Публикации Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста средствами обучения игре на детских музыкальных инструментах

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста средствами обучения игре на детских музыкальных инструментах
Автор: Кузьмина Анастасия Владимировна

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста средствами обучения игре на детских музыкальных инструментах    В современном мире профессиональные педагоги-музыканты ставят перед собой задачу: сделать музыку естественной и необходимой частью жизни детей, постоянно действующей волшебной силой, помогающей раскрыть творческие способности, научить яснее мыслить и глубже чувствовать.     В этом деле, особенно на ранних его этапах, применение детских музыкальных инструментов, их использование вызывает огромный интерес у детей, вносит разнообразие в ход занятий, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового слуха. Выработка исполнительских навыков прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулирует творческую инициативу.     Создание оркестра дошкольников – очень сложное и трудоемкое дело, но очень нужное и необходимое. Ребенок, приобщенный к миру музыки, познавший красоту звучания коллективного исполнения в оркестре, пронесет эту любовь через всю жизнь. Детский оркестр не только объединяет ребят, углубляет их музыкальные познания, но и способствует их всестороннему развитию.    Занятия в оркестре дают для всех детей без исключения положительные результаты, не зависимо от того на каком инструменте ребенок играет. Игра в оркестре развивает стремление к собственному творчеству, способствует более интересному и содержательному проведению занятий, открывает перед детьми мир звуков.    Занятия в оркестре проводятся два раза в неделю, но дети играют на инструментах и дома. Среди любимых игрушек есть дудочки, бубны, бубенцы, колокольчики, и.т.д.     Игра в оркестре развивает у ребят не только музыкальный слух и ритм, но и воспитывает дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, усидчивость, волю, художественный вкус. Обучаться игре на инструменте могут все дети без исключения. Для этого не требуется особых способностей, каких - то определенных музыкальных данных, но какую пользу приносит этот вид музыкального развития для формирования будущего музыканта.    Исполняя музыкальные пьески , дети играют на нескольких инструментах сразу. Затем меняются инструментами и вновь исполняют пьесу, но уже на других инструментах. Так происходит 3 – 4 раза. Детям это доставляет большое удовольствие. В процессе исполнения ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ученика.    В нашем оркестре много замечательных инструментов, которых хватает на всех детей. Взрослые не могли удержаться, сначала поиграли на них сами, это было незабываемо. В процессе занятий отбираются музыкальные пьесы больше ритмического характера: это польки, русские народные песни. Например “Итальянская полька” С.Рахманинова (фрагмент) очень мобилизует детей второго года обучения. Именно с ними мы начинаем работать над слаженностью исполнения, что требует большого внимания и чувства ритма.Систематическая и планомерная работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дает возможность не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, совершенствовать музыкальный слух, но и развивать самостоятельность детей, их творческую деятельность.    Детское музицирование обогащает ребенка впечатлениями, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик. Музыкальный опыт, который дети приобретают на занятиях, позволяет успешно применять полученные знания на детских праздниках, развлечениях и, конечно заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью. Кроме коллективного музицирования, на занятиях по ритмике также подключаем детские музыкальные инструменты. Дети легко играют на различных музыкальных инструментах, воодушевленно выполняют движения под русские народные мелодии, причем у каждого из них свои движения, никем более не повторяемые, либо включаем музыкальные инструменты в движения танца.Кроме развития музыкального ритма у детей, в круг задач педагога по совместному музицированию входит и развитие музыкальных способностей, звуковысотного, ритмического, тембрового слуха, творческой активности, художественного вкуса, а также забота о расширении музыкального кругозора детей, об их певческих голосах и дикции, о психологической готовности к выступлениям и воспитание художественной отзывчивости, эстетического отношения к природе, окружающему миру. Педагог должен досконально знать инструменты, уметь сыграть на каждом из них, уметь представить их детям, рассказать о них: из чего они сделаны, сколько людей трудилось над их созданием.    Работа по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста очень многогранна. Она охватывает разнообразные аспекты их деятельности: дети слушают музыку, поют, играют в музыкальные игры, импровизируют ритмы, попевки, мелодии, постигают элементы музыкальной грамоты, узнают ноты и.т.д. Таким образом, дети привлечены ко всем видам и формам музицирования. Они знакомятся практически со всеми инструментами детского оркестра и постепенно овладевают основными приемами игры на них. Подача нового материала должна проходить в игровой форме, уроки должны быть разнообразными, включая и уроки – концерты для родителей, а также, участие в школьных концертах и праздниках.    Урок-сказка – это естественная форма передачи знаний детям дошкольного возраста. Дети сами участвуют в качестве персонажей или преподаватель рассказывает им интересную историю или сказку. В данной форме урока, как нельзя лучше раскрываются творческие способности детей. Использование музыкальных инструментов дополняет усвоение материала урока, будит воображение, развивает музыкальные способности. Можно в инсценировке пьесы, танцев, сказок воспользоваться соответствующими костюмами, нехитрые движения превратят их в эффектное зрелище.«Сказки-шумелки как форма работы с музыкально-ритмическими играми»Сказки – шумелки как инновационная форма работы с музыкально – ритмическими играми»Одной из самых увлекательных форм работы музыкально – ритмических игр для ребенка является рассказывание сказок-шумелок.Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. Сказка с шумовым оформлением является весёлым и эффективным упражнением для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Ребёнок реализует свои образные представления в шумах, звуках, что всегда сопровождается положительными эмоциями, способствует созданию эмоционального благополучия.Актуальность: В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет. Игра на детских инструментах является универсальным средством развития творчества детей, их воображение и фантазии. Во-первых, ее можно использовать в работе с детьми разного возраста, начиная с ясельной группы. Во-вторых, применять детские музыкальные инструменты можно в различных видах деятельности ребенка – музыкальные занятия, театрализованная деятельность, ознакомление с окружающим миром, конструирование, ИЗО, физкультурные занятия и т. д. Детский музыкальный инструмент обладает чудесной притягательной силой.Дети все хотят играть. Взяв в руки инструмент, ребенок преображается, светится от счастья и радости, становится почти волшебником. А волшебники как раз творят чудеса. Попав в руки робкого ребенка музыкальный инструмент, помогает ему стать более смелым и решительным, преодолеть неуверенность в себе.ЦельФормирование у детей дошкольного возраста умения воплощать музыкально – ритмические движения с помощью шумовых инструментов.Задачиазвитие метроритмического чувства, мелкой моторики рук.Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментахазвитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.Методические рекомендации:Перед началом разучивания сказки-шумелки рекомендуется показать детям эту сказку в виде кукольного спектакля, мультфильма и т. д.В некоторых играх используется сочетание озвучивания (игра на музыкальных инструментах) и «театрализации» (имитационные жесты)Заранее подготовьте инструменты, которые вам понадобятся для озвучивания сказки. Если в детском учреждении нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.Заранее проверьте звучание инструментов, найдите необходимый звуковой эффект (приём игры).Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей детей. В начале работы над озвучиванием сказок инструменты у них должны быть одинаковые. Проверить их звучание дети должны до начала сказки.Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите сказку. Поэтому учите детей брать инструменты в руки только для игры, а затем — откладывать («инструменту нужно отдохнуть»)Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в тоже время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, поддержать его творческие проявления.Учите детей бережному обращению с инструментами.Инновационный подход в работе со сказками -шумелками :Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.С помощью сказок – шумелок и игре на самодельных музыкальных инструментах дети, которые были замкнутые, раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей.Зародившийся в детстве интерес к игре на музыкальном инструменте, может в дальнейшем привести к профессиональному увлечению. Но даже если этого не произойдет, Малыши вырастут чуткими к прекрасному, развитыми людьми.