Публикации Музыкально-теоретические, вокально-хоровые и исполнительские вопросы в произведении В.Калинникова " Жаворонок"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Музыкально-теоретические, вокально-хоровые и исполнительские вопросы в произведении В.Калинникова " Жаворонок"
Автор: Бондаренко Светлана Владимировна

Хоровое произведение «Жаворонок» было написано композитором Виктором Сергеевичем Калинниковым на слова русского поэта XIX века Василия Андреевича Жуковского.Виктор Сергеевич Калинников – замечательный хоровой композитор, выдающийся деятель русской музыкальной культуры. Обращение к творчеству Василия Андреевича Жуковского не случайно. По внутреннему складу своего дарования Калинников, прежде всего, лирик, поэтому в творчестве преобладают произведения лирического характера. Большое место среди них занимают произведения, посвященные образам русской природы. Часто эти образы связаны с человеком, с его мыслями, настроениями, с его отношением к природе, то есть одной из основных тем его творчества была тема «человек и природа». Эта тема является характерной для русского искусства вообще ,а для русского искусства XIX века в особенности. Интересно отметить, что все без исключения произведения Калинникова написаны на тексты только русских поэтов или на народные тексты, причем он использовал тексты выдающихся мастеров русского художественного слова – А.Пушкина, А.Плещеева, А.Толстого. Это говорит о большой требовательности Калинникова к содержанию текста и к его художественным достоинствам.У Жуковского природа наделена таинственной духовной жизнью, непонятной для разума человека, но смутно влекущей его в неведомый и чудесный мир. Картина именно такой природы раскрывается в произведении Виктора Калинникова «Жаворонок». По своему содержанию «Жаворонок» - эмоционально окрашенная пейзажная зарисовка. Это своего рода «песня», прославляющая Солнце и Весну, которая воплощена в образе жаворонка – символа прихода весны, пробуждения природы от долгой зимней спячки. Эта маленькая птичка является олицетворением пробуждения новых светлых чувств в человеке. Разными красками расцвечивает композитор звучание хора, изображая радостное чувство прихода весны.Произведение «Жаворонок» написано в простой двухчастной форме. Однородное настроение стихотворения Жуковского породило вторую часть в виде разработки – дополнения. Наглядно прослеживается тесная связь литературного и музыкального текста. От текста здесь зависит и определение характера музыки, ее настроения; музыка же, в свою очередь, способствует не только углубленному содержанию слов, но и их более яркому эмоционально – психологическому восприятию. Большую роль в передаче характера произведения играет ладотональный план. Светлый, яркий характер придает тональность Fdur (основная тональность), но в произведении присутствует большое количество отклонений, придающих соответствующую содержанию ту или иную окраску. I часть представляет собой модулирующий период: из Fdur в C - dur (тональность доминанты) + отклонение в a - moll в 10 такте. II часть начинается в одноименном миноре – fmoll, с последующим отклонением в amoll, затем в dmoll и возвращение в Fdur.Гармония в данном произведении достаточно разнообразная и насыщенная. Используются трезвучия, их обращения, альтерированные звуки. I часть начинается со вступления партий альтов, теноров и басов, которые выполняют функцию хоровой педали. На этом фоне звучит мелодический мотив – «интонации песни жаворонка», который проходит поочередно в париях сопрано и теноров (в имитационном изложении). В партии басов первые 10 т. – органный пункт на T.Как было сказано выше, I часть – модулирующий период, состоящий из двух предложений. Первое предложение ( с 1 по 17т.) рисует картину раннего утра: слышатся первые трели жаворонка на фоне безмятежного, пока еще спящего мира. Постепенно все живое начинается откликаться, но пока еще совсем осторожно. Фактура изложения с 10 по 17т. - гомофонно-гармоническая. Заканчивается первое предложения полной каденцией. Начало второго предложения повторяет начальный музыкальный материал первого предложения. Здесь мелодический мотив становится более «полетным» благодаря появлению более мелких длительностей – шестнадцатых. Заканчивается второе предложение и первая часть ярким утверждением прихода весны. С 27 такта развитие происходит в гомофонно-гармоническом складе.II часть является продолжением I части и носит разработочный характер. Мелодия II части имеет подголосочное развитие: ведущий напев в партии сопрано и его вариант в партиях альтов и теноров. В партии басов – органный пункт на V ступени. Завершает произведение кода, написанная в гомофонно-гармоническом складе. Здесь наступает кульминация всего произведения (49-53т.), песнь жаворонка приобретает гимнический характер.Все произведение написано в простом двухдольном размере – 2/4, схема дирижирования - по двухдольной схеме. Исключение составляет 31 такт, он написан в простом трехдольном размере – 3/4, схема дирижирования – по трехдольной схеме. Это метрическое изменение связано с выделением и утверждением поэтического словосочетания «приход весны».Исполняется произведении в темпе Andantino quasi allegretto (Живее, чем Andante почти оживленно, мм.90-94) без ускорения и замедления в развитии. Исключение составляет 40 и 41 такты, в которых стоит ritenuto (сдерживая). Оно вызвано стремлением композитора подчеркнуть литературный текст, его смысл, и прослушать гармонию. Ритм ровный, состоит из длительностей типисных для данного размера: половинные, четверть с точкой, четверти, восьмые, шестнадцатые.Звуковедениеlegato – сохраняется на протяжении всего произведения.Произведение написано в четырехголосном изложении с использованием divisi (кратковременного) в партиях альтов, теноров и басов. Правила письма соответствуют нормам: три верхних голоса имеют расстояние друг от друга не более октавы. Тип хора, для которого написана хоровая миниатюра – смешанный. Для исполнения этого произведения подходит камерный хор, для которого характерна классическая манера исполнения, ему под силу сложная классическая и современная хоровая литература. От каждого певца требуется обладание большой индивидуальной техникой и умением в единстве с другими голосами вести в общем ансамбле свою мелодическую линию.Общий диапазон всего произведения: от «b» большой октавы до «g» второй октавы.Диапазон партии сопрано: от «e» первой октавы до «g» второй октавы. Тесситура средняя, за исключением 43 такта - «e» первой октавы, что несколько низковато. Это неудобство компенсируется динамикой – «p» и пением данной ноты в унисон с партией альтов. Мелодическая линия подвижна, содержит скачки на кварту и квинту.Диапазон партии альтов: от «d» первой октавы до «h» первой октавы, причем присутствует divisi на первых и вторых альтов в 5 и 9 тактах. Тесситура средняя. Используется исключительно средний регистр, а мелодическая линия отличается наиболее плавным голосоведением.Диапазон партии теноров: от «g» малой октавы до «g» первой октавы, причем в партии присутствует divisi на два голоса: первых и вторых. Тесситура средняя, используется рабочий диапазон.Диапазон партии басов: от «b» большой октавы до «c» первой октавы, причем используется divisi. Тесситура средняя. Трудность при исполнении представляет октавные скачки, которые требуют единой манеры исполнения.О тесситурных условиях можно сказать, что они благоприятные в этом произведении. Ввиду того, что все партии находятся в почти одинаковых условиях, ансамбль в данном произведении будет естественный. Диапазон каждой партии практически соответствует их рабочему диапазону.Определенную трудность при исполнении составляет следующая фраза: «…песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий…». Это место нужно как следует проработать, добиться легкого, чистого звучания мелодической линии у партии сопрано и слаженного ансамбля между аккомпанирующими партиями.В партии басов следует обратить внимание на чистое исполнение октавных скачков, а также на словах «…весь светлый мир здесь…» - движение мелодии по хроматическим звукам требует особого внимания при исполнении.Также следует обратить внимание на эпизод «…так легко мне, так радушно…». При исполнении поющие должны очень хорошо ощущать смену тональности. Все ч.4 требуют устойчивого исполнения. Довольно часто встречающиеся «повторяющиеся» звуки нужно петь с тенденцией к «повышению», чтобы не терять интонационной остроты звука.Важное значение имеет работа над ансамблем, над всеми его видами: тембровый, динамический, вертикальный, ритмический, дикционный, а на втором плане – «хоровая педаль», которую исполняет партии альтов, басов и эпизодически то партия альтов, то теноров.Особую сложность в исполнении представляет работа над дикцией в хоре. При исполнении используется певческий вид произношения. Текст произносится мягко, но четко, не выделяя безударных окончаний слов, связывая при этом характер певческой дикции с характером произведения. Согласные, окончившие слог в середине слова, переносятся к следующему слогу, а окончившие слово – к следующему слову.Две гласные буквы на стыке слов между собой отделяются цезурой. (На со-нце те-мны-йле-сза-рдел…»).Также от поющих требуется четкое, утрированное произношение буквы «Р» (зардел, пар, жаворонок, в лазури).Динамика в произведении – подвижная: от «pp» до «f», с использованием сложных нюансов – cresc. и dim. Главная причина этому – характер произведения, его содержание.Кульминация произведения начинает подготавливаться уже с 43 такта. Задача дирижера: так распределить динамическое построение, фразы (заключительной), чтобы ярче всех прозвучали заключительные слова.При исполнении данного произведения одна из главных задач дирижера – создать художественный образ, который воплотил Виктор Калинников в этой музыке. Целостность исполнения – результат совершенного выявления идеи произведения, охвата его художественной формы.Произведение – «Жаворонок» полезно в учебном процессе при работе над показом дробленого вступления, над дирижерским жестом legato.