Публикации Проблема музыкального воспитания в ДОУ и семье. Учим родителей быть активными участниками праздников и развлечений.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проблема музыкального воспитания в ДОУ и семье. Учим родителей быть активными участниками праздников и развлечений.
Автор: Конюшихина Надежда Викторовна

«Проблема музыкального воспитания в ДОУ и семье.Учим родителей быть активными участниками праздников и развлечений» Конюшихина Надежда Викторовна,музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 116»,г. ВоронежЗнаменитый японский педагог и музыкант Шиничи Сузуки, создавший свою школу обучения музыке малышей, говорил, что если бы родители уделяли столько же внимания развитию музыкальных способностей своих детей, сколько уделяется ими развитию речи и мышления, то все дети были бы маленькими Моцартами.Ни для кого не секрет, что только усилиями детского сада невозможно решить проблему приобщения ребенка к музыке и развитию его музыкальности, потому что успех зависит именно от участия родителей в этом процессе. В детском саду детям даются элементарные знания, так как занятия проводятся фронтально с группой детей. С первых посещений воспитанниками музыкальных занятий музыкальный руководитель выявляет воспитанников с музыкальными способностями, наблюдает за их развитием, делает для себя выводы и обращает на это внимание родителей, чтобы они начали развитие своего ребенка на более профессиональном уровне. Поэтому возникает вопрос о музыкальном воспитании и самих родителей. И в этом музыкальному руководителю помогает коммуникативная компетенция, которая основывается на базе информационно-коммуникативных технологий. В нашем детском саду используется парциальная программа музыкального воспитания дошкольников «Ладушки» авторов Ирины Каплуновой и Ирины Новоскольцевой, которые очень верно сформулировали отношение к праздникам: «Праздник - это то, что взрослые делают для детей, а не то, что дети делают для взрослых». Праздники и развлечения в детском саду - это важная часть жизни ребенка и его родителей, они духовно обогащают и побуждают к творчеству. Задача музыкального руководителя - научить родителей быть активными участниками этого процесса.В начале учебного года музыкальный руководитель приходит на первые родительские собрания в группе, общаясь с родителями, создает инициативную группу, которая активно помогает ему в работе с детьми. Родителям предлагается план мероприятий на весь учебный год, им предоставляется возможность высказать свои мнения, внести свои предложения, и в результате такой совместной подготовительной работы получается скорректированный план проведения праздников и развлечений с детьми. Ни для кого не секрет, что в наш бурный век дефицит времени на личное общение, и здесь на помощь приходят информационно-коммуникативные технологии. Активно общаясь с родителями через интернет, по электронной почте, в социальных сетях, музыкальный руководитель обсуждает костюмы, атрибуты для праздников и развлечений. Например, первый осенний праздник в нашем детском саду – это в младших и средних группах «Праздник урожая», а в старших и подготовительных – «Осенняя ярмарка». Музыкальный руководитель обратилась к родителям с просьбой о помощи в оформлении музыкального зала. И они стали присылать сообщения и даже фотографии атрибутов, которые у них есть дома и которыми готовы с радостью поделиться. Так у нас появились плетень, большие подсолнухи в вазе, несколько плетеных корзин, глиняная посуда под старину и даже большая плюшевая корова. А для «Праздника урожая» родители принесли корзину, наполненную яблоками и грушами, тыкву, кабачок, то есть фрукты и овощи у нас были не бутафорские, а настоящие, что придало празднику какую-то особую торжественность.Праздник Новый год как правило проводится с участием приглашенных артистов. Казалось бы, где здесь место родительской инициативе? В нашем детском саду шьются костюмы для праздников, и часто возникает проблема с фасоном, новыми идеями. И родители на удивление активно принимают участие: кто принесет эскиз костюма, кто картинку пришлет, а кто даже или ссылку или само видео танца героев, участвующих в празднике, а в этом году принесли свои костюмы, в которых сами выступали в детстве («петрушка» и «звездочка») и это нам очень помогло в изготовлении костюмов.Во второй группе раннего возраста по традиции праздники проходят с участием героев кукольного театра. Родителей на праздники в этих группах не приглашаются, т.к. дети очень маленькие, но у родителей есть возможность весь праздник посмотреть в видеозаписи. И вот после просмотра первого осеннего праздника, где ширма у нас была самодельная, один родитель предложил свою помощь, и теперь у нас очень хорошая и удобная трансформируемая ширма, которая подходит даже для детей-кукловодов. А инициативные мамы сами захотели быть кукловодами на праздниках своих детей и уже кукольные спектакли на Новый год и 8 марта проходили с участием родителей. Особенно в этом году в нашем детском саду удалась Масленица. В середине января музыкальный руководитель вместе с инициативной группой родителей детально обсудили сценарий и план совместной работы по подготовке развлечения и работа закипела… В течение нескольких недель с родителями разучили спектакль музыкальной масленичной сказки, костюмы героев они придумали и изготовили сами. Так как действие происходило на улице, то понадобились тулупы, русские народные платки, валенки, шапки-ушанки… Во время развлечения родители показали детям сказку «Крылатый, мохнатый да масляный», провели масленичные игры с детьми («Проворные мотальщики», «Перенеси картошку в ложке», «Перетягивание каната» и др.), угостили детей блинами.Особенно понравилось ребятам выступление их родителей в оркестре народных шумовых инструментов, которое музыкальный руководитель с ними разучила заранее. Вечерами, в удобное для родителей время, они приходили несколько раз для репетиций. Количественный состав оркестра постоянно менялся, кто-то из оркестрантов мог придти на все репетиции, а кто-то смог выбраться только один раз. Поэтому репертуар был подобран так, чтобы, во-первых, всех заинтересовал, а, во-вторых, был бы доступен по уровню сложности исполняемого произведения каждому участнику. В результате, легко и непринужденно, родители познакомились с одним из жанров устного народного творчества, частушкой, узнали много нового о шумовых народных инструментах, способах игры на них, попробовали сами сыграть на одном из инструментов и прочувствовали радость игры в оркестре.