Публикации КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Автор: Анна Константиновна Дидык

УДК 371.124.92КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Дидык Анна Константиновна МагистрантМустафаева Лилия Февзиевнадоцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», г. Симферополь Республика КрымАннотация. В данной статье раскрываются критерии и показатели сформированности профессиональной успешности педагогов дошкольной образовательной организации. Описаны уровни и представлен перечень диагностического инструментария, необходимого для выявления актуального уровня сформированности профессиональной успешности педагогов дошкольной образовательной организации. Показаны результаты констатирующего этапа экспериментальной работыКлючевые слова: критерии, показатели, уровни, диагностика, эксперимент, педагоги, профессиональная успешность.CRITERIA, INDICATORS AND LEVELS OF FORMATION OF PROFESSIONAL SUCCESS OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONMustafayeva Liliya FevzievnaAssociate Professor of the Department of Preschool Education and PedagogyDidyk Anna KonstantinovnaStudentSBEI HE RK "Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov", Simferopol Republic of CrimeaAnnotation. This article reveals the criteria and indicators of the formation of professional success of teachers of a preschool educational organization. The levels are described and a list of diagnostic tools necessary to identify the current level of formation of professional success of teachers of a preschool educational organization is presented. The results of the ascertaining stage of the experimental work are shownKeywords: criteria, indicators, levels, diagnostics, experiment, teachers, professional success.Логика опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной успешности педагогов дошкольной образовательной организации предусматривала последовательную реализацию трех этапов.Цель экспериментального исследования заключалась в изучении исходного уровня сформированности профессиональной успешности педагогов дошкольной образовательной организации и реализации модели формирования профессиональной успешности педагогов дошкольной образовательной организации и педагогических условий, позволяющих оптимизировать исследуемый феномен.Экспериментальной базой исследования проводилось на базе МБДОУ «Детский сад «Ромашка» с. Константиновка» Симферопольского района Республики Крым. Педагоги дошкольной образовательной организации были разделены по 10 человек на группу А и группу Б.В процессе эмпирического исследования предполагалось решение следующих задач:
  • подобрать диагностический инструментарий, адекватный поставленным эмпирическим задачам и выделенным критериальным показателям сформированности профессиональной успешности педагогов дошкольной образовательной организации;
  • обосновать логику исследования и сформировать выборки испытуемых для проведения исследования;
  • выявить уровень сформированности критериальных показателей профессиональной успешности педагогов дошкольной образовательной организации.
  • реализовать модель и педагогические условия формирования профессиональной успешности педагогов дошкольной образовательной организации в инновационной образовательной среде.
  • В соответствии с компонентами профессиональной подготовки: содержательный – операционный – результативный, были выделены критерии и показатели формирования профессиональной успешности педагогов дошкольной образовательной организации:мотивационно-аксиологический (мотивированность на сознательную и самостоятельную профессионально-педагогическую деятельность; потребность личности в самоактуализации, в акме-ориентированном самоизменении);– личностно-операционный (готовность к постоянному профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию; способность к самопроектированию своей профессиональной деятельности, к карьерному росту и профессиональному долголетию);– компетентностно-содержательный (коммуникативно-познавательная активность; сформированность профессионально-предметной (педагогической) компетентности);– рефлексивно-результативный (способность рефлексировать эмоциональные, интеллектуальные, физические ресурсы личности; готовность к профессиональной самооценке и самоанализу).Уровни сформированности профессиональной успешности педагогов дошкольной образовательной организации проверялись с помощью диагностических методик: анкетирования, опросника «Педагогическая деятельность», диагностической письменной работы: тестирования и разработки конспекта НОД, разработка траектории профессионального развития и успешной карьеры, самооценка и самоанализ. На основании изучения теоретических положений мы составили таблицу критериев и показателей профессиональной компетентности педагогов ДОО в условиях инновационно-образовательной среды (табл. 1).Таблица 1 Критерии и показатели формирования профессиональной успешности педагогов дошкольной образовательной организации в условиях инновационно-образовательной средыУровни сформированности профессиональной успешности педагогов дошкольной образовательной организации в условиях инновационно-образовательной среды (оптимальный, потенциальный, номинальный) и требования к обучающимся по выявленным критериям представлены в таблице 2.Таблица 2 - Уровни профессиональной успешности педагогов дошкольной образовательной организацииС целью выявления уровня сформированности профессиональной успешности педагогов дошкольной образовательной организации, необходимо выделить и охарактеризовать критерии и показатели готовности обучающихся к формированию профессиональной успешности.В рамках мотивационно-аксиологического критерия были выделены следующие показатели: мотивированность на сознательную и самостоятельную профессионально-педагогическую деятельность; потребность личности в самоактуализации, в акме-ориентированном самоизменении.С целью определения исходного состояния уровня сформированности профессиональной успешности педагогов дошкольной образовательной организации, был организован и проведен констатирующий эксперимент, задачей которого стало определение исходного состояния уровня сформированности профессиональной успешности.Обобщенные результаты констатирующего этапа опытно-исследовательской работы по формированию профессиональной успешности педагогов дошкольной образовательной организации в разрезе критериев оценивания представлены в таблице 1.Таблица 1 – Исходные уровни сформированности профессиональной успешности педагогов дошкольной образовательной организации в разрезе критериев оцениванияТаким образом, уровни сформированности профессиональной успешности педагогов дошкольной образовательной организации распределились следующим образом: оптимальный уровень был выявлен у 15,48% респондентов экспериментальной и 14,5% педагогов контрольной групп. Потенциальный уровень профессиональной успешности продемонстрировали 35,25% педагогов экспериментальной и 35,13% респондентов контрольной групп. Номинальный уровень профессиональной успешности был выявлен у 49,27% педагогов экспериментальной и 50,37% респондентов контрольной групп. Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию профессиональной успешности педагогов дошкольной образовательной организации.Список литературы:
  • Ахмерова, С.Г. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: монография: научное издание / С.Г. Ахмерова. – М.: Арсенал образования, 2010. – 159 с.
  • Богославец, Л.Г. Управление педагогическим процессом в ДОУ инновационного типа: Дисс... канд.пед.наук. / Л.Г.Богославец. Барнаул, 1999. 179 с.
  • Дука, Н.А. Педагогическое проектирование как условия подготовки будущего учителя к инновационной деятельности: Дисс... докт.пед.наук. Омск, 1999. – 164 с.
  • Ерофеева, Е.В. Факторы профессионально-педагогической успешности : Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Елена Викторовна Ерофеева. – Саратов, – 2001. – 208 с.
  • Жемухова, Л.З. Формирование профессиональной успешности учителя в системе повышения квалификации : диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Жемухова Людмила Зубаниловна; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова]. – Владикавказ. – 2013. – 190 с.
  • Кармаев А.Г. Инновационные процессы в образовании / А.Г. Кармаев. М, 2000. 192 с.