Публикации
Инновации в образовании при работе с детьми ОВЗ. Игровая технология.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновации в образовании при работе с детьми ОВЗ. Игровая технология.
Автор: Ольга Ивановна Богомолова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновации в образовании при работе с детьми ОВЗ. Игровая технология.
Автор: Ольга Ивановна Богомолова
Тема: Инновации в образовании при работе с детьми ОВЗ. Игровая технология.2023 Игровая технология «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток пытливости и любознательности» говорил В.А.СухомлинскийДети с ограниченными возможностями здоровья — это уникальные дети, к которым просто необходим индивидуальный подход. При работе с детьми с ОВЗ применяются самые различные технологии: например, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, коррекционно-развивающие. Грамотное и обдуманное сочетание традиционных и инновационных технологий способствует развитию у учеников познавательной активности, мотивации к учебе. В обучении детей с ОВЗ традиционные технологии являются основными. Они помогают детям расширить и закрепить речевые навыков, развивать представления о числах, познавательную активность, память, мышление, а также способствуют развитию общего кругозора. Но наибольший интерес у ребенка вызывают игровые технологии. Игра — один из наиважнейших методов, способствующих всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка. Игра помогает развивать физические, умственные, эмоциональные качества. При правильном подборе игр, их последовательности и системности использования можно добиться гарантированного результата в обучении. Проблема внедрения игровых технологий в образовательный процесс не нова. Проблему игровой деятельности разрабатывали такие ученые как К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др. Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ являются эффективным методом и средством обучения, с помощью которого обыденный процесс обучения превращается в нечто интересное, красочное и удивительное, что непременно вызовет восторг у ребенка. Для того, чтобы занятия вызывали интерес и приносили положительные результаты необходимо применение различных материалов: игрушек, реальных предметов, конструкторов, головоломок, карандашей, красок и др. Игровые технологии — составное звено педагогических технологий. Главной и существенной чертой педагогической игры является наличие педагогической цели и соответствующий ей результат. Внедряя игровые технологии, педагог делает процесс получения новых знаний и умений более увлекательным. Можно выделить несколько основных функций игры: развлекательная — это одна из самых основных функций, ведь игра направлена на то, чтобы развлечь ребенка, порадовать, доставить ему удовольствие; коммуникативная-ребенок, общаясь в процессе игры, развивает свои коммуникативные умения; функция социализации, ее суть заключена в том, что играя, ребенок познает социальные роли и их отношения; игротерапевтическую, то есть способствует преодолению различных трудностей; диагностическую-помогает выявить различные отклонения от нормы; функцию коррекции-является важнейшим инструментом, с помощью которого можно внести позитивные изменения в личность. Также можно выделить некоторые характеристики педагогических игр: четко заданная цель, учебно-познавательная направленность, возможность подведения итогов и оценивания, педагогический результат, который соответствует цели. При подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования: одно из основных-наличие сюжета, который будет мотивировать всех участников на достижение цели игры. Очень важно при подборе игры учитывать структуру дефекта. Еще одним требованием является включенность каждого ребенка в игровую ситуацию, то есть игра должна предусматривать возможность выполнения действий каждым участником. К немаловажным требованиям можно отнести и доступность игры каждому участнику, но в то же время она должна в себя включать некоторые сложности, способствующие выработке новых навыков и умений. Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий, для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей ,путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.Задачи игровой технологии:1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность. Основные принципы организации игры:Отсутствие принуждения Развитие игровой динамики Поддержание игровой атмосферы Переход от простейших игр к сложным Поддержания – к игровой инициативе Взаимосвязь игровой и учебной деятельности Углубление содержания игровых заданий Спектр целевых ориентаций игровой технологии:• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, , формирование определённых умений и навыков, развитие общеучебных умений и навыков;• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, , воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии;• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, позволяют:-проводить уроки в нетрадиционной форме;-дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;-развивать коммуникативные навыки учащихся;-облегчать решение учебной задачи;-вовлекать всех учащихся в учебный процесс;-практически закреплять полученные знания;-расширять кругозор детей;-формировать навык совместной деятельности.Игра выполняет такие важнейшие функции, как:- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);- коммуникативную: освоение диалектики общения;- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;- межнациональную: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;2) доступность для учащихся данного возраста;3) умеренность в использовании игр на уроках.Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:1) ролевые игры на уроке;2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок — соревнование, урок — конкурс, урок — путешествие.);3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.Примеры игр для детей ОВЗ на уроке русского языка.Игра «Магазин игрушек»Цель: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.Ход игры. Учащиеся должны разложить игрушки по корзинам. В корзину с красным кружком помещают игрушки, названия которых начинаются с гласного звука. В корзину с синим кружком помещают игрушки, названия которых начинаются с согласного звука.Игра «Построим пирамидку»Цель: Развитие умения определять количество звуков в слове.Ход игры. Среди картинок учащиеся находят сначала те, в названиях которых 3, затем 4 и 5 звуков. Выбирают букву, соответствующую каждому звуку. Буквы одного слова выделены одним цветом. Игра «Твёрдый – мягкий».Цель: Развивать фонематический слух. Ход игры: Поднимите синюю карточку, если в слове услышите [н], зелёную – [н’].Слова: сон, линь, сосна, снег, встань, лень, Наташа, Нина.Игра сама по себе универсальный стимулятор. Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ являются эффективным обучающим инструментом, который понятен и интересен обучающимся. Главное, в поддержании игрового интереса чуткость, наблюдательность педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом. Для того, чтобы занятия вызывали интерес и приносили положительные результаты я применяю различные материалы: игрушки, реальные предметы, конструкторы, головоломки, карандаши, краски, пластилин, мозаики, книги, иллюстрации, песок, и др.Каждый вид игры выполняет специфические функции. Я использую всевозможные игры в зависимости от темы урока, и исходя из конкретных задач коррекции данного ребенка. Цель игры – помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки, трудности и успехи.Хорошо, чтобы игра была занимательной, интересной и чтобы она действительно была игрой, а не уроком, - тогда ребенок не заметит, что его учат, а знания его будут крепнуть и углубляться. Процесс обучения посредством игры надолго увлекает их, ненавязчиво захватывает все внимание, поднимает настроение. Помимо этого у детей формируется учебная мотивация, благодаря чему учащиеся с удовольствием выполняют поставленные задачи.Чем интереснее игровые действия, которые учитель использует на уроках и во внеклассных мероприятиях, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ Интернет источник: Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2018. «Евразийский Научный Журнал №6 2018» (июнь, 2018) Издательство «Глобус» , 2019 г. Левитас Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии: книга для учителя. Мурманск. 2020 г.