Публикации ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ)»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ)»
Автор: Найденова Наталия Николаевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГООБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ)»Н.Н.НайденоваОбразование вне диалога превращается в искусственную, мёртвую систему. М.М.БахтинКонец ХХ в. начало ХХI в. часто называют временем диалога. В экономике и политике, культуре и педагогике монологическое стремление к отстаиванию одной истины уступает место диалогическому сознанию и мышлению. Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. Существует множество технологий и методик изучения иностранных языков. Ихмногообразие обусловлено сложностью процесса обучения, и отсутствием универсальныхметодик подходящих для каждого обучающегося и для каждой задачи, стоящей перед педагогом истудентом. В настоящее время в учебных заведениях всё шире используется проблемноеобучение. Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Технология проблемно – диалогического обучения отвечает требованиям ФГОС СПО, т.к. формирует, прежде всего, регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая умение решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других УУД: коммуникативных, познавательных, личностных. Более того, проблемный урок обеспечивает тройной эффект: качественное усвоение знаний, развитие интеллекта, творческих способностей и воспитание активной личности.Поэтому особую актуальность в настоящее время приобретает внедрение технологиипроблемного обучения, разработка критериев эффективности современного урока, а такжепрогнозирование развития проблемного обучения в педагогике [2].Основная цель проблемного обучения – развитие всех сторон личности обучающегося,формирование у него интереса к познанию, способности к творчеству, готовности ксаморазвитию. Проблемное обучение относят к новым образовательным технологиям. Одним из методов проблемной технологии является метод проблемно–диалогического обучения. Основная особенность этого метода заключается в том, что новыезнания не даются в готовом виде. В процессе обучения студенты усваивают лучше то, чтооткрыли сами и выразили по-своему. На таких уроках обучающиеся больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют,проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер. Метод проблемно-диалогического обучения готовит обучающихся к поиску самостоятельного решения [2].Проблемное обучение преследует две цели:1. формирование у студентов необходимую систему знаний, умений, навыков.2. достижение высокого уровня умственного развития обучающихся.Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессепроблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активнойпоисковой деятельности обучающихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач. Проблемный подход при обучении английскому языку может осуществляться по всемвидам речевой деятельности (устной речи, чтению, письму). На каждом этом этапе можетиспользоваться система упражнений, в основе которой заложена проблемная ситуация. Привыполнении этих упражнений огромную роль играет зрительная и слуховая наглядность,которая позволяет разнообразить варианты проблемных ситуаций.Так, например, при обучении диалогической речи по темам: «Ведение переговоров», «Телефонные переговоры», «Разрешение конфликтных ситуаций» и т.д. я использую упражнения, построенные по «модели коммуникативной ситуации».Весь цикл обучения диалогической речи по этой модели содержит пять этапов:1. Предъявление модели2. Контроль понимания3. Подготовка к воспроизведению диалога4. Полусвободное говорение5. Свободное говорение, то есть самостоятельное высказывание в объеме лексико-грамматического материала по этим темам. Задача первого этапа — показать обучающимся, о чем они будут говорить в связи с даннойситуацией, и добиться понимания речи диктора или преподавателя. Целью работы на второмэтапе является проверка понимания содержания диалога действующих лиц. На четвертом этапепри сохранении аналогичной ситуации, вносятся некоторые изменения. Так, например, вмикродиалоге «Телефонные переговоры» студенты заменяют лексику, обозначающую банковскую терминологию. Пятый этап — завершающий. Это свободное говорение. Студентыбеседуют друг с другом на выбранные темы [3]. Для выполнения упражнений с использованием модели коммуникативной ситуациинеобходимо создать следующие условия:студенты должны быть подготовлены к этой работе, то есть они должныуметь реализовать уже известные им речевые образцы и лексические единицы в данномдиалоге (получить настрой);• преподаватель сам должен заранее подготовить необходимые картинки,речевые клише. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалогсостоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают обучающемуся работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы учащиеся осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения преподаватель побуждает студентов выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление обучающихся. На этапе постановки проблемы преподаватель пошагово подводит студентов к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию [1]. Проблемный диалог имеет и свои языковые трудности в силу целого ряда причин, обусловленных разного рода языковыми трудностями. К языковым трудностям оформления иноязычного высказывания в учебных ситуациях можно отнести недостаточный уровень языковой подготовки в отдельных группах, а именно:1. дефицит грамматических структур;2. дефицит лексики в рамках темы, подтемы;3. неумение употреблять языковые средства адекватно ситуации общения;4. дефицит формул контактно-устанавливающего характера;5. дефицит формул логико-смысловой организации высказывания и, как следствие,трудность вовлечения обучающихся со слабой языковой подготовкой в обсуждение [3].При построении проблемно-диалогового урока обязательно надо учитывать, что диалог –это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящиедиалог:─ категоричность преподавателя, нетерпимость к другому мнению;─ отсутствие внимания преподавателя к студенту;─ закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, накоторые можно и не отвечать;─ неумение преподавателя быть хорошим слушателем. При разработке уроков иностранного языка мною часто используются элементыпроблемно – диалогической технологии. Особенно успешно эту технологию я применяю при введении новой темы на учебных занятиях, где студенты могут сами догадаться о теме урока. Наводящие вопросы, которые я им задаю помогают им самим определять цели и задачи, а я только корректирую их и направляю в нужное русло. Практически каждая новая тема, когда правильно заданы вопросы, легко определяется студентами, не смотря на иностранный язык, а также им не сложно определить цели и задачи урока. Таким образом, студентам предоставляется возможность самостоятельно осмыслить и сформулировать устное высказывание. В самом определении «проблемно–диалогическое обучение» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановку учебной проблемы и поиск решения, обучающиеся осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. В начале урока, в диалоге со студентами я создаю проблемную ситуацию, исходя из которой студенты формулируют учебную проблему, основной вопрос учебного занятия или тему. Вместе со мной студенты формируют цель занятия и актуализируют имеющиеся у них знания, которые потребуются им для решения учебной проблемы. Также обучающиеся определяют, каких знаний им недостаточно и что нужно узнать или сделать, чтобы найти решение проблемы, то есть определяют учебные задачи. Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день данная методика оченьактуально, так как при разработке современных уроков требуются элементы именнопроблемной технологии. Опыт использования элементов проблемно – диалогового обученияпоказывает, что это очень удачный современный подход именно на уроках иностранного языка,а особенно при введении новой темы, так как при введении нового материала создаетсяпроблемная ситуация, которая мотивирует исследовательскую деятельность обучающихся.Преподаватель направляет эту деятельность, давая возможность учащимся самим пройти путь крешению этой проблемы, сделать открытие и, что не менее важно, осознать правильностьсделанных выводов. Включение обучающихся в учебную деятельность позволяет создать длякаждого из них ситуацию успеха, сделать обучение радостным и интересным. Они учатсямыслить, планировать свои действия, придумывать различные способы решения возникающихпроблем, адекватно оценивать результаты своих действий, добиваться успешного решенияпоставленных задач. Можно отметить, что постепенно уходит в прошлое традиционныетехнологии, где знания объяснялись преподавателем. Проблемное обучение – сегодняшний изавтрашний день нашего образования, так как технологии проблемного обучения реализуемына любой ступени и в любом предмете.Список использованной литературы:1. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – 160 с.(Образовательная система «Школа 2100»)2. Пахомова Н. Ю. Технология проблемного обучения на уроках английского языка // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 2 (февраль). – 0,3 п. л. – URL:.3. Интернет-ресурсы: