Публикации Они слышат сердцем!

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Они слышат сердцем!
Автор: Апухтина Алла Сергеевна

Слышат сердцемТугоухость у детей1 Особенности нарушения функций слуха у детейОписание заболевания тугоухости уходит в XIX век: Эверберг в 1860 году сообщил о первом случае внезапной глухоты после перенесенного эпидемического паротита, в 1861 году Проспер Меньер в своем трактате описал наблюдение внезапной двухсторонней глухоты. В своем классическом труде по болезням уха Полицер в 1884 году описал ее как заболевание "слуховой системы" неизвестной природы. С развитием электроакустической аппаратуры появились работы, обобщающие исследования пациентов с тугоухостью. С этого времени начинают появляться работы по разным направлениям: клинические проявления, причины и механизмы развития патологических изменений, принципы лечения [14]. Тугоухость - снижение слуха, при которой поражается какой-либо из участков звуковоспринимающего отдела слухового анализатора, начиная от сенсорных клеток внутреннего уха и заканчивая корковым представительством в височной доле коры головного мозга. Развивающаяся тугоухость — это функциональный ответ внутреннего уха и других отделов слухового анализатора на многофакторное патологическое воздействие. Как мы слышим: Наружное ухо - состоит из ушной раковины, слухового прохода и барабанной перепонки. Ушная раковина улавливает звук и направляет его в слуховой проход. Проходя по слуховому проходу, звуковые волны усиливаются и приводят в движение барабанную перепонку. Среднее ухо, колебания барабанной перепонки передаются трем маленьким слуховым косточкам, находящимся в среднем ухе: молоточку, наковальне и стремечку. Они усиливают колебания и передают звуковые волны во внутреннее ухо. Внутреннее ухо, находящаяся во внутреннем ухе улитка фактически является сенсорным (чувствительным) органом слуха. Улитка заполнена жидкостью, которая колеблется под действием движений слуховой косточки. Эти колебания стимулируют тысячи сенсорных волосковых клеток, генерирующие электрические импульсы, передающиеся по слуховому нерву в головной мозг, где и формируются звуковые ощущения.Выделяют два основных типа тугоухости: кондуктивную и сенсоневральную.Кондуктивная тугоухость (как правило, поддается медицинскому вмешательству).При кондуктивной потере слуха внутреннее ухо функционирует должным образом, но нарушения в наружном и/или среднем ухе препятствуют распространению звуковой волны во внутреннее ухо. Кондуктивная тугоухость сопровождается легкой или умеренной степенью потери слуха и, как правило, носит временный характер и поддается лечению. Чтобы представить себе ощущения, сопровождающие кондуктивную тугоухость, заткните уши пальцами. Внешние звуки становятся глуше, а ваш собственный голос звучит громче обычного [12].Наиболее часто встречающиеся причины кондуктивной потери слуха: средний отит; перфорация барабанной перепонки; холестеатомакистоподобное образование в среднем ухе; наружный отит; отосклероз – заболевание, приводящее к кальцификации и ограничению движения стремечка; избыточное скопление ушной серы, которое вызывает закупорку слухового прохода; коллапс (спадение) слухового прохода. Скопившаяся в среднем ухе жидкость может стать причиной временного снижения слуха.Сенсоневральная тугоухость может быть вызвана дисфункцией улитки или слуховых проводящих путей. Она часто бывает врожденной, а также может быть вызвана воздействием громких звуков/ шумов, инфекционными и сосудистыми заболеваниями, веществами и лекарственными препаратами, обладающими ототоксичностью. Сенсоневральная тугоухость приводит к потере, не только ощущаемой громкости звуков, но и разборчивости речи. Сенсоневральная тугоухость не поддается консервативному или хирургическому лечению, но в большинстве случаев успешно компенсируется слуховыми аппаратами или кохлеарными имплантами. При сенсоневральной потере слуха звуки могут искажаться даже при достаточном их усилении [2]. Степень сенсоневральной тугоухости может варьировать от легкой до глубокой; при этом нарушение слуха может затрагивать как все, так и только определенные частотные диапазоны.В течение первых двух лет жизни каждые два ребенка из одной тысячи детей полностью теряют слух. Но и у взрослых ввиду различных причин может произойти снижение слуха или как говорят врачи «развиться тугоухость». Почему она возникает и как ее избежать попробуем разобраться.Тугоухость у детей — это понижение слуха различной степени выраженности затрудняющее восприятие речи и окружающих звуков.Симптомами тугоухости у детей может служить отсутствие реакции на звук игрушки, материнский голос, зов, просьбы, шепотную речь, отсутствие гуления и лепета, нарушение речевого и психического развития и другое.Потеря слуха в детском возрасте тесно связана с развитием речевой функции и интеллекта ребенка. Поэтому раннее выявление и реабилитация детей с тугоухостью является важной задачей практической педиатрии.Судьба ребенка с нарушенным слухом определяется: • возрастом, в котором произошло снижение слуха, и степенью его выраженности; • сроком обнаружения дефекта; • правильностью оценки потенциальных возможностей остаточной слуховой функции; • своевременностью начатого лечения, направленного на мобилизацию функциональных остаточных возможностей пострадавшего слухового анализатора.2. Этиопатогенез тугоухости у детейНет единого мнения как по вопросам этиологии, так и патогенеза этой патологии. Причины поражения слухового анализатора довольно разнообразны и носят гетерогенный характер. Нарушение слуха генетически предрасположено, могут влиять наследственно передающиеся отиатрические заболевания (синдромные (20-30%) - аутосомно-рециссивные (80%), аутосомно-доминантные (15%), связанные с Х-хромосомой (3-4%), митохондриальные (1-2%); несиндромные (70-80%). В настоящее время выявлено 70 генов, ответственных за развитие сенсоневральной тугоухости, в частности, отвечающие за выработку Connexin 26 [13].С учетом этиологической обусловленности различают наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость. В зависимости от локализации повреждения в слуховом анализаторе принято выделять:
  • нейросенсорную (сенсоневральную) тугоухость у детей развивающуюся вследствие поражения звуковоспринимающего аппарата: внутреннего уха, слухового нерва или центральных отделов слухового анализатора;
  • кондуктивную тугоухость у детей развивающуюся вследствие поражения звукопроводящего аппарата: наружного уха, барабанной перепонки и среднего уха (слуховых косточек);
  • смешанную тугоухость у детей, при которой одновременно нарушаются функции звукопроведения и звуковосприятия.
  • Возможными причинами кондуктивной тугоухости могут быть: аденоиды, риниты, гаймориты и все процессы, вызывающие нарушение носового дыхания.Профилактикой кондуктивной тугоухости является: грамотное лечение ринита и гайморита до полного выздоровления, при необходимости своевременное удаление аденоидов.Нарушение слуха – это затрудненность воспринимать окружающие звуки. Если рассматривать данное определение с точки зрения медицинской классификации болезней 10 (МКБ – 10), то, нарушение слуха — это частичное или полное снижение способности понимать и обнаруживать звуки [16]. Потеря способности обнаруживать некоторые (или все) частоты или неспособность различать звуки с низкой амплитудой, называется нарушением слуха. Из-за нарушения слуха становится невозможным восприятие речи и окружающей среды - глухота, а более лёгкие степени нарушения слуха, затрудняющие восприятие речи — тугоухостью [10].Код по МКБ-10 Н90 - Нейросенсорная потеря слуха: Н90.3 - Нейросенсорная потеря слуха двухсторонняя; Н90.4 - Нейросенсорная потеря слуха односторонняя с нормальным слухом на противоположном ухе;Н90.5 - Нейросенсорная потеря слуха неуточненная (врожденная глухота; снижение слуха центральное, невральное, сенсорное; нейросенсорная глухота) Н91 - Другая потеря слуха: Н91.0 - Ототоксическая потеря слуха. При необходимости идентифицировать токсический агент используют дополнительный код внешних причин Н91.1 - Пресбиакузис (пресбиакузия) Н91.2 - Внезапная идиопатическая потеря слуха (внешняя потеря слуха БДУ) Н91.3 - Мутационная, не классифицированная в других рубриках. Н93 - Другие болезни уха, не классифицированные в других рубриках: Н93.3 - Болезни слухового нерва (поражение VIII черепного нерва).В научной литературе встречается подразделение тугоухости на следующие виды: первичная, вторичная, первичная истинная, вторичная истинная, псевдовторичная. Первичная, когда снижение слуха обусловлено патологией слухового анализатора. Первичная истинная означает, что данная патология связана с нарушением структур и функций наружного, среднего уха, рецептора, анализатора в раздельности или же в комбинации. Первичная кондуктивная тугоухость обусловлена врожденными пороками развития наружного и среднего уха. Вторичная кондуктивная тугоухость вызвана патологическими процессами наружного и среднего уха. Среди вторичной кондуктивной тугоухости выделяют истинную и псевдокондуктивную. Истинная вторичная кондуктивная тугоухость обусловлена заболеваниями в области наружного и среднего уха. Псевдокондуктивная вторичная тугоухость характеризуется периодическим повышением порогов воздушного звукопроведения на тональной пороговой аудиограмме в пределах 20 дБ.Вторичность сенсоневральной формы тугоухости в том, что повреждение функции возникает в результате патологического процесса, имеющего начало вне структур рецептора и анализатора[5].В соответствии с единой международной классификацией (ВОЗ, 1997) в зависимости от тяжести нарушения слуха выделяют следующие степени тугоухости (табл. 1).Таблица 1. Международная классификация степеней тугоухостиВ российской классификации степени потери слуха обозначаются по возрастающей от I до IV, отдельно выделяют глухоту (табл. 2).Таблица 2. Качество жизни с разными степенями тугоухостиПо клиническому течению различают (СолдатовИ.Б.,1994): I. Острая нейросенсорная тугоухость. II. Подострая нейросенсорная тугоухость. III. Хроническая нейросенсорная тугоухость. IV. Отдельной формой некоторые авторы выделяют "внезапную глухоту" или "молниеносную тугоухость"[12,19].Факторы поражения слухового анализатора: 1. Сосудистые нарушения функционального и органического характера. 2. Инфекционные заболевания, особенно вирусные, хронические инфекции. 3. Травматические повреждения: • черепно-мозговая травма • акустическая и баротравма • повреждение улитки при операциях на среднем ухе. 4. Воспалительные заболевания: • среднего уха • внутреннего уха (серозный и гнойный лабиринтит) • внутричерепные осложнения (менингит различной этиологии, арахноидит). 5. Остеохондроз шейного отдела позвоночника. 6. Токсические повреждения: • лекарственными препаратами • промышленными и бытовыми ядами. 7. Новообразования: • среднего уха • внутреннего слухового прохода • мозга. 8. Аллергические заболевания. 9. Пресбиакузис (процесс старения, изнашивания нервной системы). 10. Наследственные заболевания. 11. Врожденные пороки развития. 12. Комбинированные поражения органа слуха.Основные причины тугоухости у детей можно объединить в две большие группы: наследственные (генетически детерминированные, семейные) и ненаследственные (экзогенные). По времени возникновения нарушения слуха могут быть врожденными (фактор воздействует на организм эмбриона, плода и новорожденного) и приобретенными. Изменения генотипа являются причиной нарушений слуха у 70% детей с врожденной и доречевой тугоухостью, причем в 70-85% случаев это несиндромальные формы. Более 100 генов кодируют мембранные, регуляторные и структурные белки внутреннего уха. Мутации в них приводят к нарушению работы органа Корти, и соответственно к периферической тугоухости [11]. Наиболее часто встречаются мутации в гене GJB2. Самой распространенной в Центральном и Северо-Западном регионах России является делеция 35delG, в здоровой популяции частота ее гетерозиготного носительства составляет 2-6%. Распространенность данной формы врожденной тугоухости в Российской Федерации сегодня составляет более 50% среди всех детей, имеющих стойкое двустороннее нарушение слуха. Ген GJB2 кодирует синтез белка коннексина 26, который является структурной субъединицей коннексиновых каналов, ответственных за гомеостаз ионов К+ в улитке. Результатом рецессивных мутаций данного гена является врожденная двусторонняя несиндромальная сенсоневральная тугоухость тяжелой степени и глухота. Ранее такие дети составляли группу неясной этиологии, поскольку у большинства из них не отягощен семейный анамнез и отсутствуют другие факторы риска по тугоухости [3]. КР22 7 Самой частой ненаследственной причиной врожденной СНТ на сегодняшний день считается врожденная цитомегаловирусная инфекция (ЦМВИ), которая выявляется у 1% новорожденных в общей популяции и у 25% недоношенных. В 10% случаев врожденной ЦМВИ развивается неспецифическая симптоматика, у половины таких детей выявляют сенсоневральную тугоухость. Однако 90% случаев врожденной ЦМВИ характеризуется бессимптомным течением, частота развития СНТ в этой группе составляет 25%. В половине случаев СНТ характеризуется прогрессирующим течением, с равной вероятностью развивается двустороннее или одностороннее нарушение слуха. [4] Другие внутриутробные инфекции в настоящее время гораздо реже являются причиной врожденных нарушений слуха (краснуха – успешная иммунизация, токсоплазмоз [5], сифилис – своевременное выявление и лечение). Нет убедительных данных о роли герпетической инфекции в развитии врожденной тугоухости. [6] К патологическим состояниям перинатального периода, оказывающим негативное воздействие на слуховую функцию новорожденного, относят гипоксию (оценка по шкале Апгар не более 6 баллов за 5 минут, необходимость респираторной поддержки, признаки церебральной ишемии) [7], гипербилирубинемию [8, 9]. Как правило, эти дети находятся на лечении в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных. Особое внимание стоит уделять состоянию слуховой функции у детей, родившихся раньше срока (гестационный возраст 32 недели и менее, очень низкая менее 1500 г масса тела) [11, 12], по мере развития ребенка происходит созревание слуховых проводящих путей. Однако в связи с общей незрелостью недоношенного, множественной сопутствующей патологией и длительным периодом выхаживания часто реализуются патологические факторы, перечисленные выше [13, 14]. К причинам приобретенной тугоухости в детском возрасте относятся менингит, вирусные детские инфекции, применение ототоксических препаратов (аминогликозиды, диуретики и др.), травмы головы (перелом височных костей/основания черепа), нейродегенеративные заболевания, которые требуют своевременного аудиологического обследования, лечения и реабилитации.Врожденная тугоухость представляет собой важную проблему здравоохранения. Необходимость ранней диагностики тугоухости и глухоты обусловлена, прямой зависимостью речевого и психического развития слабослышащего ребенка от сроков начала проведения реабилитационных мероприятий. Рекомендуемый оптимальный в отношении прогноза речевого и психоэмоционального развития возраст постановки окончательного диагноза и начала реабилитационных мероприятий ограничен 3-6 месяцами жизни, особенно в случае глубокой потери слуха. Поэтому выявление тугоухости у детей должно начинаться с периода новорожденности. С увеличением возраста постановки окончательного диагноза и начала слухоречевой реабилитации интеграция детей с тугоухостью и глухотой в речевую среду становится все затруднительней, и вероятность развития грубых нарушений речи, социальной изоляции и, следовательно, инвалидизации у ребенка возрастает [15]. 3 Показатель нарушения слуха у детей в Красноярском краеОколо 6% населения земного шара (278 миллионов человек) страдают глухотой или имеют проблемы со слухом. По статистическим данным Всемирной организации здравоохранения по индустриально развитым странам, количество лиц в мире, страдающих нарушениями слуха больше 40 дБ на лучше слышащее ухо, различной этиологии, составляет порядка 300 млн. По данным Американской академии аудиологии, во всем мире ежегодно рождаются более 665 тысяч детей с нарушениями слуха, превышающими 40 дБ. Это количество увеличивается с возрастом, удваиваясь к 9 годам. По прогнозам ВОЗ, к 2030 году более 30% всей популяции земного шара будут иметь нарушения слуха [24].Число общероссийских эпидемиологических исследований, посвященных проблеме детской тугоухости, ограничено. Загорянская М.Е. и Румянцева М.Г. приводят данные, согласно которым в Российской Федерации насчитывается более 1 млн. детей и подростков с социально значимыми нарушениями слуха [6]. Чибисова С.С., и соавторы сообщают, что в 2012 году частота выявления тяжелых нарушений слуха у детей до 1 года составила 3 на 10 000 новорожденных, а всех нарушений слуха – 2 ребенка на 1 000 [18]. По данным этих же авторов в 2016 году распространенность тугоухости у детей первого года жизни в Российской Федерации составила 2,5 ребенка на 1000 и колеблется от 0,7 до 4,4 в зависимости от федерального округа [24]. Согласно данным Отвагина И.В., в Центральном федеральном округе распространенность сенсоневральной тугоухости (СНТ) у детей от 0 до 14 лет составляет 2 на 1 000, а от 15 до 19 лет – 2,9 на 1 000. При этом 4 степень тугоухости и глухота выявляется в 28% случаев. Авторы утверждают, что 11,6% детей до 14 лет страдают тугоухостью, из них 58,7% - СНТ, 34,7% - кондуктивной [24].Подробная и современная информация по эпидемиологии нарушений слуха у детей в Красноярском крае практически отсутствует. С 2009 года в рамках реализации национального проекта «Здоровье» в Красноярском крае начали проводится аудиологический скрининг новорождённых [1], а первое исследование заболеваемости уха и сосцевидного отростка детского населения было проведено в период с 2009 по 2018 гг.В ходе исследования установлено, что заболеваемость детского населения (0-14 лет) болезнями уха и сосцевидного отростка в Красноярском крае практически на всем протяжении с 2009 до 2016 года превышала значения в Сибирском федеральном округе и Российской Федерации. Однако в 2017 году общая заболеваемость детского населения болезнями уха и сосцевидного отростка снизилась и стала ниже, чем в Сибирском федеральном округе и в Российской Федерации в целом. В 2018 году в Красноярском крае зарегистрирован подъем общей заболеваемости на 10,9%, и она стала выше показателя в Сибирском федеральном округе.Так, за период с 2009 по 2018 гг. общая заболеваемость кондуктивной потерей слуха увеличилась на 25,0% (с 1,2 до 1,5 на 1000 населения в возрасте 0-14 лет), а нейросенсорной потерей слуха – на 40,0% (с 0,5 до 0,7 на 1000 населения в возрасте 0-14 лет). За этот же период первичная заболеваемость кондуктивной и нейросенсорной потерей слуха возросла в 3 раза – с 0,1 до 0,3 на 1000 населения в возрасте 0-14 лет.В Красноярском крае имеется значительное число не выявленных случаев кондуктивной и нейросенсорной потери слуха, связанных с низкой обеспеченностью врачами-оториноларингологами. Низкие значения доли выявленных случаев заболеваний уха и сосцевидного отростка при профосмотре свидетельствуют о низкой их эффективности. Что свидетельствует о необходимости углубленного анализа эффективности проведения профилактических осмотров в условиях низкой обеспеченности специализированными врачебными кадрами [24].4 Аспекты взаимодействия с детьми, страдающими тугоухостьюВ условиях современной социокультурной ситуации одной из важнейших проблем, является организации грамотного и эффективного взаимодействия медицинского персонала и детей с нарушением слуха. Такое взаимодействие возможно лишь при условии модернизации методов и приемов взаимодействия, педагогических технологий и механизмов содействия формированию целостной личности каждого ребенка.На протяжении многих десятилетий в отечественной науке разрабатывались методологические основы педагогики взаимодействия. Фундаментальный анализ рассматриваемая проблема получила в трудах Коркунова М. С., Королева И. В. [7], Румянцева М.Г.[6]. Большинство исследователей склоняется к точке зрения, что если раньше раскрывающим понятием для обучения и воспитания было «воздействие», то сегодня, в качестве определяющего используется именно «взаимодействие».Сам термин «взаимодействие», сохраняя единую понятийную основу, в различных библиографических источниках получает неоднозначную интерпретацию.В «Словаре нового педагогического мышления» приводится следующее толкование этого понятия: «Взаимодействие особая форма связи между людьми, процессами, действиями, явлениями, в результате которой происходит изменение их исходных качеств или состояний [5]. Во взаимодействии исследователь выделяет:-функции: адаптивная и регулятивная;-виды: функционально-ролевой и эмоционально-межличностный;-компоненты: когнитивный, аффективный и конативный;-формы: групповая (до 3035 чел.) и межгрупповая;-средства: вербальные и невербальные.Семья, это ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении. В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. В общении ребенка со взрослым создается «зона ближайшего развития», где сотрудничество со старшим партнером позволяет ребенку реализовать свои потенциальные возможности. Специфика самой потребности в общении состоит в стремлении к познанию и к оценке других людей, а через них к самопознанию и самооценке.В процессе воспитания ребенка вне семьи особое значение приобретает медицинская позиция, включающая такие компоненты, как особенности эмоционального отношения к ребенку, мотивы, ценности и цели, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, социальный контроль. При гармоничном взаимодействии переживания ребенка отражают благополучие, позитивный интерес и доверие к медицинского персонала, удовольствие от совместной деятельности, чувство целостности и сплоченности. Ребенок ориентируется на поддержку со стороны персонала при возникновении трудных ситуаций.Для конфликтного взаимодействия характерно переживание дефицита позитивного эмоционального контакта с родителем, доверия к взрослому, напряженности и конфликтности в отношениях, взаимного неудовольствия и раздражения, неспособности эффективно воздействовать на взрослого.При дистантном взаимодействии ребенок испытывает недостаток эмоциональной поддержки, чувство незначительности. В фрустрирующих ситуациях ребенок переживает подавленность, горе, беспомощность или отрицает ее, не видя ресурса помощи во взрослом. Ребенок удовлетворяет аффилиативные потребности за счет «общения» с любимой игрушкой, фантазирования.Таким образом, очевидна связь особенностей взаимодействия ребенка с нарушением слуха и взрослого. Среди ведущих принципов взаимодействия взрослого и ребенка принято выделять:-целенаправленность, систематичность, плановость;-дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;-возрастной характер взаимодействий с родителями;-доброжелательность, открытость [7].Основные направлениями в отношениях являются:-просветительское - предполагает психолого-педагогическое просвещение персонала, повышение компетентности по вопросам взаимодействия с детьми страдающими тугоухостью;-практически-действенное - направлено на развитие мотивации у персонала на выполнение общего интересного дела; способствует развитию творческого потенциала, потребности к обмену опытом в системе взаимодействия с данными детьми[17].Детское сознание находится в постоянном поиске, его характерными особенностями являются стремление к наблюдению и эксперименту, самостоятельному поиску новых сведений о мире. Внутреннее стремление к познанию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы все образовательные ресурсы окружающего ребенка социума были направлены на содействие развитию способностей ребенка к наблюдению и анализу явлений, проведению сравнений и обобщений. Огромное значение имеет развитие умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многого другого, что является составляющими успешной личности.Как следствие, в условиях современной образовательной ситуации признается необходимым поиск новых методов и технологий, максимально ориентированных на содействие всестороннему развитию личности ребенка. Одним из ведущих в этом отношении большинством ученых заслуженно признается метод проектной деятельности как один из перспективнейших в условиях современного образовательного процесса [8].Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми[4].Взаимодействие медицинского персонала с детьми, страдающими тугоухостью направлены на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих, коммуникативных способностей, расширение знаний детей об окружающем мире, связанное с выполнением исследовательских и творческих проектов.Приобретение социальных навыков: дети становятся интересны и внимательны друг к другу.Проектная деятельность основана на формировании профессионального взаимодействия персонала с детьми дошкольного возраста, базирующегося на признании детской личности субъектом образовательного процесса, индивидуальном подходе, доброжелательном отношении к ребенку. В ходе проектной деятельности необходимо развивать систему продуктивного взаимодействия между всеми участниками процесса.Проектный метод взаимодействия, способствует развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в себе и в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково-познавательную деятельность, которая направлена на результат, достигаемый в процессе решения какой-либо проблемы.Правильное взаимодействие с ребенком страдающим тугоухостью, позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развить творческие и умственные способности ребенка, а также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребенка перед сверстниками и собственную самооценку[4].Вывод Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что ранний и дошкольный возраст являются периодом наиболее интенсивного развития детей, поэтому эффективность взаимодействия с ребенком зависит от нормального функционирования различных анализаторных систем, важнейшей из них является слуховая система. Благодаря слуховому восприятию развиваются коммуникативные, и речевые навыки, как средства общения в повседневной жизни и учебной деятельности, развитие в речевом взаимодействии. Благодаря мышлению, обогащаются представления ребенка об окружающем мире, развивается воспитание, осознание эстетических ценностей, познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звуков как свойств предметов.Взаимодействие медицинского персонала с детьми с нарушением слуха является актуальной, поскольку от верно организованной работы зависит создание психологически благоприятного формирования личности ребенка, его самооценки и подготовленности к дальнейшей активной и самостоятельной социальной жизни.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • Валькова М.А., Зорин Н.А., Авхрушев С.Г., Торопова Л.А., Жуйкова Т.В. Итоги внедрения универсального аудиологического скрининга на территории Красноярского края. Российская оториноларингология 2012. 32 -35с.
  • Гарбарук, Е.С. Сенсоневральная тугоухость и слуховая нейропатия у детей. Российкая оториноларингология, 2012. — 228-232с.
  • Дайхес Н. А., Гузь Е. В., Пашков А. В. Диагностика и лечение нарушений слуха у жителей РФ. Российская оториноларингология, 2007. — 16–19с.
  • Дидактические игры для детей с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей / Под ред. Л.А. Головчиц. – Москва, 2013.
  • Заболевание спектра аудиторных нейропатий, обусловленное мутациями в гене отоферлина (OTOF) / М.Р. Лалаянц, О.Л. Миронович, Е.А. Близнец [и др.] // Вестн. Оториноларингол, 2020. — 21-25с.
  • Загорянская М. Е., Румянцева М. Г. Эпидемиологический подход к профилактике и лечению нарушений слуха у детей. Российская оториноларингология. 2011. —82-87с.
  • Коркунова М. С., Королева И. В. Ранняя помощь детям с нарушением слуха и интернет-технологии. Дефектология, 2020, — 49–59с.
  • Королева И. В. Помощь детям с нарушением слуха: руководство для родителей и специалистов / И. В. Королева. — Спб. : КАРО, 2016. — 304 с.
  • Королева И. В., Туфатулин Г. Ш., Коркунова М. С. Модель развития региональной системы медико-психолого-педагогической помощи детям с нарушением слуха раннего возраста. Оториноларингология, 2021—43 с.
  • Международная классификация болезней (10-й пересмотр).— [Электронный ресурс]. — Режим доступа —10.com/ (дата обращения: 20.02.2023).
  • Маркова Т.Г. Наследственные нарушения слуха. В кн.: Оториноларингология/ Национальное руководство. М.: Геотар, 2016. – 104 с.
  • Нарушение слуха у детей с различными хроническими заболеваниями / В.В. Бариляк, Е.Р. Цыганкова, Н.А. Милешина // Оториноларингол, 2015. —18-22с.
  • Нарушение слуха при мутациях или отсутствии гена, кодирующего белок стереоцилин / Т.Г. Маркова, Н.Н. Алексеева, О.Л. Миронович [и др.] // Вестн. Оториноларингол, 2020. — 14-20с.
  • Парабанов, Р.Е. Этиология нарушения слуха и речи у глухих и слабослышащих детей. – М.: Молодой ученый, 2011. – 174-176с.
  • Селбст С.М. Секреты неотложной педиатрии: Пер. с англ. — М.: МЕДпресс-информ, 2006. —248-272с.
  • Cенсоневральная тугоухость у детей. Клинические рекомендации. Минздрав России. Москва, 2021.
  • Черенкова, О А. Формирование коммуникативных умений детей 4-5 лет в игровой деятельности / О.А. Черенкова. – Пенза: 2008. – 24 с.
  • Чибисова С. С., Маркова Т. Г., Эпидемиология нарушений слуха среди детей 1-го года жизни. Вестник оториноларингологии, 2018. 37–42с.
  • Универсальный аудиологический скрининг новорожденных: достижения и проблемы / С.С. Чибисова, Е.Р. Цыганкова, Т.Г. Маркова, М.Г. Румянцева // Вестн. Оториноларингол, 2014. —49-53с.
  • Эпидемиологический подход к профилактике и лечению нарушений слуха у детей / М.Е. Загорянская, М.Г. Румянцева // Оториноларингол, 2011. —82-87с.
  • Электронный научный журнал. "Социальные аспекты здоровья населения": динамика заболеваемости детского населения болезнями уха и сосцевидного отростка в красноярском крае, 2021. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа (дата обращения: 24.03.2023).