Публикации Методическая разработка на тему "Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка на тему "Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"
Автор: Светлана Александровна Мучкина

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА____________________________________________________________________ Мучкина Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы,ГБОУ РМЭ «Школа-интернат г. Козьмодемьянска «Дарование» «РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»ВведениеАктуальность и значимость методической разработкиНи для кого не секрет, что школьные предметы ʺрусский языкʺ и ʺлитератураʺ составляют основу, фундамент отечественного образования. Благодаря им удаётся сохранить исторический опыт поколений и передать его потомкам. Это увлекательные и познавательные учебные дисциплины. Освоение ресурсов языка во всём его многообразии и формирование потребности открывать для себя богатство литературных произведений связаны с развитием важных для человека навыков чтения и понимания прочитанного. Без этих навыков, без внутренне осознанной потребности читать, понимать и размышлять, без формирующейся на этой основе способности выражать себя в слове и вступать в диалог с другими людьми невозможно существование полноценного общества, которое помнит о своих корнях и с уверенностью смотрит в будущее. Однако в век цифровой экономики, когда почти у каждого ребёнка в руках смартфон, айфон или планшет, существенно снижается уровень читательской грамотности, проявляется негативное отношение к учёбе, что ведёт к образованию «мотивационной ямы». Вопрос «почему?» вытеснен вопросом «зачем?». Наиболее конструктивным решением данной проблемы стала работа по развитию функциональной (читательской) грамотности на уроках русского языка и литературы через использование тактик смыслового чтения и интерактивных методов обучения.Актуальность выбранной темы обусловлена несколькими причинами. Во-первых, современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире, а значит, значительно возрастает приоритет повышенных требований к уровню образованности человека. Однако в школах наблюдается недостаточность сформированности предметных знаний и умений при решении задач, приближенных к реальным жизненным ситуациям, и невысокий уровень мотивации к учебному процессу, в частности в овладении предметами ʺрусский языкʺ и ʺлитератураʺ. Во-вторых, недостаточная подготовка учителей в области формирования функциональной грамотности, отсутствие необходимых методических материалов.В терминологическом словаре современного учителя понятие функциональной грамотности трактуется, как умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности; как способность применять предметные знания и базовые навыки для решения простейших жизненных задач.Обязательными структурными компонентами функциональной грамотности являются читательская, математическая, естественно-научная и финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции.Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать и оценивать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, для того чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.Процесс формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы должен строится, с одной стороны, через интерактивное обучение: обучение навыкам сотрудничества, умение работать в группе, слушать друг друга, вырабатывать общее мнение, разрешать спорные вопросы, а с другой, через способы и приёмы смыслового чтения.Быть грамотным – значит свободно владеть богатством родного языка в устной и письменной речи. По данным проведённого опроса среди обучающихся ГБОУ РМЭ «Школа-интернат г. Козьмодемьянска «Дарование», современные подростки без особого интереса берут в руки книгу. Предложенные для прочтения тексты предпочитают читать с экрана своего телефона в полной версии 32%, в кратком изложении 59%, а 8% опрошенных отдают предпочтение буктрейлеру. И если младших школьников ещё можно завлечь в библиотеку и усадить за книгу, то труднее это бывает сделать с подростками. 26% респондентов читают ради получения хорошей оценки. В целом исследование показало низкий уровень культуры чтения. Данная методическая разработка должна помочь поднять интерес к осмысленному чтению, замотивировать к личностному росту и конкурентоспособности современного человека, живущего в информационно-культурной среде. Поэтому формирование читательской грамотности играет важную роль для образования и для воспитания подрастающего поколения.Цель методической разработкисоздание условий для формирования читательской грамотности обучающихся 5-11 классов, способных успешно решать образовательные задачи и стать мотивированными членами общества.Для реализации данной цели служат следующие задачи:
  • научить осознанному чтению, выделяя главную мысль текста и его частей;
  • развивать потребность в самостоятельном инициативном чтении;
  • формировать способности извлекать из текстов интересную и полезную информацию, интегрировать и интерпретировать её;
  • развивать умения высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
  • выработать умение работать с разными источниками информации (на бумажных и электронных носителях)
  • Практическая значимость методической разработки состоит в том, что данный материал может быть использован учителями русского языка и литературы для проведения уроков.Таким образом, методическая разработка поможет учителям вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя и грамотного гражданина.Основная частьModerare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Модерация — это структурированный по определенным правилам процесс группового обсуждения в целях идентификации проблем, поиска путей их разрешения и принятия общего решения. Образовательная активность входящих в эту систему методов строится на практической направленности, четком разделении урока на процессуальные части, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. В её основу положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное заинтересованное участие, обеспечение комфортности каждого ученика, на формирование успеха, что позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса.Основными принципами, позволяющими руководствоваться в работе, стали структурированность, систематичность, комплексность и прозрачность.Для осуществления изучения материала в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС, урок должен строиться из последовательно сменяющих друг друга фаз:I. Фаза вызова
  • инициация (начала урока)
  • вхождение или погружение в тему (совместная формулировка цели и темы)
  • формирование ожиданий
  • II. Фаза осмысления
  • интерактивная лекция (передача и объяснение информации)
  • групповая работа обучающихся
  • III. Фаза рефлексии
  • подведение итогов (рефлексия, оценка урока)
  • Большое значение имеет правильный подбор методов и приёмов работы, применяемых на различных фазах урока:Активность участия в обсуждении темы, выполнении заданий решается путём организации групповой работы обучающихся, которая проводится в парах постоянного или сменного состава, мини-командах или малых группах, индивидуально либо всем классом. Но и это не главное. Важно, чтобы ребёнок почувствовал, что общий результат – это и его результат личный тоже. Поэтому наиболее эффективным также считаю использование в сочетании репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения, среди которых особое место занимают эвристическая беседа и метод проекта.Технология модерации предполагает применение интерактивного обучения. Это когда и учитель, и ученик являются равноправными субъектами обучения. Интерактивные методы позволяют:1. Моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения;2. Способствовать формированию долгосрочных навыков и умений, выработке общих ценностей;3.Создавать атмосферу сотрудничества, взаимодействия;4.Осваивать учебное содержание не только через информацию, но и через чувства и действия.Преимущества интерактивных методов:1.Позволяют на собственном опыте осознать и обсудить особенности чувственного восприятия, контролировать собственное восприятие окружающей среды; 2.Развивают навыки общения, помогают осознать значение группового опыта;3.Помогают участвовать и контролировать своё участие в работе группы, уважать ценность правила, принятого группой, обосновывать своё мнение и отстаивать собственную позицию. Помогают согласовывать свои действия при решении проблемы;4.Учат использовать не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта.Таким образом создаются условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, снятия барьеров общения. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, позволяющие работать с интересом и на результат. Под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».Развитие способностей смыслового чтения помогут овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Владение навыками смыслового чтения позволят продуктивно учиться. Для работы с текстом на каждой фазе урока учитель выбирает свою тактику, то есть набор действий, чтобы облегчить обучение, с одной стороны, и сделать его эффективнее, результативнее, с другой; кроме этого, нацелить и приблизить деятельность учения к целям урока.Каждая тактика смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приёмами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Практическое применение тактик смыслового чтения с их приёмами показано на примере фрагмента урока родной (русской) литературы в 7 классе по теме «Героические былины». Особенностью каждого урока родных языков является обязательное включение национального компонента, поэтому для работы были взяты произведения как русского, так и марийского фольклора.1. Тактика «Направленное чтение», целью которой является формирование умения целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы и вести обсуждения в группе.Приём «Ассоциативный куст». Учитель пишет ключевое слово темы или заголовок текста, а учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу. Приём грамотного чтения. Ученики дома читают небольшой по объёму текст (или часть текста), останавливаясь на указанных местах. На уроке проводится беседа, помогающая понять усвоение содержания. После прочтения былины «Алёша Попович и Тугарин Змеевич» ребятам был задан проблемный вопрос: «Что лучше: честный проигрыш или хитрая победа?» Для уроков родной литературы отбираются произведения небольшие по объёму, поэтому можно использовать чтение с остановками. Данный приём обеспечивает глубокое осмысливание изучаемого материала, развивает творческое мышление и воображение. После чтения каждой части задаются проблемные вопросы по прочитанному. Ответы нескольких учеников обсуждаются. Ученики делают предположение относительно дальнейшего развития события.2. Тактика «Чтение в парах» ставит целью формирование умения выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы. Этапы протекания:1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.2. Учитель объединяет учащихся в пары и даёт четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса. Далее происходит смена ролей.3. Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.Приём «Тонкие и толстые вопросы» позволяет формировать умение формулировать вопросы, соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. Данный приём может быть использован на любой фазе урока. Например, до изучения темы: Кто такой богатырь? В чём различие богатыря и силача? Или по ходу чтения: предположите, что будет, если люди ослушаются советов богатыря? Мог ли богатырь знать, что окажется не в силах помочь народу? Или при размышлении над пониманием прочитанного: Согласны ли вы с утверждением старейшин?3. Тактика «Читаем и спрашиваем» ставит целью формирование умения самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы и работать в парах.Приём «Верите ли вы…» проводится в начале урока после сообщения темы с целью вызвать интерес к изучению и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по теме. Либо на этапе проработки содержания с целью закрепления материала или приобретения практических навыков.Например, Верите ли вы, что 1) богатыри – это отечественные супергерои, легенды о которых начали складываться ещё в X веке? (Да)2) само слово «богатырь» тюркское, а в переводе с монгольского языка «багатур» - победитель? (Нет. «Герой»)3) Алёша Попович – отрицательный персонаж? (Да. В былинах у героя не было суперсилы, как у других. Воина отличали хитрость, ум и коварство)4) Чоткар – легендарный марийский герой, живший в XIII веке, после своей смерти был обманут богачами. Обидевшись на весь марийский народ, Чоткар больше не помогал воевать с врагами? (Да. Подкупленный один из марийцев Эш-полдо вызволил богатыря из могилы, крикнув о нападении врагов. Обманутый Чоткар вскрикнул в сердцах, что нет боле у марийского народа заступника и лёг в могилу навсегда. И марийцам самим приходилось воевать с врагами.)5) Река Кокшага названа в честь марийского патыра Кокши? (Да)4. Тактика «Дневник двойных записей» ставит цель формирование умения задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.Приём «Дневниковая запись» или приём обучающего письма позволяет «высвечивать» мысли и фразы, обращать внимание на суждения и наиболее важные части текста. Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие-либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.Приём «Читательские дневники» помогает при необходимости легко вспомнить и героев произведения, и сюжет, поможет в исследовательской и проектной работе; способствует совершенствованию информационных умений (извлечение информации, выделение главного, свёртывание информации), помогает ценностно-смысловому определению учащихся, стимулирует развитие привычки к чтению. Это прием Тактика «Чтение с пометками» помогает формировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.Приём "ИНСЕРТ" – чтение с пометками: ученикам даётся текст (текст может быть научного или публицистического стиля речи), читая который, учащиеся помечают информацию на полях значками: « знакомая информация, « новая информация, «» я думал (думала) иначе, « это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше. Затем идёт обсуждение. Пример предлагаемого текста.Картина В. М. Васнецова – по-настоящему народный шедевр. «Богатыри» занимают особое место в творчестве художника. Он работал над полотном почти тридцать лет. Сам художник признавался: «"Богатыри" были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом...».В центре композиции помещен Илья Муромец. Сказания о его сидении на печи, чудесном исцелении, многочисленных подвигах сопровождают каждого человека с детства. Но мало кому известно, что Илья Муромец – вполне реальный персонаж отечественной истории. Это подтверждают письменные источники. Закончив свои ратные труды по охране Родины, он «раздал нажитые богатства на украшение храмов», постригся в монахи в Киево-Печерском монастыре, прославился уже молитвенными подвигами и до сих пор пребывает нетленным. Русская православная церковь причислила его к лику святых в середине XVIIвека. Итак, сущность тактик смыслового чтения состоит в том, что каждая из них имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности. Обучение способам чтения включает в себя приобретение навыков:
  • различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;
  • распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие;
  • собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.
  • Овладение способами происходит преимущественно в группах или парах постоянного или сменного состава, мини-командах, что позволяет выработать у учеников не только речевую, но и коммуникативную компетентность.Федеральные стандарты включают в метапредметные результаты освоения ООП в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами». Но для смыслового понимания мало просто прочитать текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. В связи с этим целесообразно использовать не только описанные способы и приёмы работы с текстом, но и визуальные изображения в виде рисунков, ментальных карт, таблиц, схем и графиков.ЗаключениеТаким образом, работа по развитию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы помогает развить коммуникативные способности, творческое мышление учащихся, формирует ценностные ориентиры, оказывает помощь в профессиональном самоопределении, позволяет раскрыть каждому ученику свой потенциал, но самое главное –способствует успешной подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Ведь умение грамотно прочитать текст, понять и оценить его содержание, высказать своё мнение – вот основные составляющие читательской грамотности, которые должны быть в полном объёме развиты у выпускников основной и старшей школы. Для решения заданий ГИА нужно уметь пользоваться просмотровым, выборочным, поисковым видом чтения, уметь анализировать текст (толковать и обобщать информацию, выявлять ключевые части и нравственные проблемы, оформлять выводы). ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе, итоговое собеседование и итоговое сочинение проверяют умения, которые являются показателями функциональной (читательской) грамотности.ПриложениеУрок русской (родной) литературы в 9 классе по теме«Спасение детской души (Модель счастливой семьи)»Цель: повышение интереса обучающихся к чтению современной литературы.Задачи:обучающаяспособствовать формированию читательских и исследовательских навыков при работе с текстом художественного произведения;развивающаясоздать условия для успешной коммуникации обучающихся посредством разных форм работы на уроке;воспитывающаяпривить морально-нравственные понятия о семье, доме.Домашнее задание к уроку:1) прочитать повесть Дины Сабитовой “Три твоих имени”;2) выполнить групповые проекты по каждой из трёх частей повести в форме текста ʺновой природыʺ;3) сделать мини-исследования по теме урока;4) составить синквейн на тему ʺсемьяʺ, ʺдомʺФорма обучения: урок-конференцияМетоды обучения: словесные, наглядные, исследовательские.Средства обучения: мультимедийный проектор, экран, презентация, буклеты, магнитная доска, геометрические фигуры (ромб, квадрат, круг), вырезанные из бумаги; логические картинки.Педагогические технологии: проблемно - поисковые, «развитие критического мышления» (элементы), технология смыслового чтения и модерацииФормы работы: индивидуальная, парная, групповая.Ход урокаОргмоментI.Фаза вызова1. Вступительное слово учителя.Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем говорить о книге русской писательницы, прозаика Дины Рафисовны Сабитовой «Три твои имени». Вы познакомились с этой повестью, выполнили небольшие проекты, мини-исследования. Имеете свою точку зрения на проблему, поднятую в произведении. Вместе мы попытаемся в ней разобраться и построим модель счастливой семьи.2. Приём «Ассоциация»Взгляните на эти иллюстрации. Скажите, какие слова они раскрывают?(см. логические картинки)В народе говорят: «Мой дом – моя крепость». Как вы понимаете это высказывание? (Это место, где тебя выслушают, поддержат, помогут, пожалеют, примут таким, какой ты есть)3. Составление кластераКакие ассоциации возникают у вас к словам ʺсемьяʺ и ʺдомʺ? (Моя семья (единство, богатство, любовь, покой, радость, благо, смех, счастье, согласие, надежда))А какие возникли после прочтения данного произведения? (Семья Ритки (разногласие, нищета, страдание, тревога, бедствие, слёзы, горе, беда, безответственность)Что можете сказать? (полная противоположность; слова – антонимы)II. Фаза осмысления.1. Слово учителяСемья – это основа воспитания и становления личности, где ребёнок приобретает своё мировоззрение, формируя понимание жизни, духовные и нравственные идеалы, а также механизмы взаимодействия с другими людьми.И каким человек станет, кем вырастет, во многом зависит именно от той среды, в которой он находится, от воспитания в семье и даже от людей, которые с ним рядом.Обратимся к тексту повести Д. Сабитовой, рассмотрим и проанализируем, как автор раскрывает проблему внутрисемейных отношений, в каких аспектах представлена тема семьи в современном обществе. И, как вы уже, наверное, заметили – тема семьи в данной повести звучит довольно остро.Перед нами – три модели семьи: по одной в каждой из частей повести. Нам нужно будет проанализировать каждую, куда попадает Рита на протяжении повествования, и сравнить с геометрическими фигурами: ромбом – искаженная форма; квадратом – внешне правильный вид; кругом – как бы всё в одном целом.Первая группа расскажет про «семью Ритки» (в первой части); вторая группа – анализирует «семью Марго»; третья – работает над образом «семьи Гошки».Двоих мы попросим по ходу нашего урока составить модель счастливой семьи и идеального дома в форме синквейна.2. Аналитическая работа по тексту1 группа: проект в форме фотоколлажа представляет первая группаКак ощущает себя Рита в родном доме? Почему часть, в которой описывается ее жизнь в родной семье называется “Ритка”? (Потому что она совсем ещё ребёнок, живёт своей детской жизнью.)С какой из геометрических фигур можно сравнить модель семьи Ритки? (ромб, потому что налицо искажение моральных и социальных норм)(закрепить фигуру на магнитной доске)).2 группа: проект в форме интеллект-карты представляет вторая группаВыберите фигуру, которая может ассоциироваться с моделью семьи медсестры Ларисы (квадрат – внешнее благополучие, но нет в семье духовного единства. Муж Ларисы делает всё, как она пожелает, абсолютно безволен. Каждый занимается собой – “все по своим углам”).3 группаПроект в форме инфографики представляет третья группаКакой бы геометрической фигурой вы обозначили семью Лиды и Степана?(Скорее всего – это круг, потому что все живут интересами друг друга, в семье царит единство, взаимопонимание). 3. Приём «Открытый микрофон»Работа мини-исследований. (группы по два человека)— Имена (клички, прозвища, если есть) героев, фигурирующие в тексте: какова их эмоциональная окраска? Какую смысловую нагрузку они несут?Речь героев каждой части (родных мамы и папы Риты, членов приемных семей, близкого окружения героини): проанализируйте лексику, манеру речи, синтаксический строй речи. О чём это говорит? Каковы особенности речи каждого из героев?Какой социальный статус имеет окружение Риты (родные родители, знакомые, соседи, друзья)? Как они относятся друг к другу и к Рите? В чём это проявляется?Как вы оцениваете семейные отношения внутри каждой из семей, в которых живет или в которые попадает Рита, с точки зрения гуманности / жестокости, дружественности / равнодушия, любви / равнодушия?Считаете ли вы, что разрушение гармоничных семейных отношений возникает из-за негативного влияния современного социума или это явление индивидуально и единично?— Почему дети сталкиваются с равнодушием взрослых?III. Фаза рефлексии1. Выводы к урокуКак вы считаете, будет ли счастлива Рита в новой семье? Почему? (Маргарита обрела семью, которую всегда хотела, даже не осознавая этого. Она нашла духовно близких себе людей). 2. СинквейнПредставление моделей счастливой семьи и идеального дома в форме синквейна.3. Подведём итогУ каждого из нас есть своя семья, у всех свой дом. Семья – это крепость, те стены, за которыми мы чувствуем себя в безопасности. Путь героини к обретению счастливой семьи, тёплого дома был слишком долгим. Залогом семейного счастья стало наличие в людях любви, гармонии, душевной ясности, высокого нравственного развития, теплоты. Вот это и есть модель счастливой семьи, которая станет спасением для любой детской души.Закончить урок хотелось бы высказыванием автора прочитанной нами книги Дины Сабитовой: “… семья – это не обязательно кровное родство, но родство духовное, любовь друг к другу, общие интересы”. Домашнее задание. Написать отзыв о повести «Три твоих имени» или письмо главной героине, Маргарите Новак.План:1. Общее впечатление о прочитанном произведении (автор, название).2. О чём это произведение? (тема)3. Моё отношение к героям произведения. Какой эпизод сильно впечатлил? Почему?4. Что хотел сказать автор своим произведением (основная мысль, идея).5. Какое значение имеет это произведение в наше время?6. О чём заставляет задуматься это произведение?Выставление оценок. Ученики выбирают сердечко по душе и дарят гостям.Список использованных источников1. Механизмы и секреты технологии модерации: организация интерактивных учебных занятий / авт. – сост. О.А. Уварова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 62 с.2. Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. – 80 с.3. Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе. Министерство Просвещения РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии Образования» – М., 2021г4. Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / [Н.П.Забродина, И.Е.Барсуков, А.А.Бурдакова и др.]; [под общ. ред. Р.Ш.Мошниной]. – М.: Академия Минпросвещения России, 2021. – 80 с 5. Дина Сабитова. Три твоих имени. - М.: Розовый жираф, 2012.6. Боброва Т.Н. Внеклассная работа как условие развития интереса к литературе [Текст] / Т.Н. Боброва // Формирование познавательных и нравственных мотивов деятельности школьников. — Вологда, 1984. — С. 54-59.7. Голубков В.В. Методика литературы [Текст] / В.В. Голубков — М. : Учпедгиз, 1995. — С. 64-68.8. Готокович Я. А. Внеклассная и внешкольная работа по литературе [Текст] / Я. ГоторовичМ. : Просвещение, 1970.— С. 72-75.9. Джежелей О.В. Готовимся к урокам внеклассного чтения [Текст] / О.В. Джежелей, А.В. Сергеева, Т.В. Игнатьева — М.: АРКТИ ЛАРГОС – 1997. – С. 28-41.