Публикации Исследовательский проект на тему: «Модель учителя XXI века»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследовательский проект на тему: «Модель учителя XXI века»
Автор: Геворкян Светлана Михайловна

Исследовательский проект на тему:«Модель учителя XXI века»Введение……………………………………….. ………………………31. Понятие «Идеальный учитель» в истории человечества………......61.1. Характеристика идеального учителя в педагогической науке......61.2. Представление об учителе в кинематографе двух веков………...92. Экспериментальная работа………………………………………….12Заключение………………………………………………………………17Литература……………………………………………………………….18Приложение ..............................................................................................19Введение.Актуальность: Мы каждый день встречаемся с учителями, общаемся, получаем знания и совсем уже привыкли к постоянному присутствию их в нашей жизни. Но при этом совсем не задумываемся о важности этого присутствия и о том, какую роль играет учитель в жизни каждого человека.С начала пандемии COVID-19 возросло внимание общества к роли учителя. Учителя, как и врачи, оказались в экстремальных условиях неопределенности, в которой им пришлось делать первые шаги. Благодаря оперативной деятельности учительского сообщества был осуществлен переход на дистанционное обучение школьников, внедрены в практику образования инновационные методы обучения. За этим стоит огромный труд педагогов. Случившееся послужило поводом вспомнить о важнейшей роли педагога и о том, кто он – идеальный учитель XXI века.На протяжении всей истории образования ученые обращались к проблеме учителя, к тому, каким он должен быть, какими профессиональными качествами, а также личностными характеристиками он должен обладать. По мере изменения общества менялся и образ идеального учителя. Но одно всегда оставалось неизменным - учитель всегда являлся примером для подражания своими знаниями, умениями, позицией в обществе. Мы часто слышим от наших родителей, что раньше учиться было сложнее, что учителя были другими. Родители вспоминают яркие моменты своей школьной жизни, своих учителей, часто называя их идеалом, на который они хотели быть похожими.XXI век характеризуется быстрыми темпами изменений во всех сферах человеческой жизни. С изменениями в обществе меняются требования, предъявляемые к учителю. На их плечи ложится трудное время перемен, изменения: в содержании образования, новые программы, учебники, вынужденный переход на дистанционное обучение. Все это обращает на себя пристальное внимание общественности, родителей, прессы, социальных сетей к профессии учителя.Об этом свидетельствует и создание Закона «О статусе педагога» [1]. Этим документом правительство обозначила четкую позицию: учитель одним из первых влияет на развитие человеческого капитала страны, а потому заслуживает высокого статуса и всяческого содействия государства в его нелегком деле.Учитель осуществляет связь времен, поколений, передает основы культуры, опыта. На него ложится большая ответственность в деле воспитания детей. Как учитель справляется с возложенными на него обязанностями и требованиями, чтобы остаться в памяти идеальным, что вкладывается в это понятие? Это актуальные вопросы, требующие ответа. Исходя из вышеизложенного, исследуем представление об идеальном учителе в гимназии №63.Гипотеза исследования: положительный образ учителя в кинематографе соответствует реальным представлениям школьников об идеальном учителе, так как является отражением общественного мнения по данной теме.Целью исследования является формирование модели идеального учителя XXI века.Объект исследования: процесс взаимодействия общества с учителем.Предмет исследования: идеальный учитель XXI века.Задачи исследования:
  • изучить литературные источники по теме исследования;
  • проанализировать содержание кинофильмов об учителе XX века и XXI века;
  • провести анкетирование для выявления образа идеального
  • учителя XXI века;
  • составить модель идеального учителя XXI века.
  • Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, моделирование;практические: анкетирование, наблюдение.Используемые методики:Анкета «Портрет моего Учителя» (Приложение №1),Анкета «Портрет идеального Учителя» (Приложение №2)Этапы исследования:
  • Подготовительный этап: работа с литературой по теме, сбор информации.
  • Основной этап: сбор информации из кинофильмов, анкетирование, анализ анкет, составление «Портрета идеального Учителя», оформление работы в виде презентации.
  • Заключительный этап: презентация проекта.
  • Ресурсы, необходимые для реализации проекта1. Понятие «Идеальный учитель» в истории человечества1.1. Характеристика идеального учителя в педагогической наукеКто такой идеальный учитель? Профессия учителя одна из самых древних, поэтому нам думается, что ответ на этот вопрос можно найти в истории человечества. Для ответа на этот нами были изучены педагогические источники и интернет источники.Дадим определение основным рассматриваемым понятиям: учитель, педагог, идеал. В Толковом словаре Ожегова С.И. дается такое определение понятию «учитель- это лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель [2].Ефремова Т.Ю. в своем толковом словаре языка дает более развернутое определение, обозначает понятие учитель как человека, кто занимается преподаванием какого-либо предмета в школе; преподаватель, тот, кто научил или учит чему-либо, кто оказывает или оказывал влияние на развитие кого-либо, чего-либо; воспитатель, наставник [3].В педагогической литературе дается такое толкование понятия «педагог» - лицо, ведущее практическую работу в области воспитания и обучения: учитель школы, воспитатель дошкольного учреждения или детского дома, преподаватель лицея, колледжа, техникума, вуза и т. д. [4].В истории человечества в разные исторические эпохи к учителям предъявлялись требования в соответствии с определенной эпохой и накопленным человечеством опытом, так как основная функция учителя была передача имеющейся культуры.Учителями в первобытном обществе были старички лет 20-25, они уже не могли охотиться и вынужденно оставались у костра на стойбище становились рассказчиками и учителями для юных: учили их правилам охоты, в лесу, в поле, подражать голосам зверей и птиц, плести ловушки.И если в рабовладельческом обществе от учителя требовалось знание основ арифметики, астрономии, музыки, умение преподнести материал в готовом виде, организовать диспуты (Афины, Греция), то уже учитель эпохи Возрождения должны были представлять педагогический идеал – рыцарское воспитание, овладение различными умениями и навыками, широкой культурой и высокой нравственности.Представители эпохи просвещения Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци сформулировали требования к нравственному облику учителя, выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум.Они считали, что учитель должен быть лишен человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества. В связи с этим истинный педагог должен уметь в любом ребенке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировать идеи трудового и нравственного воспитания.В разные исторические периоды изменялись функции учителя, а к его личности предъявлялись все новые требования. Известные педагоги В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др. предъявляли высокие требования к личности учителя, как руководителя и организатора воспитания и обучения. Каждая историческая эпоха вырабатывает определенный образ и требования к учителю, опыт, который для нас важен и ценен.Понятие «идеал» греческого происхождения дословно происходит от слова idea – идея. Определение понятия «идеал» сходятся во многих источниках к следующему – это высшая, трудно достижимая степень совершенства в чем-нибудь, мыслимый предел стремлений, желаний.Педагогический энциклопедический словарь утверждает, что идеал - это индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей [5].Идеал учителя как нельзя лучше определяется таким стандартом, касается личных качеств и способностей.В педагогике Коджаспировой Г.М. описаны качества учителя, предпочитаемого детьми:- личностные качества: доброта, жизнерадостность, уравновешенность, дружеская расположенность, умение понять и доверять, уважение к личности и человеческому достоинству, толерантность, тактичность, честность, чувство юмора;- организационные качества: демократичность, коллегиальность и сотрудничество, справедливость, последовательность, стремление помочь, энтузиазм, ответственность;- деловые качества: знание своего предмета, умение заинтересовать, умение ясно и интересно объяснять;- внешний вид: хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность [6]. Изучив различные источники можно определить,что педагогическая профессия относится к типу «Человек-Человек». Согласно Е.А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хорошо помнить и держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей и т.д. Человеку этой профессиональной схемы свойственны:
  • умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»;
  • умение слушать и выслушивать;
  • широкий кругозор; речевая (коммуникативная) культура;
  • «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»;
  • «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может, стать лучше»; способность сопереживания;
  • наблюдательность;
  • «глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»;
  • решение нестандартных ситуаций;
  • высокая степень саморегуляции [7].
  • Такие характеристики идеального учителя относятся к 21 веку, представлены в литературе. Расходятся ли они с современными представлениями – это и предстоит нам узнать.1.2. Представление об учителе в кинематографе двух вековДля формирования представления об учителе XX и XXI веков были просмотрены художественные фильмы советского и современного кинематографа (фильмография – приложение 1). Представив эволюцию учителя на экране, выявились черты характера разных учителей, наблюдая за их взаимодействием с учениками, поведением в конфликтных ситуациях, решением трудных вопросов , не сложился единый образ учителя, так как каждый из них был как бы отражением того времени, и условий в котором жил и работал.Так, например, учитель Дюйшен из фильма «Первый учитель» по одноименной повести Ч. Айтматова, можно сказать, сражается с безграмотностью в первые годы советской власти в начале XX века, допускает ошибки, но стойко переносит критические моменты. Он предан своему делу до фанатизма и не боится расстаться с жизнью ради своих идеалов.Учитель начальных классов Анна Ивановна из фильма «Первоклассница» предстает перед нами как идеал понимающей, строгой, статной, владеющей собой, справляющейся с любой конфликтной ситуацией в классе. Нам кажется, что она воплощает саму справедливость, абсолютное спокойствие, непререкаемое совершенство. Анна Ивановна пользуется уважением и совершенным авторитетом среди учениц и родителей.В противоположность Анне Ивановне нас разочаровывает учительница немецкого языка Мария Павловна из фильма «А если это любовь?». Злобная дама, которая знает как лучше и не терпит пререканий, боится всего нового, создает не разрешаемый конфликт. Почему она такая, что привело ее к такому злобному отношению к подросткам?Фильм «Доживем до понедельника» с главным героем - учителем истории Ильей Семеновичем возвращает нам надежду на наличие понимающего, иногда сомневающегося, интересующегося школьниками, позволяющего своим ученикам выбрать стратегию поведения, практически идеального учителя того времени. Фильм создан в расцвет советской эпохи, когда авторитет учителя имел большой вес.Учитель 70-х годов XX века представлен разнопланово. Это легкий и веселый учитель пения Ефрем Николаевич из одноименного фильма «Учитель пения», и справедливый, переживающий за школьников, терпимый, уважающий талант ученика директор школы Борис Николаевич, который одновременно является и родителем и учителем в фильме «Дневник директора школы», и Виталий Павлович учитель английского, который символизирует доброту, сочувствие, порядочность из фильма «Перевод с английского», и целая группа учителей и студентов-практикантов находящих общий язык друг с другом и школьниками в фильме «Это мы не проходили».Невероятные эмоции появляются после просмотра фильма «Расписание на послезавтра», не верится, что такие учителя были или бывают. Это что-то из области фантастики: Антонина Сергеевна, Зинаида Ивановна, Игорь Николаевич, Олег Павлович, Семен Семенович, Андрей Андреевич – учителя, горящие одними идеями с учениками. И, кажется вот такими должны быть идеальные отношения с идеальными учителями.И как же ломается наше представление о красоте профессии учителя после просмотра фильма «Розыгрыш». Марья Васильевна Девятова - строгий, но ироничный интеллектуал с твёрдыми убеждениями. Сложные отношения с учениками ставят нас в тупик при рассмотрении вопроса идеального учителя в фильме «Дорогая Елена Сергеевна» Образ учителя растоптан вместе с социалистическим строем, в эпоху перестройки и перехода к новым рыночным на тот момент отношениям. Вседозволенность, свобода слова привели к жесткой критике учителя, вскрыли на показ его слабые стороны. Жестокость «детей Перестройки» противопоставили учительской наивности. В фильме читается попытка достучаться до молодых, которые где-то прочли, что безнаказанность и цинизм есть ценности цивилизованного общества.Фильм «Училка» вызывает смешанные чувства. Из положительных качеств учителя истории Аллы Николаевны мы выделяем интерес к собственному предмету, ответственность, самообладание, чувство юмора и способность поставить человека на место. В тоже время, она, сорок лет проработавшая в школе, противоречит своим идеалам: находясь на пике нервного срыва, унижает весь класс, а через минуту с пафосом выговаривает ученику, что нельзя плевать на общество. Нас удивляет, что она, воспитанная на идеалах советской школы «сломалась» под натиском сложившихся условий, превратилась в маленького человека, который только с оружием в руках «расправляет крылья». Фильм заставляет задуматься: если последним средством привлечения внимания остаётся пистолет, а основой уважения — физическое превосходство, страх быть убитым или униженным, к чему придёт наше общество?В целом можно считать, что кино, современное средства массовой информации формируют отношение общества к учителю. Печален тот факт, что сегодня к учителю относятся как к услугодателю, с пренебрежением. К сожалению, в XXI веке так и не нашлось фильмов, которые бы поднимали статус современного учителя, что идет в разрез с Законом.2. Экспериментальная работаДля составления «Портрета идеального Учителя» глазами учеников, учителей и выпускников школы №63 было проведено анкетирование с целью выявления наиболее востребованных качеств идеального учителя.В анкетировании участвовали 99 человек. Было предложено ответить на вопросы двух анкет. Первая содержала перечень характеристик учителя, у которого с учатся школьники. Необходимо было оценить наличие каждого качества у учителя от 0 до 5 баллов. Таким образом, мы составили общий «Портрет моего Учителя», учителя нашей школы.Вторая анкета содержала перечень характеристики учителя, у которого школьникам хотелось бы учиться. Предлагалось отметить те характеристики, которые являются, по мнению опрашиваемых, наиболее важными и вписать свой вариант характеристик. Таким образом, мы составили обобщенный «Портрет идеального Учителя, у которого опрашиваемые хотят учиться».Проанализировав данные анкетирования и составив таблицы и диаграммы, характеризующие современного учителя и идеального учителя-видим.В первой анкете все предложенные характеристики личности учителя были разбиты на группы качеств, такие как общечеловеческие и профессиональные (приложение 2, 3).Среди общечеловеческих качеств учителя в десятку лидеров, набравших больше всего баллов, по мнению опрашиваемых, вошли такие как:Респонденты отмечают высокий уровень присутствия этих качеств у современных учителей (приложение 4).В тоже время отмечают наименьшее присутствие таких качеств как:Анализ показал, что в личности учителя опрашиваемые ученики ценят простые качества, быстро их распознают, лучше воспринимают. Возможно сложные качества, такие как патриотизм, демократизм, гуманизм, в современных условиях дистанционного обучения остаются труднораспознаваемы, мало проявляемы. Профессиональные качества учителя оценены опрашиваемыми таким образом (приложение 5):- в число лидеров вошли такие, как:Наименьшее количество баллов набрали такие качества как:Такими видят ученики своих учителей. Эти данные не дают возможности составить портрет идеального учителя. Поэтому предложим опрашиваемым определить – какими качествами, по их мнению, должен обладать современный учитель?Результаты анкетирования показали, что среди общечеловеческих качеств, которые должны быть присущи идеальному учителю, респонденты на первое место ставят - толерантное (терпимое) отношение к представителям других национальностей и религиозных вероисповеданий (90,6% выбора), на второе место определяют - организованность, ответственность, доверие (87,5%), на третье место - любовь к детям, тактичность, уважительность (84,4%) (приложение 6).Опрашиваемые считают, что идеальному учителю сегодня менее всего должны быть свойственно такое качество, как: пессимистичность (15,6%),Среди профессиональных качеств, желаемых в идеальном учителе, респонденты на первое место ставят - интересное преподавание предмета и умение разрешать конфликтные ситуации (87,5%). Среди предпочитаемых оказались и такие характеристики, как упорство в доведении начатого дела до конца и эстетическое и содержательное оформление класса (81,25%) (приложение 7).В своих вариантах ответов респонденты описывали такие характеристики и требования как: - нормальный учитель, умеющий преподнести информацию в интересном виде; - хороший, добрый демократичный; - заинтересованный в своем предмете, позитивно настроенный, понимающий; - чтобы мог найти общий язык с детьми, образованный, умел договариваться, знал свой предмет и умел интересно и оригинально его донести.Не представляют опрашиваемые в идеальном учителе такие качества, как жесткость характера (31,5%), снисходительность (нестрогий, не требовательный) (43,75%).Интересно, что опрашиваемые респонденты женского пола чаще выделяли в качестве предпочитаемых такие качества, как любовь к детям, ласковость, мягкость характера, заботливость, душевность. Представители же мужского пола, в качестве предпочитаемых, выделяли организованность, сообразительность, принципиальность, честность.Из отмеченных и предложенных характеристик получился общий портрет идеального учителя XXI века который представлен в виде схемы.Схема «Портрет идеального учителя XXI века»ЗаключениеВыводыАнализ всей деятельности по реализации проекта позволяет сделать вывод, что характеристики идеального учителя меняются в связи с изменениями, происходящими в обществе, в истории. Требования к учителю становятся шире. Каждая историческая эпоха вырабатывает определенный образ и требования к учителю, опыт, который для нас важен и ценен.Кино, современные средства массовой информации формируют отношение общества к учителю. К сожалению, моя гипотеза не подтвердилась. Фильмы XXI века разрушают сложившееся представление об идеале учителя, не способствуют поднятию статуса современного педагога, что отрицательно сказывается на формировании мировоззрения молодежи и, в итоге, на выборе педагогической деятельности как перспективной профессии. Эта проблема остается актуальной и требует решения на уровне государства.По результатам исследования видно, что представления учащихся об учителе, у которого они учатся сейчас и об идеальном учителе незначительно отличаются друг от друга и в некоторых аспектах совпадают полностью. Тем не менее, у каждого человека существует свое представление об идеальном педагоге и каждый придерживается своего мнения.Идеального учителя не существует. Это цель, к которой должен стремиться современный учитель. Людям, которые выберут в будущем педагогическую деятельность, уже сейчас надо начинать работать над собой, чтобы соответствовать, приблизиться к модели идеального учителя.Список литературы:
  • 1.Толковый словарь Ожегова
  • 2. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
  • 3.Хмель Н.Д., Хайруллин Г.Т., Муканова Б.И. Педагогика. - Алматы: Print-S, 2005. — 364 б.
  • 4.Педагогический энциклопедический словарь
  • 5.Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. – М., 2016. – 245с.
  • 6.Коконова, Е. А. Портрет идеального учителя глазами будущих педагогов с точки зрения психологии / Е. А. Коконова, Л. Н. Каянович. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1250-1254.
  • 7.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М., 2004.
  • ПриложениеПриложение 1Фильмография«Первый учитель» «Первоклассница» «А если это любовь?» «Доживем до понедельника» «Учитель пения» -«Дневник директора школы» «Ключ без права передачи» «Перевод с английского» «Это мы не проходили» «Расписание на послезавтра» «Розыгрыш» «Дорогая Елена Сергеевна» Приложение 2Анкета «Портрет моего Учителя»Приложение 3Анкета «Портрет идеального Учителя»Приложение 4 Диаграмма 1Приложение 5Диаграмма 2Приложение 6Диаграмма 3Приложение 7Диаграмма 4