Публикации
Консультация для родителей "Игры на развитие фонематического слуха "
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей "Игры на развитие фонематического слуха "
Автор: Наталья Николаевна Александрова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей "Игры на развитие фонематического слуха "
Автор: Наталья Николаевна Александрова
Бутолина Марина«Игры со звуками». Игровой материал для дошкольников 4–7 летИгры со звукамиЭтот игровой материал поможет воспитателю и родителям сделать занятие по подготовке к обучению грамоте увлекательным для дошкольников. Осваивая с детьми игры со звуками, мы воспитываем в наших будущих школьниках внимание, память, воображение, отличный фонематический слух, учим ребят сравнивать, анализировать, обобщать и т. п., то есть развиваем мышление дошкольников. У многих детей в процессе игр улучшается звукопроизношение, расширяется активный словарь, заметно проявляется интерес к языку и природные лингвистические задатки. Все дети начинают читать, причем с интересом и без принуждения.В своей практике применяю такие игры, если ребенок искажает звуки и слова (сокращение слов, перестановка звуков и слогов, уподобление одного звука другому, что связано с недостаточно развитым, неустойчивым фонематическим слухом.Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.Если у ребенка недостаточно развито слуховое внимание и восприятие, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучение чтению и письму. Ведь если ребенку трудно различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда – ошибки в речи и на письме.Поэтому в подобные игры можно начинать играть как можно раньше.ИГРЫ В ЗВУКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТИгра «ПРОХЛОПАЙ КАК Я»Правила игры: взрослый прохлопывает определенный ритм, например: \ \\ \ \\ или \ \\\ \ и др., ребенок повторяет.Усложнение. Усложняется ритмический рисунок и темп.Игра «СВЕТОФОР»Правила игры: дайте ребенку два кружка – красный и зеленый, который он должен поднимать, когда слышит правильно (зеленый кружок) или неправильное (соответственно, красный) произнесенное название того, что изображено на картинке. Затем покажите картинку и громко, медленно, четко произносите звукосочетания:БАМАМ АЛЬФОМПАНАН АБЛЁМБАНАН АЛЬМОМБАНАМ АЛЬБОМ и т. д.Игра «КАКОЙ ОДИНАКОВЫЙ ЗВУК ВО ВСЕХ СЛОВАХ?»Правила игры: взрослый произносит три – четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.Игра «ФОНЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА"Правила игры: начинаем с простых вопросов:Как тикают часы? – Тик-так.Как подзывают цыплят? – Цып-цып-цып.Как чикают ножницы? – Чик-чик.Что говорят, когда рыба срывается с крючка? – Эх. И т. п.А затем задаем вопросы так, чтобы, отвечая, ребенок использовал только отдельный звук:Как жужжит жук? – Ж-Ж-ЖКак воет волк? – У-У-УКак паровоз выпускает пар? – Щ-Щ-ЩКак поют комарики? – З-З-ЗКак рычит мотор? – Р-Р-РЧто просит сказать врач, когда осматривает горло? – А-А-АКак фыркает кот? – Ф-Ф-ФКак выходит воздух из лопнувшего шара? – С-С-СКак пыхтит каша? – П-П-ПКак шипит змея? – Ш-Ш-Ш и т. д.Не страшно, если фыркает не кот, а ёжик, или звук Ш обозначает не змею, а опавшие листочки, главное, чтобы дети осмысленно подбирали и употребляли нужный звук.Игра «ЗВУКОВЫЕ ЗАГАДКИ»Правила игры: называем какой-то звук, а ребенок придумывает кто (что) может его издавать.Кто (что) издает такой звук: З-З, Ш-Щ, Р-Р? и т. д.Игра «ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ»Правила игры: заводим ключиком механические игрушки (игрушки – это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.Ж – полетел жучок;Р – затарахтел игрушечный мотоцикл;Ц – запрыгала белочка;Ф – зафыркал ёжик.Игра «ВОЛШЕБНЫЙ КУБИК»Игровой материал: 2-3 кубика с картинками.Правила игры: на гранях обыкновенного кубика наклеены картинки – самолёт, паровоз, комар и т. д. ребенок говорит: «Вертись, крутись, на бочок ложись». – и кидает кубик.Вверху оказывается какая-нибудь картинка. Дошкольник изображает то, что на ней изображено, и произносит соответствующий звук. Например, если изображен самолёт, то летает и гудит: У-У-У.Игра «СКАЖИ, КАК Я» (обучение интонированию звука)Правила игры: дети стоят в кругу, а взрослый – в середине круга с мячом. Кидаем мяч кому-то из детей, называем слово с интонационным выделением любого согласного звука. Например: (С)лон, забо(Р), ко(Ш)ка.Ребенок перебрасывает мяч назад, повторяя слово точно так же. Стараемся, чтобы в игре участвовали все дети.Игра «ИЩЕМ ПЕСЕНКУ ЖУКА»Как разговаривает жук? – ЖДавай поищем песенку жука в других словах: (Ж)аба, моро(Ж)еное, пиро(Ж)ок.А в слове суп есть песенка жука?А в слове торт?А в слове (Ж)ир? Что-то я сомневаюсь, скажи получше.Аналогично ищем песенку змеи (Ш), паровоза (Щ), листочков (Ш), белочки (Ц) в разных словах.Игра «СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО» (различение звуков)Различение звуков С – ЗУ ребенка в руках две картинки: свисток и звонок.Свисток свистит С, а звонок звенит З.Говорим слова со звуками С и З, а дети поднимают картинку с изображением свистка, если звучит С, или звонка, если звучит З.Различение звуков Ч – ЩОбъясняем:Ч-Ч-Ч – так звучит паровоз. Когда услышите этот звук, изобразите, как двигается паровоз;Щ-Щ-Щ – так пилят дрова.Дети слушают слова и передают движениями Ч или Щ.Словарный материал: число, шкаф, щенок, чибис, червяк, шапка, щепка, карандаш, щит, чашка, щель и т. д.Игра «ПРОГУЛКА НА ВЕЛОСИПЕДАХ»Различение звуков Щ – ШМы едем катиться на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, еще подкачаем насосом: Ш-Ш-Ш.Хорошо накачали, только слышим – воздух шипит Щ-Щ-Щ.Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как воздух выходит из шины? Щ-Щ-Щ.Заклеим дырочку, ещё раз накачаем шину: Ш-Ш-Ш. Теперь можем кататься.А кто помнит, как воздух из шины выходил: Щ-Щ-Щ.Дети имитируют все действия с насосом и шиной.Игра «ГОВОРЯЩАЯ КАРТИНКА»Игровой материал: иллюстрации.Правила игры: (для этого рассказа использую иллюстрации в книге Л. П. Успенской и М. Б. Успенского «Учитесь правильно говорить»)Спросите у детей: «Умеют ли картинки разговаривать?»«Конечно, нет», - не задумываясь отвечают дети.Тогда говорим, что покажем им необыкновенную картинку: если её рассматривать внимательно, то она как будто начинает звучать.И рассказываем по картинке: «На каникулах Вова приехал погостить к бабушке. Рано утром убежал кататься на велосипеде. Уже завтрак готов, а Вовы все нет. Сердится большой чайник С-С-С, сердится маленький чайничек С’-С’-С’, а Вова в кустах прячется, да ещё и нам показывает: Ц-Ц-Ц, не выдавайте, где я. Комары уже Вову заметили: З-З-З – радостно звенит большой, З’-З’-З’ – вторит маленький, сейчас мы позавтракаем. Камыши укоризненно головами качают: Ш-Ш-Ш, Вову укоряют: «Не стыдно прятаться?» и т. д.Рассказываем так, чтобы все звуки на картинке получили логичное объяснение. А в конце предлагаем детям несколько минуток посмотреть на картинку, стараясь представить её звучание.Игра «СЕРДИТЫЙ ВОРОН» (выделение первого звука)Игровой материал: игрушки или картинки, кукла.Правила игры: детям даем игрушечных зверей или картинки.В домике живут звери: лиса, медведь, кошка, собака, белка, баран, морж, коза и т. д.Вокруг домика речка, и пройти в домик можно только вот по этому мостику. Мостик не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а обратно прийти трудно. На перилах мостика сидит сердитый Ворон. Каждого, кто подходит к мостику, он спрашивает, какой в его имени первый звук. Кто правильно скажет, тот пройдет. А кто не знает, какой в его имени первый звук, перед тем мостик проваливается, перейти по нему нельзя.Подошли звери к мостику, очень хотят домой попасть, а перейти не могут, потому что никто из них не знает, какой же в его имени первый звук.Просим детей помочь зверятам.Следим за тем, чтобы дети называли первый звук правильно, то есть отмечали твердые и мягкие согласные. Например: баран – Б, а белка – Б’.Игра «ПОДСКАЖИ КУКЛЕ ЗВУК» (формирование навыка выделения последнего звука)Игровой материал: кукла.Правила игры: кукла очень торопится, поэтому последние слова выговаривает плохо: не все звуки слышны.Просим поправить куклу, где необходимо.На солнышке грелся черноухий котёно… (К).На него смотрел белолапый щено… (К).Он хотел его догна… (Т’).А рядом по двору гулял важный пету… (Х).За ним бегали куриц… (Ы) и цыплят… (А).Хозяйка вынесла всем кор… (М) и т. д.Игра «ЗАБЛУДИЛИСЬ В ЛЕСУ» (первоначальный навык выделения ударного гласного)Игровой материал: куклы, игрушки-зверята.Правила игры: в лесу заблудились куклы и игрушечные зверята. Ребенок их зовет, то есть произносит имя с подчеркнутым интонированием ударного гласного:М-и-и-ша – (И)Р-ы-ы-бка – (Ы)К-о-о-тик – (О)Э-э-дик – (Э) и т. д.Постепенно проигрываем все гласные звуки.ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТИгра «НЕОБЫЧНАЯ ПЕСЕНКА» (выделение гласных звуков)Правила игры: вокалисты часто используют распевки на отдельных звуках. А если объединить эти распевки сюжетом, то получится особый музыкальный вариант игры со звуками. Подходит любая знакомая ребенку распевочка с очень простой мелодией, на которую поются все звуки. Рассказываем:«Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споет песенку.Первыми выступали большие толстые жуки. Они важно запели: О-о-о.Затем вышли яркие веселые бабочки. Они звонко и весело запели песенку: А-а-а.Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-и-и.Тут на полянку выбежала Машенька (Оленька, Сашенька) и запел (а) распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки и кузнечики поняли, что лучше всех поет наша девочка (наш мальчик).»Так в ходе игры мы с ребятами вычленяем и интонируем отдельные гласные звуки. Сочиняя истории с разными персонажами, постепенно пропеваем все гласные.Игра «ЭХО» (интонирование гласных звуков)Правила игры: громко произносим: А-а-а. Ребенок – Эхо тихо отвечает: А-а-а. И так все гласные. Можно сдвоенные гласные: ау, уа, иа и т. д.Игра «ПОВТОРИТЕ ЗА МНОЙ»Просим детей повторить только те имена, которые начинаются со звука Э. Называем имена: Алла, Уля, Эльза, Оля, Эмиль, Эля, Элла, Ия, Эдик, Ася, Ада, Алик, Эрик, Эльдар, Анна, Эдуард.После освоения игр «Эхо», «Необычная песенка» вводим понятие “гласный звук”. Теперь вместе с ребятами выделяем основные признаки гласных:их удобно кричать и петь,голос звучит при этом свободно,когда произносим эти звуки, то хорошо открываем рот.Игра «ЗАГРУЗИ КОРАБЛИК (самолёт, лодку, поезд, машину и любой вид транспорта)Игровой материал: бумага и карандаши.Правила игры: Кораблик собирается в плавание. Он необыкновенный, перевозит грузы, только такие, в названиях которых есть звук У: пуговицы, ружья, груши, улья и т. д.Ребенок рисует нужные предметы на кораблике. Повторяем с другими звуками.Игра «ПОСЧИТАЙ И СКАЖИ»Игровой материал: книга (можно Т. Юдина «Букварёнок»)Правила игры: в небольшом стихотворном отрывке ребенок должен посчитать, сколько раз встречается оговорённый звук. Например:В данном отрывке найти звук З:В звезде найдешь ты букву ЗИ в золоте, и в розе,В земле, алмазе, бирюзе,В заре, зиме, морозе.Следим, чтобы дети не путали звуки З – З’.Найти звук Б, не путать со звуком Б’:Был у бабушки баран,Бил он бойко в барабан.И плясали бабочкиПод окном у бабушки.В следующем стихотворении найти звук Р. Не путать со звуком Р’:Рыбке рак – ни друг, ни враг.Рыбке вряд ли страшен рак.Рыбке страшен червячок,Что насажен на крючок.Игра «ДОБАВЬ ЗВУК»Игровой материал: мел и доска или листы бумаги и ручки.Правила игры: читаем стихотворение об озорных звуках.Не давали звукам дела,Им безделье надоело!Надоело им скучать,И – пошли озорничать…К в карман к монтёру – прыг!А в кармане – ролики.Из кармана в тот же мигВыскочили… (кролики).После этого говорим слова, а дети добавляют звук К.вол – вол(К) завтра –рыба – пар –моря –Какое новое слово получится, если добавить звук Т:спор – спор(Т) сор –бор – стар –бра –Игра «СЛОЖИ ЗВУКИ»Правила игры: взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м] [а] – ма; [н] [о] [с] – нос.Игра «СКАЖИ НАОБОРОТ»Правила игры: взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.Игра «ОТНИМИ ЗВУК»Правила игры: какое слово получится, если убрать первый звук.косы – осы зверь -крот – клей -смех – скот -гром – плуг -шмель - укол –Игра «СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО»Правила игры: дети на слух (без картинок) составляют новые слова по первым, вторым, последним звукам, произносимых слов. Например:- по первому звуку угадай профессию:ворон В пятка П’ракета Р эхо Эастра А крот Кчайка Ч азбука Арябчик Р’- по второму звуку угадай название птицы:огонь Гарбуз Рбак Аочки Ч- по последнему звуку угадай название дерева:сок Кмоль Л’колесо Охан НИгра «ВОЛК, СОБАКА И ОХОТНИК»Правила игры: рассказываем.В лесу идет большая охота, волки охотятся за зайцами, охотники с собаками за волками.Пусть волк будет звук Р, собака – звук Р’, остальные звуки – зайцы, а дети – охотниками. Говорим:“Теперь будьте внимательны, как услышите звук Р в словах, которые я произношу, стреляйте – хлопайте в лодоши, только не заденьте зайца или свою охотничью собаку. Внимание, начинаем охоту!”.Примерный словарный материал: рука, лось, рыбка, рябчик, река, леска, угорь, рысь, рябина, лес, груша, сыроежка, лисички, опята, рыжики.Игра «ПОДАРКИ Тиму и Тому»Игровой материал: две фигурки гномиков, бумага, карандаши.Правила игры: дети рисуют для гномиков подарки: Тиму – предметы, названия которых начинаются с мягких согласных, а Тому – с твердых.Игра «ПОКАЖИ РУКОЙ»Правила игры: называем, например, различные цветы: мальва, люпин, ромашка, незабудка, василёк и т. д., а дети рукой показывают, кто вырастил цветок Том или Тим.Твердый согласный звук (Том) изображаем показом ладони с широко расставленными напряженными (твердыми) пальцами.Мягкий согласный звук (Тим) – это ладонь, сложенная в мягкую щепотку.Таким образом, можно с детьми проанализировать большое количество названий предметов, определяя первый звук по мягкости-твердости.Игра «ЖИВАЯ МОДЕЛЬ»Игровой материал: круги синего, зеленого и красного цветов.Правила игры: вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится. Например:- Артур, ты превращаешься в первый звук слова “бублик”. (Мальчик берет круг синего цвета.)- Катя, ты становишься последним звуком слова “моль”. (Девочка с зеленым кругом встает рядом с Артуром.)- Оля, ты – гласный звук, который живет в слове “рис”. (Оля выходит с красным кругом.)- Вера, ты второй звук слова “дно”. (Синий круг.)Перед детьми “живая” модель слова БЛИН.Дети-звуки называют свой звук, а остальные догадываются, какое слово получилось.Игра «ШКОЛА»Игровой материал: фишки.Правила игры: смысл этой игры в том, чтобы потренировать ребенка в составлении звуковых моделей. В этой школе все слова пишут не буквами, а фишками, то есть в виде звуковых моделей. Например:Написать три зимних слова;Написать названия времен года;Написать три названия ягод (птиц, рыб и т. д.)И другие похожие задания.Игра «КАКИЕ ЭТО БУКВЫ?»Игровой материал: буквы, вырезанные из картона (наждачной бумаги).Правила игры: из плотного картона вырезаны буквы. Ребенку с завязанными глазами предлагается на ощупь определить буквы. (А кому-то из детей можно предложить определить слово, не открывая глаз.)Игра «АНАГРАММЫ»Правила игры: придумать новые слова, состоящие из этих же букв, но расположенных в другом порядке.Например: атлас - салаткулак - куклалиса - силакамыш – мышка и т. д.