Публикации Рабочая программа по дисциплине "Право" для 1 курса ПОО СПО

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по дисциплине "Право" для 1 курса ПОО СПО
Автор: Дубина Ольга Михайловна

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«МАКЕЕВСКИЙ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»СОГЛАСОВАНО:УТВЕРЖДАЮ:зам. директора по УПР Директор ГБПОУ МТТК____________И.Б. Перкина                        __________С.А. Бондаренко«____»___________2022 г.             «____»___________2022 г.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДБ.11 Правопо специальностям 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) 15.02.08Технология машиностроения 20.02.01Рациональное использование природохозяйственных комплексов 22.02.05Обработка металлов давлением цикл общеобразовательной подготовки специалистов среднего звенаг. Макеевка,2022 год Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.11 «Право» составлена в соответствии с требованиями ГОС СОО, утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 07.08.2020г. № 121-НП и на основании примерной программы для среднего общего образования, рекомендованной приказом Министерства образования и науки ДНР № 682 от 13.08.2021г.Рабочая программа учебной дисциплины разработана с учетом примерной программы по учебному предмету «Право». 10-11 классы: базовый и углубленный уровни / сост. Морозов П.Л., Сиверская Е.В. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 41 с. Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Макеевский транспортно-технологический колледж» Программу подготовила: Дубина Ольга Михайловна, преподаватель общественных дисциплин ГБПОУ МТТК, специалист высшей квалификационной категории Рецензенты: 1. Вдовенко Т.М., преподаватель общественных дисциплин ГБПОУ МТТК, специалист высшей квалификационной категории; 2. Верник З. М., преподаватель-методист ГБПОУ «Макеевский медицинский колледж» Программа одобрена и рекомендована цикловой комиссией гуманитарных дисциплин государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Макеевский транспортно-технологический колледж» Протокол № ___ от «____» ______________ 2022 года Председатель цикловой комиссии гуманитарных дисциплин _______________________ О. А. Лиховид (подпись) (Ф.И.О.) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативное обеспечение изучения дисциплины «Право » Рабочая программа по учебной дисциплине «Право» составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП)), в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы среднего общего образования Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682 . Общая характеристика дисциплины «Право» Содержание среднего общего образования  на базовом уровне по дисциплине «Право» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все обозначенные компоненты содержания взаимосвязаны  и взаимодействуют друг с другом как изучаемые объекты.Приоритетным направлением содержания обучения является формирование правовой компетентности студентов, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем, ориентироваться в правовом пространстве. Правовая компетенция представляет собой комплексную характеристику, интегрирующую не только знания, ценностные установки, навыки правового поведения обучающихся, но и приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в повседневной жизни, в процессе социальной практики, в рамках выполнения различных социальных ролей (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Содержание учебной дисциплины предусматривает развитие у обучающихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, акцентирует внимание на формировании опыта самостоятельной работы с правовой информацией, источниками права, в том числе с нормативными правовыми актами, необходимыми для обеспечения правовой защиты и поддержки в профессиональной деятельности. Отбор содержания учебного материала осуществлялся на основе следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат студентам успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей. Отличительными особенностями обучения являются: – практико-ориентированный подход к изложению и применению правовой информации в реальной жизни; – усиление акцента на формировании правовой грамотности лиц, имеющих, как правило, недостаточный уровень правовой компетентности; – создание условий адаптации к социальной действительности и будущей профессиональной деятельности; – формирование уважения к праву и государственно-правовым институтам с целью обеспечения профилактики правонарушений в молодежной среде; – обеспечение необходимых правовых знаний для их практического применения в целях защиты прав и свобод личности молодежного возраста. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение  учебных  часов по  разделам курса и последовательность изучения тем  учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей студентов. Метод обучения лекционный с использованием фронтального опроса, тестирования, диктанта, работы с документами, подготовки докладов, информационных сообщений, презентаций, проектов. Организация учебного процесса предусматривает изучение курса на очной  форме обучения. Форма промежуточного контроля – дифференцированный зачёт. Количество часов, отведенное на освоение учебной дисциплиныМаксимальной учебной нагрузки студента 17  часов, в том числе:- всего во взаимодействии с преподавателем- 17 часов, из них: теоретическое обучение- 13 часов, практические занятия-4 часа. Цели обучения Изучение дисциплины «Право» на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: .развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; .содействие развитию профессиональных склонностей; воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку; .освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями; .овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;  .формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности. Место дисциплины в учебном плане Учебная дисциплина ОДБ. 11 «Право» относится к циклу общеобразовательной подготовки специалистов среднего звена специальности 13.02.11Техническая эксплуатация и обслуживаниеэлектрического и электромеханического оборудования (по отраслям) . Планируемые результаты освоения дисциплиныВ результате изучения учебной дисциплины «Право» на уровне среднего общего образования студент научится:опознавать и классифицировать государства по их признакам, функциям и формам;выявлять элементы системы права и дифференцировать источники права;характеризовать нормативно-правовой акт как основу законодательства;различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности правовых норм как вида социальных норм;различать субъекты и объекты правоотношений;дифференцировать правоспособность, дееспособность;оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного поведения человека, делать соответствующие выводы; оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в государстве;характеризовать Конституцию Донецкой Народной Республики, Конституцию Российской Федерации как основной закон государства, определяющий государственное устройство государства;осознанно содействовать соблюдению конституции государства (Донецкой Народной Республики, Российской Федерации), уважению прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;формулировать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между государством и человеком;устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина (Донецкой Народной Республики, Российской Федерации);называть элементы системы органов государственной власти (Донецкой Народной Республики, Российской Федерации); различать функции Главы государства, Правительства и Народного Совета;выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных органов (Донецкой Народной Республики, Российской Федерации);описывать законодательный процесс как целостный государственный механизм;характеризовать избирательный процесс в Донецкой Народной Республике, Российской Федерации;объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного самоуправления в Донецкой Народной Республике, Российской Федерации;характеризовать и классифицировать права человека;объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека;характеризовать гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное, налоговое право, как ведущие отрасли права;характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя;иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового договора;иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности;характеризовать права и обязанности членов семьи;объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;характеризовать трудовые правоотношения и дифференцировать участников этих правоотношений;раскрывать содержание трудового договора;разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к дисциплинарной ответственности;различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения к административной ответственности;дифференцировать виды административных наказаний;дифференцировать виды преступлений и наказания за них;выявлять специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;различать права и обязанности налогоплательщика;анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения;различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права;различать виды юридических профессий. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.11«Право» 1.1. Область применения рабочей программы. Учебная дисциплина ОДБ.11 «Право» относится к циклу общеобразовательной подготовки специалистов среднего звена. Учебная дисциплина «Право» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ГОС СОО. В профессиональных образовательных организациях СПО учебная дисциплина «Право» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения учебной дисциплины: Цель: развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей. Освоение содержания учебной дисциплины «Право» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных: − воспитание высокого уровня правовой культуры, правового сознания, уважение государственных символов (герба, флага, гимна); − формирование гражданской позиции активного и ответственного гражданина, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности; − сформированность правового осмысления окружающей жизни, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а также правового сознания; − готовность и способность к самостоятельной ответственной деятельности в сфере права; − готовность и способность вести коммуникацию с другими людьми, сотрудничать для достижения поставленных целей; − нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; − готовность и способность к самообразованию на протяжении всей жизни; метапредметных: − выбор успешных стратегий поведения в различных правовых ситуациях; − умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, предотвращать и эффективно разрешать возможные правовые конфликты; − владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере права, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; − готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности в сфере права, включая умение ориентироваться в различных источниках правовой информации; − умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию правового поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей; − владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; − владение навыками познавательной рефлексии в сфере права как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; предметных: − сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах; − владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях; − владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности; − сформированность представлений о Конституции РФ и Конституции ДНР как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности; − сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами; − сформированность основ правового мышления; − сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права; − понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий; − сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству; − сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях. В результате изучения учебной дисциплины ОДБ.11 «Право» студент должен знать/понимать: - права и обязанности; - ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); - механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, ДНР; - органы и способы международно-правовой защиты прав человека; - формы государственного устройства и процедуры избирательного процесса в России, ДНР. Требования к предметным результатам освоения базового курса права должны отражать: 1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах; 2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях; 3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности; 4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации, ДНР как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности; 5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами; 6) сформированность основ правового мышления; 7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права. Студент должен уметь:- правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство и другие); - характеризовать: основные черты правовой системы России, ДНР, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, порядок призыва на военную службу; - объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы; - различать: полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом; - приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. В результате освоения учебной дисциплины у студентов формируются следующие личностно-ориентированные компетенции: ОК1. -определять гражданскую идентичность, способность к осознанию гражданской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности народа и судьбе России, Донецкой Народной Республики, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; ОК2. -готовность и способность обучающихся к отстаиваниюличного достоинства, собственного мнения, готовность и способностьвырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания иосмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;ОК3. -уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящеемногонационального народа России, Донецкой Народной Республики,уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);ОК4. -воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации и Донецкой Народной Республике; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;ОК5.-интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;ОК6.-готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;ОК7.-мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;ОК8.-развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности;ОК9.-осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.11 «Право» 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ3.1. Для реализации рабочей программы учебной дисциплины предусмотрено специальное помещение. Кабинет общественных дисциплин № 37 оснащен оборудованием:
  • рабочие места по количеству обучающихся (30 рабочих мест);
  • рабочее место преподавателя;
  • наглядные пособия (схемы, таблицы, опорные конспекты по дисциплине «Право»);
  • комплект учебно-методической документации;
  • технические средства обучения:
  • компьютер с операционной системой Windows;
  • _ экран;
  • магнитно-маркерная доска.
  • Кабинет общественных дисциплин оснащен компьютерной техникой, подключен к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечен доступом в электронную информационно-образовательную среду.
  • Информационное обеспечение реализации рабочей программы
  • 3.2.1. Основная литература1.Конституция Донецкой Народной Республики;2.Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»;3.Государственный образовательный стандарт среднего общего образования;4.Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Право.10-11 кл.» /сост. Морозов П.Л., Сиверская Е.В.– ГОУ ДПО «ДонРИДПО».- Донецк: Истоки, 2021. - 40с. 5.Обществозание: Правовой блок. 9-11 кл.: Методическое пособие для учителей / Сост. Ткаченко Д.Л., Панченко Е.Е., Бурмистров О.Г., Скрипник Ю.В. и др. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО».- Донецк: Истоки, 2018. – 228 с. 6.Обществознание.10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И, Аверьянов, А.В. Белявский; под ред. Л.Н. Боголюбова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 350 с. 7.Обществознание.11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова; под ред. Л.Н. Боголюбова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 335 с. 3.2.2. Дополнительная литература 1.Основы правовых знаний: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.И. Шкатулла, В.В. Надвикова, М.В. Сытинская; под ред. В.И. Шкатуллы. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.3.2.3. Интернет-ресурсы 1. 2. 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ