Публикации ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА
Автор: Храпова Анастасия Олеговна

СтартРебята, нам пришло письмо от куклы Кати, она написал что хочет узнать об экологии, чтоб сохранить свой город чистым, давайте поможем ей? Ребята, чтоб нам самимвспомнить об экологии и узнать новое нам нужно отправиться в путешествиеРебята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в удивительноепутешествие.- Вы знаете, что такое тропа? (Ответы детей). Правильно, тропа, тропинка-это пешеходная дорожка. Как вы думаете, что такое экологическая тропинка? (Выслушиваются ответы детей.) Экологическая тропинка состоит из определенных станций, и на каждой из них живут природные существа-растения: травы, деревья, кустарники; животные: пауки, насекомые, птицы. По этой тропе можно прогулятьсяне один раз. По ней мы будем путешествовать круглый год.- Сегодня на нашей тропе нас ждут очень интересные станции. Ну, что, отправляемсяв путь?!4 Станция: «Берёзка»Вот мы и пришли. Давайте поздороваемся. Она нас очень ждала и приготовила письмо, давайте- Вы согласны? (Да) Письмо берёзы:« Милые мои, наконец-то вы ко мне пришли. Уж как я вас ждала, как ветвями качала,приходу, так как очень люблю гостей. Давайте поздороваемся: обнимите меня крепко-крепкоЯ люблю, когда меня гладят, и не люблю, когда по стволу палкой бьют или царапают кору . Мне погладьте мою кору-кожу руками и скажите, какая она шершавая или гладкая? Мокрая или- А теперь, ответьте на мой вопрос: что же меня в земле так крепко держит? (Дети отвечают.) - А для чего мне еще мои корни-ноги нужны? тобы брать из земли воду, «пищу».) это я с вами разговариваю. Что я сейчас сказала? (Дети высказывают свои предположения.) АМолодцы, мои славные путешественники. Не забывайте обо мне»1 перемещениеДидактическая игра «Овощи- фрукты» Кто тут ловкий, погляжуРуки выше поднимаем Если овощ вам скажу. Если фрукт я назову, Руки быстро на траву!( картофель , абрикос, морковь, капуста, яблоко, перец, груша, огурец, кабачок, лук, виноград, свекла, персик, слива, редька).5 Станция: «Веселый скворечник» Воспитатель предлагает отгадать загадку:Между веток новый дом, Нет двери в доме том, Только круглое окошко,Не пролезет даже кошка. кворечник) Вопросы:- Что такое скворечник? Откуда он взялся на нашем участке? Для кого человек сделал скворечник? Давайте вспомним, что мы знаем об этой птице? Ребята, а когда можно услышать голоса скворцов? Да, пенье скворца можно услышать летом. А почему скворца нельзя услышать зимой? (ответы детей).-Да, скворцы на зиму улетают в теплые края, потому что они не могут переносить такие сильные морозы которые бываю у нас зимой. Перед отлетом скворец прилетает к своему домику и заводит красивую прощальную песню.- Как вы думаете, что станет с опустевшим скворечником? После отлета скворцов их домик займут другие птички, которые останутся с нами зимовать (воробьи или синички) .2 перемещениеМолодцы! А пока мы идем дальше попробуйте отгадать мои загадки об овощах:1.Закопали в землю в мае И сто дней не вынимали, А копать под осень стали Не одну нашли, а десять. - картошка 2.Говорит коза, что козы Очень любят нюхать розы. Только почему-то с хрустом Нюхает она…- капусту 3.Корешок оранжевый под землей сидит, Кладезь витаминов он в себе хранит, Помогает деткам здоровее стать,Что это за овощ, можете сказать? - морковь 4.Над землей трава,Под землей бордовая голова. - свекла 3 перемещение5н никогда и никого Не обижал на свете. Чего же плачут от него И взрослые и дети?- лук 6. Очень длинным вырастает И пол грядки занимает.Этот овощ тыквы брат, Летом все его едят.- кабачок 7. Растут на грядке Зеленые ветки,А на них Красные детки. - помидоры 8. Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,Вкусен и сырой. Кто же я такой? - огурец 3 Станция: «Зелёная аптека» - Сегодня ребята я приглашаю вас посетить «Зелёную аптеку».Ребята, а что такое аптека? (Это где продают лекарства, таблетки, витамины, мази, бинты, вату …)- Правильно! А что же такое «Зеленая аптека»? Как вы думаете?Дети: Наверное, там продаются лекарственные травы.- Правильно! И сегодня я вам расскажу, какие лекарственные растения могут находиться в зеленой аптеке!- Первое растение, о котором я хочу вам рассказать, называется Мать и Мачеха.- Ребята, давайте посмотрим это растение внимательней. Какие части есть у этого растения? (корень, стебель). Аккуратно потрогайте стебель, чем он покрыт? (легким пушком). Как вы думаете, зачем растению нужен пушок? (защищает растение от холода). Какие части еще есть у растения? (листья). Приложите ладонь к листу, посмотрите, ребята, лист закрыл всю ладонь. Значит, какие по размеру листья у этого растения? (большие, крупные). А почему это растение называется мать-и-мачеха? (Ответы детей.)-Ребята, погладьте лист с нижней части листа. Что вы ощущаете? (мягко, тепло). Словно матушка приласкала. Теперь погладьте верхнюю часть листа. Какая она? (гладкая, холодная). В народе говорят, «как мачеха». Вот поэтому растение и называется мать-и-мачеха.того, чтобы приготовить из этого растения лекарство нужно сорвать листья, помыть их и залить- Следующее растение ,о котором мне хочется вам рассказать называется Подорожник.- Давайте посмотрим, вы знаете это растение? Как вы его узнали? (по листьям). Потрогайте их,форме? (овальные).- Подорожник, ребята, заживляет ранки.- Отвар подорожника лечит болезни горла.- Болезни горла лечит ещё и Ромашка, послушайте стихотворение: Когда моё горлышко болитРомашка поможет, она исцелит Я ею горлышко пополощу Станет все в порядке,И в садик я пойду.высокий прямой стебель, тонкий, ветвистый, листья похожи на укроп, цветочки маленькие и ихюди собирают цветы.ромашки, сушат их и готовят из них отвар, которым поласкают горло при- Последнее растение, о котором я вам сегодня расскажу, называется Клевер. - Му, - мычит с утра теленок, -Клевер мне дает силенок. Без него я на лугуИ денечка не могу.- Люди используют траву, цветки, корни растения, которые заготавливают летом ,вонаружно при кожных заболеваниях, например, псориазе, экземе (детской), диатеза.мочекаменной болезни, кровотечениях, анемии.- Ребята,мы сегодня с вами познакомились с некоторыми растениями «Зелёной - На самом деле в «Зелёной аптеке» ещё много разных растений.6 Станция: «Терем-теремок»Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.) Посмотрите, когда то здесь было дерево, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто-нибудь живет? (Ответы детей.) В этом пне тоже идет жизнь. В пне прячутся маленькие букашки и жучки. Назовите насекомых, которых вы видели у нас на участке. (Ответы детей.) Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.Дети рассматривают пень.2 Спортивная площадка - «Тропа здоровья»--Давайте поиграем в П/игру «Скворушки» -- объект «Спортивный отдых» Правила:разных местах,игровой площадки чертятся круги по числу пар играющих. Это«скворца» - дети. В результате один «скворец» останется без домика и пары.разбегаются («летают») по игровой площадке. Они бегают, прыгают, машут дети спешат вернуться в любой свободный домик-«скворечник», чтобы занятьнесколько раз. По окончании игры воспитатель подводит итоги, хвалит детей.7 Станция ВикторинаНас в любое время года Учит мудрая природа: Птицы учат пению, Паучок терпению. Пчёлы в поле и в саду Обучают нас труду. Учит солнце доброте. Учит снег нас чистоте.У природы круглый год Обучаться нужноВесь лесной народ Учит крепкой дружбе.Приветствие команд: У нас две команды. Первая команда - «Зайчата». Вторая команда -Вопросы для команды «Зайчата»:Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие).Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (домашние).Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей кто это? (насекомые)Ворона, скворец, воробей, ласточка кто это? (птицы) У какого дерева белый ствол? (береза)Как называется дом муравьев? (муравейник) Как назвать детеныша коровы? (теленок) Сколько ног у жука? (шесть)Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)Кто носит свой дом на спине? (улитка) У какого зверя есть иголки? ежа)Кто в лесу всю зиму спит? (еж, медведь, барсук) Лев дикое или домашнее животное? (дикое) Какого зверя можно назвать длинноухим? (зайца) Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)Когда собирают урожай с полей и огородов? сенью)Вопросы для команды «Лисята»:На каком дереве растут желуди? (на дубе) Чем в основном питаются перелетные птицы? (насекомыми)Карась, щука, сом, окунь это (рыбы)У какого зверя рыжая шубка? белки, у лисы) Как назвать детеныша свиньи? (поросенок) Какая птица лечит деревья (дятел)Как называется домик для птиц, сделанный руками человека (скворечник)Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)Какая птица выводит птенцов зимой (клест) У какой птицы красная грудка? снегиря) Кто в лесу плетет паутину? (паук)У какого насекомого крылышки красные с черными точками божьей коровки)Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)Чем питается бабочка? (нектаром)Собака дикое или домашнее животное? (дома Что такое зеленый покров Земли? рава)2 конкурс «Угадайте по описанию».1 команда«Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей».Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.Ответ: еж.2 команда«Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами».Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы).Ответ: лиса3 конкурс «Лес»:1. Какие деревья растут в нашем лесу и парке? (Хвойные: ель, сосна, кедр, лиственница, пихта; лиственные: береза, осина, тополь, рябина, черемуха, клен, ольха)2. Какое дерево называют «Символом России», «Русской красавицей»? (береза)3. Ягодами какого дерева зимой питаются птицы, его ягоды обладают лечебными свойствами? (рябина)4 конкурс «Подбери слова»:Лес может быть густым, а может быть и едким) Волк - зверь большой, а ёж (маленький)Лось могучий, то есть (крупный, огромный, большой) Весна бывает ранняя, а бывает и (поздняя)Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины (горькие) Январь год начинается, а декабрь (кончает)5 конкурс: Экологические задачи.Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.-Смотри, смотри, мама- птичка летает так низко, что я могу поймать ее! Пусть она поживет у нас дома.ет, этого нельзя делать сказала мама. Почему она так ответила?Вывод. Она не разрешила сыну взять птицу, потому знала, это был птенец, который учился летать. Он вырастет в лесу, а в неволе он погибнет.2. Однажды Сережа с родителями пришли к речке. Близко к берегу плавало много маленьких рыбок.-Дайте мне баночку, я наловлю рыбок - попросил Сережа родителей.ельзя их ловить, - сказал отец и объяснил почему. Что рассказал папа?Вывод. Маленькие рыбки это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а в банке они быстро погибнут. А если каждый будет вылавливать мальков, в реке будет мало рыбы.3.Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.авай поймаем ее, - попросил Витя. ельзя ловить бабочек, сказал Коля.-От них, все равно, ни какой пользы - ответил Витя. Кто из мальчиков был прав?Вывод. Ловить и уничтожать бабочек нельзя, так как бабочка не только красивое, но и полезное насекомое. Она ловит в воздухе мух, комаров, мошек, которыми питается. Убивая «ненужных» по нашему мнению насекомых, мы нарушаем экологическое равновесие.4. В воскресенье Катя с мамой вышли на прогулку в лес. На лужайках цвели цветы, пели птицы. Катя увидела большие красивые колокольчики и захотела нарвать букет, но мама ей не разрешила. Почему?Вывод. Колокольчики - краса леса. Много людей приходит в лес и все любуются ими. К тому же, в чашечках колокольчика прячутся на ночь и в непогоду маленькие насекомые, если срывать цветы, насекомые останутся без домиков.Подведение итогов. Награждение.Всё Хорошее в людях из детства! Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, Узнать, Полюбить!Мы хотим, чтоб Земля расцветала, И росли, как цветы малыши,Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!9 станция МусорРазложить мусор на контейнеры. Мусор спрятан по всей территории садика.8 станция инструментыРаспределить инструменты для 1. Сада2. Наблюдения за погодой 3. Спортивный инвентарь 4. Ухода за животными5. Уборки мусораФинишВот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? Что нового вы узнали?Ребята, какие природные объекты д/сада мы с вами сегодня осмотрели?Что мы можем рассказать кукле Кати