёнку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз. Опыт придёт постепенно. Сначала нужно вызвать интерес. с раннего детства ребёнок усвоил, что работать трудно, но почётно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребёнка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т.е. тех умений, которыми он владеет в дошкольном возрастеЧто могут уметь дети 2 - 3 лет.Одевание - раздевание.1. Надевать и снимать носки, гольфы, колготки - самостоятельно.2. Надевать и снимать штаны, шорты, юбки - самостоятельно.3. Обувать и снимать сандалии, ботинки, сапоги - с небольшой помощью взрослых.4. Надевать и снимать кофту, куртку - с помощью взрослых.5. Вешать и складывать одежду в шкаф и на стульчик - с помощью взрослых.Умывание.1. Засучивать рукава перед умыванием с небольшой помощью взрослых.2. Брать мыло из мыльницы, руки намыливать, мыть круговыми движениями, отжимать их после мытья, закрывать кран, снимать полотенце, вытирать руки насухо, вешать полотенце на место - самостоятельно.3. Не мочить одежду.4. Не лить воду на пол в целях безопасности.Питание.1. Держать ложку тремя пальцами.2. Есть аккуратно, с закрытым ртом. не проливая из ложки суп.3. Из - за стола выходить, полностью прожевав пищу.4. Пользоваться салфеткой.5. Говорить спасибо.Условия, необходимые для развития самостоятельности в самообслуживании.В одевании.1. Вешалка для всей одежды ребенка, соответствующая его росту.2. Индивидуальная полка или место на полке для хранения предметов туалета.3. Постоянное место для хранения пижамы.4. Удобная для одевания одежда.В умывании.1. Устойчивая подставка под ноги.2. Отдельная мыльница с туалетным мылом, разрезанным на 2 - 4 части.3. Удобное место для полотенца.4. Удобный размер полотенца, желательно с петелькой.При приеме пищи.1. Стул в соответствии со столом.2. Небольшого размера столовый прибор: тарелка. чашка, ложка. вилка.3. На доступном для ребенка расстоянии хлебница с хлебом, нарезанным мелкими ломтиками, салфетница. И помните! Решающее значение в воспитании самостоятельности у детей раннего возраста играет личный пример взрослых. Предъявляя требования к ребенку, взрослые в то же время должны предъявлять требования и к себе, так как деятельность младшего дошкольника имеет подражательный характер.Мусаева У.М.