Публикации
Формирование ключевых компетентностей детей посредством технологии Л.В. Свирской "Детский совет"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование ключевых компетентностей детей посредством технологии Л.В. Свирской "Детский совет"
Автор: Хорошевская Марина Владимировна Улановская Галина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование ключевых компетентностей детей посредством технологии Л.В. Свирской "Детский совет"
Автор: Хорошевская Марина Владимировна Улановская Галина Николаевна
Технология «Детский совет», разработанная Лидией Васильевной Свирской, позволяет эффективно осуществлять образовательную деятельность в соответствии с федеральным стандартом дошкольного образования. Мы хотим показать, как в процессе детского совета, можно научить детей общаться и эффективно взаимодействовать, проявлять все ключевые компетентности дошкольника, необходимые для дальнейшего успешного обучения и адаптации ребёнка в социуме.Детский совет - это возможность развивать познавательную инициативу детей, строить образовательные отношения на паритетных началах, где каждый ребенок занимается интересным именно ему делом. Итак, на первом этапе, во время «утреннего сбора» детям предоставляется возможность увидеть всех, поприветствовать, поделиться радостью или разделить с друзьями огорчения. Пожелания, комплименты, подарки, внимание друг к другу становятся основой для того, чтобы создать положительный эмоциональный настрой на весь день. У детей уже горят глаза от любопытства, а что же ждёт нас сегодня. Следующий этап – «обмен новостями». В нём участвуют не только дети, но и взрослые. Обмен новостями позволяет тренировать коммуникативные способности. Ребенок тем более понятен, чем увереннее он может объяснить, донести до сверстников и взрослых свои мысли, чувства, желания, планы, идеи. По правилам проведения детского совета, на этапе обмена новостями дети предложили тему «Зимующие птицы». Для того, чтобы дети могли выбрать партнера для совместной работы в одном из центров активности, вид деятельности, место работы, материалы и инструменты, необходимо очертить круг возможностей и в этом нам помогла доска выбора и голосования.Чтобы перейти к следующему этапу «Детского совета» педагог и дети составили совместный план работы или лотос-план на основе метода трех вопросов. При его составлении в первую очередь учитывались интересы и образовательные запросы детей. Этап выбора разных заданий из одной темы обеспечил максимальную вовлеченность, творчество и глубокое понимание проблемы. Так как дети выбрали тему «Зимующие птицы», мы предложили им на выбор задания: рисование птиц, рассматривание книг о птицах, конструирование, изготовление экологических кормушек, театрализацию, игры, составление азбуки птиц, разгадывание ребусов, кроссвордов. Следующий этап - итоговый сбор или что у нас получилось. На итоговый сбор собирает всё та же мелодия. Дети приносят из центров все, что они успели сделать и представляют свои работы. На итоговом сборе каждый ребенок может испытать чувство глубокого удовлетворения - его труд важен, отмечен всеми. Он не просто играл, он трудился.Но как же включить в работу детей, не проявивших видимой инициативы и желания, ведь у ребенка есть право делать что-либо в центрах активности в рамках общей темы или отказаться от участия в ней. Таким детям можно предложить роль юнкора, пойти в центры активности и посмотреть, что в них появилось нового, интересного и рассказать об этом детям. Также мы предлагаем игру «Подзорные трубы», рассматривая, что необычного их ждет сегодня, новую игру «Друдлы», где в форме рисунка, схемы, символов ребенок старается сообщить детям новости и свои идеи. Дети овладевают информационной компетентностью: чтобы узнать что-то новое, надо почитать, спросить, попробовать сделать.На всех этапах проведения детского совета есть время для проявления и приобретения навыков здорового образа жизни: со спокойной игры во время утреннего сбора, дети переключаются на активные виды деятельности. Это хороший способ совместного времяпрепровождения, что помогает наладить коммуникацию, проявить дружелюбие - значимые составляющие социальной компетентности.Элементы психогимнастики в игре «Вороны» дадут навыки владения мимикой, жестами, интонацией, а элементы ритмопластики «Сокол и голуби» помогут совершенствовать речевой аппарат и стать внятным в общении. Логическим завершением работы над темой «Зимующие птицы» стала организация «Птичьей столовой». Для нас было очень важно, чтобы дети смогли оценить поведение человека в природе и высказать свои суждения как можно спасти птиц зимой. Дети получили основы экологических знаний, у них появилось осознанное желание заботиться о важной составляющей окружающего мира - птицах. От нашей готовности следовать за инициативой детей в ключе детского совета и лежит основа развития всех ключевых компетентностей дошкольников. Подходы дифференцированного обучения позволяют выстроить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка и при этом добиться высоких результатов детей всей группы. «Детский совет» - это место и время делового и духовного общения взрослого с детьми, задающего смысл и стиль всей жизни маленького уникального сообщества со своей историей, культурой, интересами, потребностями и возможностями.