Публикации Методические рекомендации к практическим работам по обществознанию для профессии 43.01.09 Повар, кондитер

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации к практическим работам по обществознанию для профессии 43.01.09 Повар, кондитер
Автор: Оксана Николаевна Крестобинцева

Практические работы по обществознаниюпрофессия 43.01.09 Повар, кондитерПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1Тема: Научное и ненаучное познаниеПрочитайте текст, выполните задания.Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое. В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом <...>- Что такое наука?- Как автор определяет предмет и метод науки? 1.Отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире называется :а) истина             б) сознание              в) мнение           г) познание2. Полное, исчерпывающее знание называется:а) относительной истиной   б) абсолютной истиной   в) объективной истиной   г) теорией3. Верны ли следующие суждения о социальном знании?А. Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.Б. Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.а) верно только б) верно только Б   в) верно А и Б г) оба суждения неверны4.Высшей формой теоретического познания является:А) философия б) религия в) искусство г) обществознание5.Верны ли суждения о познании:А.Цель познания - приобретение любых знаний об окружающем миреБ.Ложные знания являются издержками процесса познания а) верно только б) верно только  Б   в) верно А и Б   г) оба суждения неверны6. Рациональное познание, в отличие от чувственного:а) дает истинные знания о предмете б) опирается на ощущения  в) расширяет представления о мире  г) использует логические умозаключения7. В процессе чувственного познания, в отличие от рационального, происходит:а) непосредственное восприятие предмета  б) систематизация информации   в) классификация полученных данных г) формирование понятий8. Верны ли суждения об истине:А.Существуют вечные , неизменные истиныБ.Основным критерием истинности является практикаа) верно только б) верно только  Б   в) верно А и Б г) оба суждения неверны9.Что общего у науки и обыденного сознанияа) язык описания явлений окружающего мира б) методы познанияв) являются результатами познания г) критически относятся к полученному знанию10. Представителей философского направления,  отрицающих возможность познания мира называют:а) скептиками б) агностиками в) сенсуалистами г) оптимистами11.Вставь пропущенное слово, « Формы чувственного познания»: а) ощущение б)   ……….  в) представление12. Установите соответствие:13. Прочитайте текст и вставьте слова из списка :Свои выводы наука формулирует в …….(А), законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение познающего….(Б) к изучаемым явлениям. Всё, что наука делает своим …..(В), она исследует со стороны закономерностей и …..(Г). Научное познание опирается на систему……(Д)  и вырабатывает свой собственный …..(Е), отличный от обычного.СЛОВА: 1) вопрос 2) предмет 3) проблема 4) метод 5) схема 6) теория 7) язык 8) субъект 9) причина14.Соотнесите понятие и определение:15.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « познание»?  Составьте синквейнПояснение.Правильный ответ должен содержать следующие элементы:1) Даны ответы на вопросы, допустим:- Под предметом науки понимается объект исследования, «то, что исследуется»;- Под методом науки понимаются приемы, способы исследованиякак осуществляется исследование».2) Приведена классификация наук, например:По своему предмету науки делятся на:- естественно-технические (изучают законы природы, способы ее освоения и преобразования);- общественные (изучают общество, общественные явления, собственно, человека).3) Приведен пример, допустим:- физика (изучает неживую природу);- биология (изучает законы развития живой природы);- политология (изучает властные отношения в обществе) и т.д.Могут быть приведены иные примеры.Ответы к тесту: часть А2- а2. зависимость от человека3. 1-в 2-б 3-а 4-а4. ЕЗБИГЖ5. 2476. 1-б 2-в 3-аПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2Тема: Искусство. Основные направления и виды искусствСтр.199-207 прочитать. Ответить на вопросы
  • Какую роль в возникновении искусства сыграл труд?
  • Что такое художественный образ?
  • Как искусство связано с моралью?
  • Как искусство связано с религией?
  • В чем состоят особенности развития современного искусства?
  • Установите соответствие
  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3Тема: Девиантное поведение. Причины преступностиЦель. Углубление и расширение теоретических знаний по разделу “Социальные отношения” тема “Социальное поведение.”Задачи 1.Уметь объяснить понятия поведение, социальное поведение, девиантное поведение, образ жизни2. Понимать, что оказывает существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества3.Анализировать причины социальных конфликтов, знать способы их разрешения4.Владеть знаниями о формах социального контроля. Форма контроля практической работы: письменное выполнение задания Условия выполнения задания1. Время выполнения одного практического занятия: 2 академических часа.2. Возможно использование учебника А.Г. Важенина Обществознание, М- Академия, 2013, раздел 6, стр.198-203, дополнительную литературу по теме и другие источники информации, ПК, информационно-коммуникационные технологии, предусмотренные для проведения конкретной практической работы.Критерии оценки5 (отлично)- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;4 (хорошо)- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя3 (удовлетворительно)- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка;2 (неудовлетворительно)- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя или студент отказался от выполнения работы без предварительного объяснения уважительных причин.Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением 1.Социальный конфликт – а. это процесс взаимодействия индивидуумов с окружающие средой, проявляющийся в их внешней ( двигательной) и внутренней (психической) активности.2. Народные массы – б. это образ жизни и действия большого количества людей, оказывающих существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. 3.Социальное поведение – в. это большое количество людей , которых в силу их политического равнодушия нельзя объединить по какому-либо общему признаку.4.Социальные движения –г. это трудящееся большинство, которое в ряде случаев, например в периоды политической нестабильности, является движущей силой социального прогресса.5.Масса- д. это внешне не организованное общность людей, которые находятся в непосредственном контакте друг с другом, связаны общим эмоциональным состоянием и объектом внимания.6.Толпа – е. это большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, без какой-либо организации, о обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает общие интересы.7.Поведение – ж. это массовые действия представителей какой-либо социальной группы, направленные на обеспечение групповых или общественных интересов, способствующие или препятствующие социальным переменам.8.Социальное поведение личности –з. это массовые, непредсказуемые реакции людей на критические ситуации, возникшие объективно и внезапно.9.Публика –и. это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определённая последовательность, так или иначе затягивающая интересы других людей, их групп, всего общества.10.Коллективное поведение –к. это поведение людей, не соответствующее общепринятым ценностям и норма. 11.Девиантное поведение – л. это процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами. Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.Субъектами социального поведение являются массы- ........................ (толпа);Разновидность социального поведения являются:...........................; коллективное поведение; ...........................;политическое; ...........................; ...........................; революционное; ...........................;Составляющими девиантного поведения являются: ...........................; (норма (правило), которое нарушено);Существует пять типов поведения: конформизм; ...........................;ритуализм; ...........................; ...........................;Социальный контроль бывает двух видов: формальный и ...........................;Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.
  • Действующую толпу составляют люди, собравшиеся около место происшествия и решившие посмотреть, что будет дальше; конвенционная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест; под случайной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в установленные для данных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного поведения; экспрессивная толпа – это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта.
  • Человеческое поведение может приобретать социальный смысл даже вне общения с другими людьми.
  • Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер проявляется в стремлении нарушить функционирование социальной системы, а негативный – ы стремлении его совершенствовать.
  • Мятеж означает принятие ценностей данной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений; ретритизм выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения; инновация выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей; конформизм проявляется в полном отрицании ценностей, целей и средств, принятых в данном обществе; ритуализм выражается в полном отрицании провозглашаемых обществом ценностей, целей и средств и попытке заменить их на новые, установить новый социальный порядок.
  • Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологического фактора: социологический подход указывает на врожденную предрасположенность человека к совершению девиантных поступков, биологический объясняет девиантное поведение различными отклонениями ы психическом развитии и психологический учитывает влияние социальных и культурных факторов.
  • Задание 4. Составьте схему, используя следующие понятия.<<Субъекты социального поведения>>, <<массы>>, <<публика>>, <<толпа>>,<< индивиды>>, <<межличностные объединения>>, <<случайная толпа>>, <<экспрессивная толпа>>, <<конвенционная толпа>>, <<действующая толпа>>, <<агрессивная толпа>>, <<спасающаяся толпа>>, <<стяжательская толпа>>, <<экстатическая толпа>>. Задание 5. Составьте схему, используя следующие понятия.<<Социальный конфликт>>, <<субъекты конфликта>>, <<объект конфликта>>, <<стадии протекания конфликта (предконфликтная, самого конфликта, разрешениия конфликта)>>, <<способы разрешения конфликта>>, <<переговоры, компромисс>>, <<посредничество>>, <<применение силы>>,<< виды конфликтов>>, <<классификация в зависимости от числа субъектов>>, <<внутриличностные отношения>>, <<межличностные отношения>>, <<социальные конфликты>>, <<классификация в зависимости от сферы, в которой протекает конфликт>>, <<политические конфликты>>, <<культурные конфликты>>, <<этнические конфликты>>, <<религиозные конфликты>>. Задание 6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Далеко не всегда поведение людей соответствует социальным ___ (А). Поведение индивида в группе, не соответствующее ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества, называется ___ (Б).Негативная дезорганизация на уровне личности проявляется в ___ (В) и иных правонарушениях, в аморальных поступках. На уровне малых социальных групп в деформациях ___ (Г) людей (раздоры, скандалы и т. д.). В деятельности государственных и общественных ___ (Д) дезорганизация проявляется в бюрократизме, ___ (Е), волоките и других болезненных явлениях».Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: