Публикации
Отчет воспитателя по воспитанию ценностного отношения к действительности, освоение традиционных культурных представлений о красоте, добре и зле, сообразно традиций отечественной культур.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Отчет воспитателя по воспитанию ценностного отношения к действительности, освоение традиционных культурных представлений о красоте, добре и зле, сообразно традиций отечественной культур.
Автор: Мельникова Любовь Леонидовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Отчет воспитателя по воспитанию ценностного отношения к действительности, освоение традиционных культурных представлений о красоте, добре и зле, сообразно традиций отечественной культур.
Автор: Мельникова Любовь Леонидовна
Отчет воспитателя по воспитанию ценностного отношения к действительности, освоение традиционных культурных представлений о красоте, добре и зле, сообразно традиций отечественной культур.Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, о котором мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего посёлка, не могут различать народные промыслы.Как сформировать представления у дошкольников о русских традициях?Взяв за основу мнение великих педагогов, я убедилась в том, что необходимо, создать условия и спланировать систему работы по формированию представлений у дошкольников о русских традициях посредством народной культуры.Работу начала с проведения диагностики с детьми по выявлению представлений о русских традициях и анкетирования родителей.В результате на констатирующем этапе получила следующее:Дети не имеют представления об особенностях устройства жилища и быта наших предков, знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны и разрозненны. Дети называют членов своей семьи, определяют родственные отношения, но не все знают свою родословную. Мало знают о труде своих дедушек и бабушек, и ничего не знают о прадедедушках, прабабушках. Как они жили и чем занимались. Дети, практически не знакомы с культурными традициями своего народа. У большинства детей, был отмечен активный интерес к культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам. Большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости.Единицы детей смогли спеть колыбельную и русскую народную песню, рассказать потешку, закличку, вспомнить и назвать народные праздники. Дети незнакомы с предметами быта старины, но им интересно узнать о прошлом, о промыслах, традициях русского народа. Выяснилось, что родители имеют не очень глубокие знания о культурном наследии своих предков, но практически все родители стремятся к тому, чтобы вместе с детьми узнать об истории своего родного края, о народных промыслах и т. д. После проведенной диагностики, 2 этапом моей работы стало - создание предметно - развивающей среды, для формирования представлений у дошкольников о русских традициях посредством народной культуры. Спланировала систему работы по этому направлению и отобрала следующие приоритеты.1. Создание атмосферы национального быта. Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Поэтому, решила, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.2. Использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок, потешек, загадок и т. д.). В русском фольклоре, как нигде отражены черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. д. Особое место в произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастером человеческих рук. 3. Знакомство с традиционными, обрядовыми праздниками. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Народная мудрость, сохраненная веками должна быть передана детям.4. Знакомство с народным искусством. Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках, посуде, узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.5. Знакомство с русскими народными играми. Русские народные игры – это огромный потенциал для физического развития детей.Знакомила детей с прошлым и настоящим той или иной вещи, праздниками, обрядами, традициями русского народа.В образовательных областях применяла следующие формы и методы: - «Познавательное развитие» («История одной вещи» - познавательные беседы о прошлом и настоящем той или иной вещи, наблюдения, совместная деятельность, продуктивная деятельность (труд) – знакомство с вышивкой, вышивание, вязание); - «Речевое развитие» («Посиделки», где проходят беседы, знакомство с названием старинных предметов; разучиваем потешки, стихи, скороговорки, знакомимся с загадками, пословицами, поговорками, былинами);- «Восприятие художественной литературы и фольклора» («Минутка сказки», где детям рассказываю сказку; инсценирование сказок, кукольный театр);- «Художественно - эстетическое развитие», знакомлю детей с предметами народных промыслов (росписи, народные игрушки); - «Социально-коммуникативное развитие» - (познавательные беседы, словесные и сюжетно-ролевые игры, прогулки к историческим местам нашего края, рассматривание альбомов);- «Музыкальное развитие» (развлечения, праздники, разучивание песен, хороводов); - «Физическое развитие» (подвижные, народные игры, соревнования).Мы стараемся соблюдать русские традиции в повседневной жизни детей всех возрастов. Поэтому, рассказываем детям, откуда «пришел» к нам русский фольклор. Детей с младшего возраста начинаем знакомить с русским фольклором (потешками, песенками, колыбельными, пестушками, русскими народными сказками). Малыши не только их слушают, но и рассказывают, поют своим куклам. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, русскими народными сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Благодаря русскому фольклору у детей снижается агрессивность.Детей знакомим с пословицами, поговорками. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы. Благодаря сказкам ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.Сказка – творение народа, поэтому она воспитывает любовь к Родине, к родной земле. Дети проникаются чувствами, постигают поучительную и убедительную правду жизни в форме сказок, При слушании сказки ребёнок подсознательно отождествляет себя с разными героями, переживает те же чувства и решает те же проблемы, что и они, и, таким образом, принимает себя и окружающий мир таким, как есть.Особое значение имеет приобщение детей к героическим былинам. Идейное содержание этих былин – подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла и насилия, от врагов и чужеземных захватчиков – способствует раскрытию идей патриотизма. Так, например, русские богатыри идут на разные подвиги, чтобы «послужить родной земле», защитить Русь от Идолища от Змея Горыныча, идут «беречь землю русскую от недругов – ворогов».Особенно эта тема воинов – защитников интересна для наших мальчиков. Они рисуют богатырей, строят крепости. Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие детей в календарных праздниках. Перед праздниками устраиваем посиделки. На посиделках не только разучиваем песни, игры, затеваем хороводы, но и изготавливаем разные предметы, которые необходимы для праздника.Каждое время года по своему красиво, а календарные праздники незабываемы, осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Например, каждый год зимой проводим «Рождественские колядки», поем песни - колядки. В массовых праздниках, как «Масленица» пели частушки, заклички, зазывали весну, закликали птиц, водили хороводы, играли в русские народные игры «Гори, гори, ясно», «Зажги солнышко», «Напеки блинчиков», лакомились блинами, и по традиции сжигали чучело.Народные праздники всегда связаны с игрой. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Дети любят участвовать в играх-драматизациях, инсценировках знакомых сказок.На осенних праздниках дети не только участвуют в сценариях, но и совместно с родителями делают поделки к выставкам.В группе организовали мини-музей народной куклы, где дети познакомились с куклами, которыми играли наши бабушки, а также с обрядовой куклой.Каждый год, мы посещаем памятник нашего посёлка и чтим память героев ВОВ. В группе организовываем мини-музеи военной техники, военной атрибутики. Созданы альбомы «Блокада Ленинграда», «Военная техника России», «Военные профессии», «Дети - герои ВОВ» и др…Родители помогают нам в работе они принимают участие в различных мероприятий.Каждый год проводим «День Матери», детям и родителям рассказала об истории этого праздника.Особая роль в системе работы с детьми отводится народному искусству. Возникновение народного прикладного искусства относится к глубокой древности. Искусство это неразрывно связано с трудовой деятельностью людей.Подготовила презентации по теме «Декоративно – прикладное искусство», познакомила детей с мотивами русского народного творчества – дымковской, городецкой, хохломской росписью; посудой с росписью Гжель. Работу по освоению народных промыслов провожу через лепку и рисование, ручной труд.Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки. Особый интерес вызывают матрешки. Ребятам рассказывали о красоте и особенностях этой игрушки, а старших детей знакомили с историей ее возникновения.Также знакомлю детей с творчеством русских художников, и их работами. Например, это работы художника – сказочника Васнецова «Три богатыря», «Аленушка».Дети знакомятся с пейзажами, портретами, натюрмортами разных художников, что позволяет развивать у детей эстетический вкус и любовь к народному искусству.Большое значение уделяется народным подвижным играм, где можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность, игры вызывают у детей большой интерес.Игра – всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. У детей появляется возможность, как проявить себя, так и увидеть в действии различные предметы русского быта. Игры всегда образны и сопровождаются забавными потешками, запевками. Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.В результате проделанной работы провела повторную диагностику с детьми, где получила следующее: дети многое узнали о жизни близких им людей, убедились, как важно ценить историю, гордиться своими предками, почитать и уважать старших. Правильно называют членов своей семьи и определяют родственные отношения, рассказывают о традициях семьи. Дети стали проявлять устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, ручном труде). Дети постоянные участники выступлений на мероприятиях в сельском Доме Культуры, поют и танцуют. Дети самостоятельно называют особенности и главные достопримечательности своего родного края. Пополнилась методическая копилка презентациями, видеороликами на разные тематические недели.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОПЫТАВ будущем буду продолжать знакомить детей с русскими традициями.Таким образом, последовательная система работы даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своей страны.