Публикации Учебная мотивация как средство повышения эффективности познавательного процесса в обучении детей с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Учебная мотивация как средство повышения эффективности познавательного процесса в обучении детей с ОВЗ
Автор: Лукоянова Любовь Александровна

Отдел образования Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район»Муниципальное образовательное учреждение «Седановская средняя общеобразовательная школа» Учебная мотивация как средство повышения эффективности познавательного процесса в обучении детей с ОВЗ Автор : Лукоянова Л.А.2020-2023 ггВасилий Александрович Сухомлинский сказал: « Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» Древняя мудрость гласит: Можно привести коня к водопою,но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты,добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса,без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. И часто ученики спрашивают: "А зачем учить предмет?" Вопрос для них совершенно естественный и простой, но очень трудный для того, кому его задают. Ответ на него должен давать урок, чем старше дети, тем интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.-Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными? Чтобы ответить на этот вопрос, мне хочется озвучить причины снижения учебной мотивации: это (слайд 1, 2) 1 Несформированность учебной деятельности школьника.2 Низкий уровень знаний учащегося.3 Умственное развитие ученика, задержка в развитии.4 Отношение ученика к учителю.4. Непонимание школьником цели учения.5. Несложившиеся отношения с классом.6. Неправильный отбор педагогом содержания учебногоматериала, вызывающего перегрузку обучающихся. Одной из задач, которая должна решаться в начальной школе, это создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего его развития у младших школьников с ОВЗ. Это очень кропотливый и целенаправленный процесс. Один из факторов, влияющий на мотивацию ученика – организация самого процесса учения, использование мною разнообразных форм и методов на уроке, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности, для себя я отметила, если «интересно», значит «хочу», если «хочу», значит, «смогу», если «смогу», значит, буду делать. Обратите внимание на эту цепочку, ключевое слово « хочу». Моя задача: мотивировать ребёнка на «хочу»Чтобы сформировать положительное отношение к учёбе, прежде всего, надо создать положительную атмосферу на уроке, снижение тревожности детей, исключить упрёки, выговор, иронию насмешку и т.д. В результате исчезает страх школьника перед риском ошибиться, забыть, неверно ответить. Создание у детей ситуации успеха в учебной деятельности, формирует у них уверенность в себе, повышается самооценка, дети испытывают радость Так как же создать «ситуацию успеха» на уроке? Приемов много. Я расскажу о наиболее интересных, нестандартных приемах, которые нашла в методической литературе, некоторые из них переработала под своих обучающихся и использую в своей практике.Приём «ДА-НЕТ» · Русский языка) словарные слова ( ученик называет, словарное слово, если верно «да» , неверно «нет», исправляем)(3,4кл, 4 даю дополнительно задания)
  • Составляем словосочетания, предложения, звукобуквенный анализ
  • Мир природы и человекаа) домашние животные (дикие животные)Это животное питается…..Это животное содержится ( коровник, свинарник, курятник)Это животное даёт человеку…Таким образом формируется умение формулировать и задавать вопросы. Ученик должен быть внимательным, слушать учителя и одноклассников, чтобы не повторять вопросыЧтение«Пичугин мост» Евгений Пермяк-Три мальчика были родными братьями (нет)-Первый мальчик мечтал о полёте на луну( нет, 3 мальчик))-Речка называлась Быстрянка(да)Сёма Пичугин тоже думал о подвигах (нет, он рос тихим молчаливым мальчиком)-Перильца для мостика делали вместе с ребятами (нет, помог дед)-Шоссейная дорога проходила по той же тропинке, по которой ребята бегали в школу (да)-Приём « Доска мудрости»Чтение( на доске дети записывают непонятные слова , объясняем, ищем ответ в интернете)Работа с текстом«Пичугин мост» Евгений ПермякПОДВИГ – героический поступокВЕТЛА –белая серебристая иваПЕРИЛЬЦА – маленькие перилаЖЕРДЬ – длинный шест с круглым стволом из дереваЗА7 ВЁРСТ КИСЕЛЯ ХЛЕБАТЬ – далеко отправиться без достаточной на то причины«Пичугин мост» Евгений Пермяк«Трудолюбивый, старательный, настойчивый» -О ком идет речь?(доказать строчками из текста)Приём «Горячий стул», я его называю «Горячее кресло»Это самый любимый приём. Я, как бы, за кадром.а) математика- Назови 2 числа, при умножении которых получается 164х48х2аблица умножения и деления)Русский язык( подбираю текст на одно правило, озвучить это правило)Приём дежурного синоптика»ТемператураОсадкиОблачностьВетерНародные приметыПрием «Даю шанс». При самостоятельной работе каждый ребенок может использовать «свой шанс». Это значит - он может обратиться за помощью к однокласснику и при этом снижения отметки за работу не будет. . Прием «Умышленная ошибка» («ловушка»). Этот прием хорош тем, что во – первых, дети понимают, что учитель –это человек, который тоже может ошибаться, и в этом нет ничего страшного; во – вторых, стимулируется внимательность детей на уроке.Прием «Внесение мотива». Учитель подходит к ученику и говорит: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…” Этот прием показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность.Приём «Подарочный сертификат» (слайд 3) Необходимым этапом урока для формирования положительной мотивации ученика является этап рефлексии. Дети учатся оценивать не только урок, в целом но и свою работу на нём, , имеют возможность ориентироваться на собственных достижениях в усвоении предмета. Детям предлагается оценить свою работу на уроке.Для формирования мотивации на своих уроках я использую игровые методы:Развивающие методы; сравнение; наблюдение;классификация; проблемные методы; (слайд 4)Применение на различных этапах урока разнообразных форм, методов и приемов повышают мотивацию, их чередование укрепляет желание учиться, открывать новые для себя знания. ЭтоУрок – играУрок – сказкаУрок путешествия
  • Атмосфера доброжелательности (слайд 5)
  • Эмоциональная поддержка (слайд 6)
  • Вывод: Школу делает школой учитель. Учителя разные – ведь они вырастают из учеников. Учитель – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на том, чтоб урок шел как по нотам. Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немало профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости и приемы. И очень часто мы, педагоги, так увлечены своими профессиональными приемами, что забываем о психологическом климате на уроке, в школе, которой мы обязаны создать для получения желаемого результата.( слайд 7) Школа – второй дом». Однако, принимая эти слова за аксиому, мы порой не задумываемся о том, как нужно строить жизнь в школе, чтобы она действительно стала вторым домом для каждого, перешагнувшего её порог.Здесь должно быть комфортно всем, такую школу не захочется ни сравнивать с какой – либо другой. В такой школе хочется учиться, творить, дерзать, пjэтому день мы начинаем с приветствия и в конце рабочего дня подводим итог