Публикации Научно- методическая статья "Пути повышения профессиональной компетентности учителя начальной школы"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Научно- методическая статья "Пути повышения профессиональной компетентности учителя начальной школы"
Автор: Гаиткулова Ольга Ильинична

Пути повышения профессиональной компетентности учителя начальной школы
Автор: О. И. Гаиткулова
МОУ СОШ х. Бурковский, Волгоградская обл., Среднеахтубинский р-н.
e- mail: ozernayashckola@yandex.ru
Изменения в социально-экономической и культурной сферах жизни общества предъявляют сегодня серьезные требования к личности педагога. Школа должна не только сформировать целостную систему знаний, навыков и умений ребенка, но также дать учащимся опыт личной ответственности и самостоятельной деятельности. Эти ключевые компетенции определяют качественный уровень, на котором должно находиться современное образование. Поэтому� основным направлением работы в школе считаю развитие профессиональной компетентности учителя.
В толковом словаре С.И.�жегова компетентность – это характеристика знающего, осведомленного, авторитетного в какой-либо области специалиста. Поэтому, профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
В Национальной образовательной инициативе �Наша новая школа� говорится, что �Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего� [4]
Время не стоит на месте, сегодня перед школой новые задачи, выявляются новые проблемы.
И одной�из главных проблем�становится – непрерывное повышение квалификации педагогов, которое предполагает не только расширение знаний по предмету, но и переосмысление содержания и методов своей работы в свете новых требований педагогической и психологической науки, необходимость широкой осведомленности в области политики, искусства, спорта, информационно - коммуникативных технологий. Современное образовательное учреждение нуждается в педагоге, сознательно стремящимся к повышению своей профессиональной компетенции, желающим быть� готовым и способным к действиям в новых социокультурных условиях.[1]
Можно выделить следующие условия, обеспечивающие эффективную профессиональную деятельность учителей начальных классов:
1) глубокие знания в области предмета обучения, понимание учителями
принципов, концептуальных идей, заложенных в той или иной технологии
обучения;
2) свободное владение широким спектром отдельных методов, приемов и
способов проектирования, организации и управления учебно воспитательным
процессом в начальной школе;
3) наличие умений соотнести логику построения системы методов обучения, организации деятельности школьников в рамках педагогической
технологии с реальными личностными характеристиками учеников, что обеспечивает правильность выбора педагогической технологии;
4) способность к рефлексии в ходе реализации той или иной педагогической технологии и ее корректировке в рамках заложенных в ней принципов и концептуальных идей. [3]
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, �можно определить �основные пути развития его профессиональной компетентности:
Работа в методических объединениях, творческих или� проблемных группах (школьного и муниципального уровней).
Пример: (Тема: �Развитие профессиональной компетентности и творческого потенциала педагога в процессе личностно-ориентированного обучения и воспитания младшего школьника�).
Инновационная деятельность педагога, освоение новых образовательных технологий.
Примеры: (Изучение биоразнообразия растений в условиях ландшафтного парка МОУ Бурковская СОШ), (Технология �Развитие критического мышления через чтение и письмо� – РКМЧП. Приём �Синквейн�, Прием �Письмо по кругу�, Прием “Дерево предсказаний”, Прием “Кластер”), (Технология �Проектного обучения�), (Здоровьесберегающие технологии,�которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни).
Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.
Примеры: (Областной конкурс творческих работ по программе �Разговор о правильном питании� номинация �Методическая разработка педагога�), (Всероссийский профессиональный конкурс с международным участием, номинация �Учитель начальных классов�), (Международный конкурс педагогического мастерства в номинации �Руководитель методического объединения�), (Районная конференция ученических проектов, номинация �Мастер-класс от учителя�. Тема �Активные методы обучения�)
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Примеры: (Областной научно – практический семинар �Организация внеурочной деятельности в условиях реализации требований ФГОС НОО�), (Районный семинар учителей начальных классов. Обобщение опыта работы �Формирование личностных УУД на уроках русского языка по УМК Гармония�), (Мастер - класс на районном М/О учителей начальных классов �Дидактическая игра как средство формирования коммуникативной компетенции младшего школьника�)
Публикации.
Примеры: (Специализированное педагогическое издание �Электронное СМИ �nsportal.ru�, Образовательный портал �Учительская копилка�, Дистанционный Образовательный Портал �Продлёнка�, Образовательный портал �Видеоуроки в сети Интернет�, Дистанционный Портал �Igraza.ru - Игры, Ребусы, Загадки�, Учительский портал �На Урок.rу�, Дистанционный Портал �Инфоурок�, Образовательный портал �Готовим урок�, Специализированное педагогическое издание �Электронное СМИ �Педагогический мир�, Международное периодическое издание��Педагогический советник�).
Аттестация педагогов, повышение квалификации
Развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами. (Методическая декада, методический фестиваль, деловая игра, педагогический КВН, тренинг, защита проекта, тематический педагогический совет, открытый урок).
Сегодня приобретает новый статус самостоятельная работа педагога, которая является эффективным средством организации самообучения и самовоспитания. Цель самообучения - профессиональный рост педагога. Формируются следующие профессиональные качества и умения: планировать цели, определять задачи работы, выявлять трудности и пути их преодоления. [2]
Исследовательская деятельность педагога.
1. Диагностические исследования:
- �Исследование уровня тревожности учащихся�
– �Влияние решения нестандартных задач на формирование и развитие основных компонентов математического мышления�
– �Диагностика результатов обучения с целью определения и корректировки траектории личностного развития ребенка�
2. Проектировочные исследования: (Развивающие умения спланировать различные виды работы)
- Исследование по теме �Пути и методы развития детской одаренности� с целью разработки модели индивидуального образовательного маршрута ученика.
3. Поисково-рефлексивные исследования: (Заключаются в поиске наиболее оптимальных условий, технологий, методов, средств, приемов обучения с целью совершенствования образовательного процесса и повышения качества образования по предмету.)
– �Влияние наглядного дидактического материала на обучение фонетической стороне речи�
– �Тестовые задания как условие реализации компетентностного подхода в образовании�
4. Научно – педагогические исследования:
- "Развитие�творчества�младших�школьников�в�обучении�с�применением�компьютера�
- �Развитие�познавательного�интереса�слабоуспевающих�учащихся�на�занятиях�по�математике"
Различные формы педагогической поддержки.
Использование ИКТ и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.
К.Д.Ушинский говорил: �Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель�.
Литература:
1. Дружилов С.А.. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. – Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г.Новокузнецк. - 2005 (выпуск 8), – С.26-44.
2. Корнилова Л.В. Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях введения в действие ФГОС НОО. Серия �Образование. Педагогические науки�, выпуск 10.
3. Николаева, М. В.�Особенности личностного и профессионального развития учителя начальных классов в педагогической деятельности [Текст] / М. В.�Николаева�// Начальная школа: плюс до и после. - 2004. -�N 12. - С. 4-6
4. Сайт �Минобрнауки.РФ�- Национальная образовательная инициатива �Наша новая школа�.