Публикации "Городовичок: Расскажу о городе с любовью"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Городовичок: Расскажу о городе с любовью"
Автор: Светлана Владимировна Бутенко

Родина... она начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота. Дети дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут, — это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убранства, скульптура. Дети начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Старшие дошкольники становятся способны к проявлению соответствующей их возможностям социальной активности, обращенной к городу и горожанам, — совместному со взрослыми участию в социально значимых делах, акциях (посильная уборка участка детского сада, поздравление ветеранов, приглашение в детский сад пожилых людей, живущих в микрорайоне и пр.). Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться своей семьей, с детским садом, своей улицей, районом, городом, областью.В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены разнообразные развивающие эффекты специфически «дошкольных» видов деятельности, в первую очередь, игры в многообразии ее форм. Педагоги во все времена отмечали игровую деятельность как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Ничто так не закрепляет знания детей, как игра. Трудности в ознакомлении детей с культурой и историей родного города вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Наши наблюдения показали, что развитие у современных дошкольников представлений о родном крае, о малой родине, отношение к ней зависят от позиции близких взрослых – родителей и педагогов. Теоретическое и практическое исследование этой проблемы, а также отсутствие пособия содержащего в себе все разделы по краеведению, натолкнуло нашу творческую группу на мысль о самостоятельном изготовлении методического комплекта «Городовичок: Расскажу о городе с любовью». Задания и упражнения направлены не только на развитие представлений о семье, родном городе и крае, но и на развитие речевой активности детей, расширении словарного запаса. Пособие составлено по возрастным группам. Оно охватывает четыре возрастных периода развития детей: вторая младшая группа 3-4 года; средняя группа 4-5 лет; старший дошкольный возраст – 5-6 лет; и подготовительная к школе группа 6-7 лет. Пособием определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по секторам:1сектор: «Вместе дружная семья»;2 сектор: «Вот эта улица, вот этот дом»; «Город, в котором я живу»;3 сектор: «Природа нашего края»Именно в детском саду закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края, как окружающего ребенка микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка. Методы краеведческой работы: творческие, словесные, наглядные, практические. Их разнообразие, правильный выбор, использование делает краеведческую работу более эффективной.Учитывая, что игра является самым любимым и желанным видом детской деятельности и имеет огромное развивающее значение, несложно понять, в чем заключается ее волшебная сила. В процессе игры ребёнок приобретает новые знания и умения. Вариативность форм и способов подачи материала; ориентация на обучение с опережением; увлекательность содержания; нацеленность на развитие мыслительных способностей. К нашему пособию была разработана картотека дидактических игр, с учетом возраста детей. При использовании представленных игр следует придерживаться определенных принципов:1. Опираться на уже имеющиеся у детей знания;2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была доступна детям;3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;4. Постепенно усложнять задачу и игровые действия;5. Конкретно и четко объяснять правила игры.Создан ряд картотек:
  • пальчиковых игр;
  • физминутки;
  • стихи про г. Новосибирск;
  • подборка интересных фактов про г. Новосибирск;
  • достопримечательности г. Новосибирска;
  • почетные люди г. Новосибирска.
  • Система работы не ставит цель достичь высоких результатов за короткий отрезок времени путем форсирования процесса формирования основ краеведения у дошкольников, проявлению любви и преданности родному краю. Главное – помочь детям максимально развить их интеллектуальный и творческий потенциал, максимально использовать образовательный и воспитательный потенциал краеведения, чтобы, взрослея, каждый из них смог проявить их собственные потенциальные возможности.