Публикации Качественная подготовка к современному уроку.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Качественная подготовка к современному уроку.
Автор: Альфия Афауловна Назмутдинова

Качественная подготовка к современному уроку.Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока сумел сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков.Каждый новый урок-это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.  В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Что же такое современный урок? Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А ещё – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе.Ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в школе.В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знаниясобирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельностиСовременный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок. В ней находит свое выражение логика современной теории обучения и в определенной степени социальный заказ общества системе образования. И что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, он – учитель – всегда будет главным действующим лицом на любом уроке.Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности:Появились образовательные стандарты и на их основе – обновленные программы и учебники, которые активно используются в образовании. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.Внедряются информационные технологии. За последние несколько лет во все школы города поставлена компьютерная техника, и педагоги активно учатся использовать компьютер на своих уроках. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.Обозначенная позиция позволяет сформулировать наиболее общие подходы к организации современного урока:- усиление его социальной направленности, предполагающей повышение готовности к вхождению во взрослую жизнь, развитие коммуникативной культуры;- практическая ориентированность образования, предусматривающая оптимальное сочетание фундаментальных и практических знаний;- направленность на развитие мышления, практических навыков;- расширение коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни;- дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной работы школьников (рефераты, проекты, исследовательская и экспериментальная деятельность).Любой урок: развивающий, личностно-ориентированный, и традиционный в том числе, имеет потенциал для решения новых задач, стоящих перед образованием. Наша задача сегодня заключается не в том, чтобы расставить оценки и указать: этот урок хороший, этот плохой. Этот современный, а этот устаревший.Важно другое – нужно понять:- что происходит с современным уроком;- насколько он эффективен в решении новых задач, стоящих перед образованием;- как мы продвинулись за последние годы в понимании целей урока, его структуры, содержания и методов обучения;- как меняется позиция учителя и другие вопросы.Именно таким в самых общих чертах современный урок, который должен обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволить ребёнку активно войти во взрослую жизнь.Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.Именно таким в самых общих чертах современный урок, который должен обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволить ребёнку активно войти во взрослую жизнь.При подготовке к уроку учитель должен понимать, насколько эффективным будет урок.Эффективность — дающий эффект, действенный. В области педагогики под эффективностью подразумевают конкретность поставленной цели и задач, умение ее поставить и добиться на практике.Поэтому обращаем внимание на
  • конкретность цели;
  • результативность;
  • разнообразие методов;
  • формирование умений и навыков;
  • заинтересованность;
  • активная работа учащихся
  • умение общаться;
  • доступность;
  • мастерство.
  • Следует учитывать и психологические факторы
  • общий поведенческий характер класса;
  • индивидуальные психологические особенности учащихся;
  • эмоциональный климат в классном коллективе;
  • степень сложности материала;
  • индивидуальный стиль деятельности учителя.
  • Большое значение в повышении качества образовательного процесса играет структура урока.Цель — это первое, с чего начинает учитель урок и, подготовку к нему. Учитель для себя всегда ставит цель. Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик сам выводит цель урока.При постановке целей следует обращать внимание:
  • на проблемность материала;
  • наглядность;
  • стиль общения;
  • применение учащимися знаний на практике;
  • развитие способностей учащимися;
  • содержание материала;
  • интеллектуальные способности учащихся;
  • совокупность решений множества задач;
  • ожидание результата.
  • Цель зависит от содержания урока, подготовки учителя к уроку, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня класса и возможностей учеников. Большую роль играет интуиция, личность учителя, наличие у него психологических знаний. Цель должна быть посильной, диагностичной.Задача учителя - повышение эффективности обучения, конечно, дело нелегкое и требует определенного умения и труда. Однако повысить эффективность уроков вполне под силу каждому педагогу.Эффективность — конкретность поставленной цели и задач, умение ее поставить и добиться ее на практике. Таким образом, прослеживается цепочка: цель — содержание урока — результат. Подготовка современного урока представляет собой целенаправленное сочетание следующих элементов, направленных на достижение планируемых  образовательных результатов:1.  педагогическая ситуация; 2.  содержание обучения;3.  техническое оснащение;4.  программное обеспечение;5.  организация обучения в информационно-образовательной среде урока.При этом каждый современный урок конструируется учителем с учётом как общих, так и индивидуальных особенностей школьников, исходя из условий и специфики данного образовательного учреждения, в котором будет происходить процесс обучения.