Публикации КОРРЕКЦИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ I УРОВНЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КОРРЕКЦИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ I УРОВНЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ
Автор: Подчеколдина Светлана Валерьевна

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯРФфедеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования«Шадринский государственный педагогический университет»Институт психологии и педагогикиКафедра коррекционной педагогики и специальной психологиичерновик НаучноЙ статьи по теме ИССЛЕДОВАнияКОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВыпускная квалификационная работанаправление подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование(профиль «Организация логопедической работы с лицами, имеющими нарушения речи»)квалификация – магистрвид – выпускная квалификационная работа опытно-экспериментального характераформат – исследовательская работа Шадринск-2022Иванова Я.А.,Тютюева И.А.Особенности фонетико –фонематической стороны речи у старших дошкольниковАннотация:Ключевые слова:коррекционная работа, логопедия, ОНР, дошкольное образование, безречевые детиПроблема фонетико-фонематического………(текст статьи)Коррекция общего ОНР I уровня у детей младшего дошкольного возраста посредством обучения чтениюПроблема вызывания речи у детей с ОНР I уровня часто вызывает трудности, поэтому основная задача данной статьи — познакомить логопедов и воспитателей с методическими приемами обучения детей младшего дошкольного возраста чтению с целью коррекционного воздействия.Р.Е. Левина характеризует первый уровень речевого развития почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной. У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов и звуковых комплексов. Речевая подражательная деятельность детей реализуется лишь в слоговых комплексах, состоящих из 2-3 плохо артикулируемых звуков. Речь ребенка понятна лишь в конкретной ситуации и не может служить средством полноценного общения. Дети широко пользуются паралингвистическими средствами общения — жестами, мимикой [] (Волосовец, с.14.)Характерным является использование однословных предложений. Как отмечает Н. С. Жукова, период однословного предложения, предложения из аморфных слов-корней, может наблюдаться и при нормальном речевом развитии ребенка. Однако он является господствующим только в течение 5 — 6 мес. и включает небольшое количество слов. При тяжелом недоразвитии речи этот период задерживается надолго [] (Филичева, с.70-71).Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением [] (логопедия волкова с.513-515) Дети с ОНР не могут спонтанно встать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям (Л.Ф. Спирова, 1980). Коррекция для них длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения [] (Волкова 527) Общепринятые методики вызывания речи не всегда эффективны, поэтому некоторые исследователи проблем детской речи рекомендуют применять обучение чтению (Л.П. Голубева, В.К. Орфинская, Т.Г. Визель, Т.Н. Новикова-Иванцова и др). Методика коррекции ОНР 1 через обучение чтению, основана на том, что зрительное восприятие и зрительная память развиты у детей с нарушениями речи в пределах возрастной нормы. Это дает возможность использовать зрительные стимулы для активизации собственной речи ребенка. Изучая различные методики коррекции речевых нарушений через обучение чтению, мы выделили следующие этапы:1. Буквенный этап2. Слоговый этап3. Букварный этап4. Составление фраз и предложенийНо личный опыт показал, что даже упражнения первого этапа вызывают значительные трудности у младшего дошкольника. Поэтому, мы предлагаем ввести подготовительный этап, направленный на улучшение навыков имитации, работу с фонематическим восприятием и обучение сортировке.Рассмотрим практические упражнения для каждого этапа. 1. Подготовительный этап• Обучение имитации. Обучение ребенка имитации (подражанию) является важным этапом, от успешности освоения которого зависит все дальнейшее обучение. Развитие данного навыка можно разделить на четыре уровня сложности:1) Действия с предметами (например, постучать ложкой, потрясти погремушку и т.д.). 2) Движения тела и жесты (например, поднять руки вверх, попрыгать и т.д.). 3) Мелкомоторная имитация (движения пальчиковой гимнастики).Педагог демонстрирует действие и дает инструкцию «Делай так». В случае возникновения у ребенка затруднений, использует полную физическую подсказку. Постепенно подсказку сводят к легкому прикосновению, а затем к слабому жесту. Критерием готовности перехода ребенка к следующему этапу является освоение 10 действий из предыдущего этапа4) Эхоимитация. Для данного этапа понадобятся игрушки, которые будут служить символами звуков (крокодил открывает рот – А, волк воет – У, комар пищит – И и т.д.). Необходимо научить ребенка воспроизводить следующие звуки при показе игрушек - А, У, И, О, Э, Я, Е, Ё, Ы. Игрушки подбираются индивидуально, исходя из интересов ребенка и уже имеющихся у него звукоподражаний. • Обучение сортировке. Сортировка так же является базовым навыком для освоения последующих этапов и имеет три уровня сложности, которые необходимо освоить перед тем, как приступить к обучению чтению.1) Сортировка идентичных предметов и картинок. У ребенка по 3 одинаковых предмета или по 3 одинаковых картинки (ложки, кубики, шарики, палочки, прищепки, конфеты, носки и т.д.) и 2 емкости для сортировки. Начинать необходимо с предметов, потом осуществляется переход на картинки. В каждую емкость необходимо положить 1 образец. Педагог дает инструкцию «Это ложки. Они будут лежать тут. Это кубики. Они будут лежать тут». Ребенок получает от педагога по одному предмету и раскладывает в контейнеры. Начинать сортировать нужно на 2 емкости, потом переходить на 3. 2) Сортировка схожих предметов и картинок. По 3 одинаковых предмета, но с разными признаками, например, кубики разных цветов и размеров, машинки разных цветов, ложки разной формы и т.д. Сортировка выполняется по двум емкостям. Затем переходят к сортировке картинкок (кошки, собаки, медведи, яблоки и т.д.). 3) Предмет к картинке или картинка к предмету. У педагога фотографии предметов, у ребенка – сами предметы. Педагог показывает ребенку картинку, произносит «Дай такой». Ребенок дает нужный предмет [2; 285 – 331] • Развитие фонематического восприятия. Прослушивание неречевых звуков с произнесением речевых в соответствующей тональности. Например, включатся высокочастотный звук стрекотания кузнечика, а затем педагог произносит «ссс-ссс-ссс», одновременно показывая изображение кузнечика. Затем произносит только звук «ссс-ссс», а ребенок показывает кузнечика на картинке или воспроизводит звук при показе картинки. При выполнении упражнения, ребенок обязательно совершает какое-либо предметное действие (например, закрыть рукой картинку кузнечика).Данное упражнение необходимо для формирования межполушарных связей (неречевые шумы находятся в правом полушарии, речевые – в левом) [3; 44]2. Буквенный этапБуквенный предполагает знакомство с графическими символами – зрительными образами звуков – буквами и овладение первоначальными навыками объединения букв в слоги и слова. Сначала необходимо запоминать гласные буквы, а согласные читать сразу в слоге с гласными. Гласные буквы предлагается запоминать в следующей последовательности: А, У, И, О, Э, Я, Е, Ё, Ы.Упражнения, описанные в этом этапе, являются авторскими. • Перешифровка с образа на знак (букву). Для каждой буквы, которую ребенок должен изучить, необходимо четыре вида карточек:1) Карточка с цветным изображением образа, с которым связано звукоподражание (см. подготовительный этап) и изображением буквы.2) Карточка с черно-белым изображением образа, с которым связано звукоподражание и изображением буквы.3) Карточка с контурным изображением образа, с которым связано звукоподражание и изображением буквы.4) Карточка с силуэтным изображением образа, с которым связано звукоподражание и изображением буквы.Гласные буквы на карточках написаны красным цветом.Упражнение 1. Выполнение сортировки «Предмет к картинке или картинка к предмету».Перед ребенком карточки с цветным изображением образа, с которым связано звукоподражание и изображением буквы. Педагог демонстрирует игрушку (образ), вызывает звукоподражания у ребенка. После чего игрушка накладывается на соответствующую карточку. Начинать упражнение нужно с 1-2 карточек и доводить до полного объема постепенно. Признаком готовности для перехода к следующему упражнению является появление у ребенка звукоподражаний при виде карточки с буквой. Сортировка карточек. Перед ребенком 2 коробочки и наборы из 4 карточек на 2 буквы. Педагог демонстрирует первую карточку с цветным изображением образа, дает инструкцию «Это А. А будет лежать тут. Это У. У будет лежать тут». Ребенок выполняет сортировку, аналогично сортировке идентичных предметов и картинок (см. подготовительный этап). Кинетико-кинестетическое переключение. После изучения двух первых гласных (А, У) выполняются упражнения на кинетико-кинестетическое переключение. Для выполнения данного упражнения, необходимо приготовить карточки с изображением 4-5 кругов, в каждом из которых записаны изученные гласные буквы в порядке чередования. В качестве подсказки на этом этапе, рядом с буквой может быть силуэтное изображение образа. Взрослый показывает ребенку образец действия: нажимает пальцем на круги с буквами и произносит последовательно звуки «а, у, а, у, а».Аналогичные упражнения выполняются по мере изучения остальных гласных. 3. Слоговой этапС введением согласных звуков и букв детям дается практическое представление об основном механизме чтения слогов, т. е. путем упражнений дошкольники учатся ориентироваться на гласную в слоге при его чтении.• Чтение слогов, состоящих из согласной и гласной А. Согласная буква выбирается исходя из того, какие согласные звуки ребенок уже может произносить. Обычно, в качестве первых изучаемых согласных, используют П, Б или М.• Сортировка карточек. На каждый слог необходимо сделать 4 вида карточек (аналогично тем, которые использовались при изучении гласных букв). Например, МА – фото мамы, МЫ – мыло, МУ – корова и т.д. Упражнение выполняется аналогично упражнению Звуки в слогах необходимо произносить слитно «ма», «па», «ба». Постепенно вводятся другие слоги. 4. Букварный этапСоставление и чтение слов. Ребенка учат составлять и читать слова первой слоговой структуры (по А.К. Марковой) из изученных слогов: мама, папа, яма, вата, баня, Аня, лиса, ива, дети и т.д.Для данного этапа необходимо изготовить карточки со слогами и карточки со словами и изображениями (на карточку со словом МАМА нужно приклеить фото мамы и т.д.). Ребенку демонстрируется карточка с изображением и словом, а затем предлагается составить такое же слово из карточек со слогами. После того, как ребенок начнет хорошо справляться с этим заданием, карточка со словом и изображением сгибается пополам так, чтобы изображение было на одной стороне, а слово на другой. Теперь ребенок составляет слова из слогов опираясь только на изображение. Затем карточка с изображением переворачивается и проверяется правильность выполнения задания.После этого переходят к составлению и чтению слов второй (малина, лимоны, макака и т.д.) слоговой структуры (резниченко, чтобы ребенок не заикался, с. 46-59).Одновременно изучается как номинативный, так и глагольный словарь.5. Составление фраз и предложенийРабота с указательными словами. Ребенок обучается чтению слов: ЭТО и ТАМ.Затем обучается чтению фраз, например ЭТО МУХА или Я ИДУ (с использованием фотографий ребенка). Работа ведется ежедневно. Продолжительность первых занятий около 15 минут, через 3-4 месяца продолжительность занятий доводится до 50 минут.Одновременно подключаются дыхательно-голосовые и артикуляционные упражнения, которые также проводят в игровой форме. В результате дети переходят на новую ступень развития. Они начинают использовать начатки разговорной речи в различных ситуациях в связи с разными видами деятельности. В заключение хочется отметить, что данный метод успешно используется многими логопедами и лично мною на занятиях с собственным ребенком. Многие упражнения из данной статьи являются авторскими и в скором времени будут апробированы на практике в дошкольном образовательном учреждении. Список использованных источников:1. Волкова Г.А. Методика психолого–логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — М.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2004 — 144 с. — Текст: непосредственный2. Лиф Р., Макэкен Д. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивного поведенческого вмешательства при аутизме./Перевод с англ. Под ощей редакцией Толкачева Л.Л. – Москва: ИП Толкачев, 2016. – 608 с. — Текст: непосредственный3. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. Пособие для учителя-дефектолога; под ред. С.Н. Шаховской. — М.: Парадигма, 2015. — 128 с. — Текст: непосредственный4. Резниченко, Т.С. Раннее обучение детей чтению при различных речевых нарушениях / Т.С. Резниченко // Дефектология. – 1994 - № 5 – С. 75 – 78. — Текст: непосредственный5. Резниченко Т.С. Чтобы ребенок не заикался. Книга для родителей / Т.С. Резниченко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007 — Текст: непосредственный6. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. — М.: В. Секачев, 2007. — 224 с. — Текст: непосредственный7. Филичева Т.Б. Нарушения речи у детей / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина. — М.: Профессиональное образование, 1993. — 232 с. — Текст: непосредственный