Публикации "Обучение грамоте детей с СНР на логопедических занятиях"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Обучение грамоте детей с СНР на логопедических занятиях"
Автор: Мацкевич Людмила Владимировна

В современном мире социальный заказ родителей, обучающих детей в коррекционных образовательных учреждениях: овладение навыками письма, чтения, счета. Порой, это не только сложно, но и вовсе невозможно. Некоторые дети абсолютно не могут запомнить зрительный образ буквы. Но чтобы хоть немного приблизиться к заветной цели, приходится использовать всевозможные методы и способы. Исследования потенциальных возможностей тяжело умственно отсталых детей показывает, что у них наиболее сохранна зрительная механическая память. Это обусловило выбор логопедической помощи детям через обучение чтению глобальным методом. В методике глобального чтения единицей чтения является слово, а не отдельно взятая БУКВА или СЛОГ. Такая методика предполагает, что для начального этапа обучения выбираются простые слова, обозначающие предметы, хорошо знакомые ребенку. Таблички с названиями предметов ребенок учится соотносить с картинками, изображающими эти предметы. При таком подходе слово запоминается ребенком целиком, как единый графический образ. Достоинства этой методики очевидны: – вся предназначенная для усвоения информация представлена в зрительном поле ребенка, что обеспечивает: концентрацию его внимания, моментальное зрительное восприятие и непроизвольное зрительное запоминание, соотнесение слова с изображением предмета, которое оно обозначает, что и обеспечивает чтению осмысленность. Параллельно с глобальным чтением слов дети учились произносить звуки, узнавать и печатать буквы. Графическое изображение каждого изученного звука (буквы) также закрепляется.Узнавание, складывание, называние слогов и слов с изученными буквами позволило детям приблизиться к начальному навыку звукобуквенного анализа. Недавно я опробовала ещё один метод. Он комбинированный, сочетающий в себе различные методики. Несколько лет назад я рассказывала о методиках вызывания речи у детей, за это время я их все опробовала и выбрала наиболее работающие приемы, а также стала применять их в обучении грамоте. Этот способ предполагает закрепление образа буквы с помощью зрительных и жестовых подсказок. Я использовала символы звуков Жанны Травкиной (по методам Новиковой-Иванцовой). На данных карточках крупно изображены символы звуков, непосредственно сама буква - значительно меньше. На занятии я знакомлю ребёнка с новым звуком, сопровождаю его соответствующим жестом. Так ребёнок запоминает гораздо легче. Пройденные звуки повторяются на каждом занятии, до тех пор, пока он их не запомнит. Затем они объединяются в слоги и небольшие слова. На видео мы можем увидеть детей, которые никак не могут усвоить графический образ буквы, но видя эти подсказки, начинают понемногу читать. Для следующего этапа мне понадобилось пособие “Лента букв”, на котором непосредственно сама буква изображена крупным планом, а зрительная подсказка значительно уменьшена, что позволяет перевести внимание именно букву. У данного пособия несколько функций: 1. Это и лента букв 2. Это органайзер для хранения карточек, которые снимаются и используются для чтения или звуко-буквенного анализа. Что касается звуко-буквенного анализа: для этого этапа я использую звуковые домики. Чтобы понять гласный звук или согласный, мы снимаем карточку с ленты букв и определяем: поёт звук или шумит. Обращаем внимание на символы домиков: в красном домике живут звуки, которые поют, рот открыт, звуку не мешают ни зубы, ни губы и т.д. Это гласные звуки. Обязательно их пропеваем, лучше все шесть. В синем домике живут звуки, которые шумят. Почему шумят? Губки мешают и т.д. А если звук живёт в синем домике, то мы его обозначаем синим цветом, если в красном, то красным. На видео можно увидеть как ребёнок уже достаточно уверенно определяет гласный звук или согласный и выполняет простой звуко-буквенный анализ. В заключении, я хочу сказать, что пригодятся ли детям эти навыки или нет не известно, но тот факт, что родители видят хоть какие-то положительные результаты в чтении - это уже плюс. А на войне, как говорится, все средства хороши. Так что будем и дальше придумывать способы, чтобы показать свою работу. Спасибо за внимание!