Публикации
Особенности социальной работы по профилактике наркотической зависимости у подростков
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности социальной работы по профилактике наркотической зависимости у подростков
Автор: Лешкевич Дарья Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности социальной работы по профилактике наркотической зависимости у подростков
Автор: Лешкевич Дарья Васильевна
Д.В. Лешкевич,студентка 4 курса направления «Социальная работа», Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого Особенности социальной работы по профилактике наркотическойзависимости у подростковАннотация: в данной статье представлены основные понятия, статистика, раскрыты основные направления социальной работы по профилактике наркотической зависимости у подростков. Ключевые слова: наркомания, подросток, профилактика, социальная работа, специалист по социальной работеНаркомания – это зависимость, пристрастие к наркотическим веществам, которое пагубно влияет на человеческое здоровье, личность, а также на продолжительность и качество жизни. На сегодняшний день количество людей, а в том числе и подростков, которые употребляют наркотические вещества, очень быстро растет. По данным ФСКН, в России на 2019 год 6 млн. людей, употребляющих наркотики: школьники от 9 до 13 лет – 20%, молодые люди от 16 до 30 лет – 60% и старше 30 лет – 20% (из них 45% парни и 18% девушки). В 2019 году наркотики стали причиной смерти 4569 человек, а в 2020 году уже 7316. На 2021- 2022 год в России по статистики ФСКН наркотики пробовали и употребляли 18 млн. человек, 8 млн. человек на постоянной основе[3]. По данным МВД России, каждый десятый из числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности в 2022 году, имел наркотическую зависимость[3].В Федеральном законе от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О наркотических средствах и психотропных веществах» представлено следующее определение понятия «наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества»[8].Наркотической зависимости подвержены люди различных возрастов, разного достатка и образа жизни. В большинстве случаев наркотики начинают пробовать в подростковом возрасте. Подростковый возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. По Е. И. Холостовой подростки - дети от 11–12 до 15–16 лет, переживающие переход от детства к взрослости [5]. Данный период сопровождает серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек растет количество эстрогенов, у мальчиков - тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня надпочечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков. Гормональные изменения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность [4].В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблемное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях со взрослыми. Склонность к риску и агрессия - это приемы самоутверждения. К сожалению, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников.Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований. В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях [4].Для предотвращения различных отклонений и девиаций еще с раннего возраста применяется профилактика. В Федеральном законе РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» определено, что «профилактика - это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания» [7].Терминология ВОЗ, выделяет следующие виды профилактики: первичная, вторичная и третичная [1].Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения заболевания. В отношении наркотизма, это фактически комплекс мер направленных на формирование здорового образа жизни, предупреждение первой пробы наркотического вещества и борьбу с аддиктивным поведением у подростков.Вторичная профилактика – этот вид профилактики призван распознавать рискованное поведение и его симптомы и попытаться уменьшить их действие.Третичная профилактика – этот вид профилактики работает на стадии проявившейся болезни, стараясь унять боль и помочь в реабилитации. Она необходима при неоднократных рецидивах [1].Социальная работа по профилактике наркотической зависимости у подростков имеет свои особенности. Она схожа с терминологией ВОЗ и состоит из следующих этапов.Первичная профилактика. Это начальный этап и реализуется он на базе школы. Подростки, как правило, относятся к категории школьников, поэтому роль школы воспринимается сегодня как очень важный, но безусловно, не единственный фактор формирования личности (приходится учитывать и факторы социальной среды, семьи, других образовательных институтов, личных усилий самого подростка). Для успешной реализации профилактических программ школа может способствовать своевременному выявлению подростков «группы риска» [2].На этом этапе специалист по социальной работе решает ряд задач:сбор и систематизации сведений о ситуации в области распространения наркозависимости в конкретном регионе; привлечение участников к профилактической деятельности (через социальные институты или индивидуально); характеристика особенностей группы и подбор профилактической методики; формирование групп и реализация программы, «входящая» и итоговая диагностика участников группы по тем признакам, на которые оказывает влияние программы. Так, для информационной программы показателен будет уровень знаний участников, а для тренинговой – овладение ими поведенческими навыкам; анализ результатов и внесение корректив в содержание профилактической работы. Специалист по социальной работе взаимодействует при реализации профилактических программ с социальным педагогом, психологом, и приглашенными специалистами.Вторичная профилактика направлена на подростков, употребляющих наркотики, но не имеющих физической зависимости. Это происходит в семьях, где родители наркотизируются и подростки лишены родительского надзора. Они усваивают асоциальные установки и антисоциальный образ жизни, так как в этом возрасте детям свойственно подражание. Развитие данного направления связано с формированием таких социальных подразделений, как службы доверия, приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, работа которых направлена на изменения сложившихся дезадаптивных форм поведения и на позитивное развитие личности [2].Также вторичная профилактика включает в себя консультирование, которое может быть ориентировано на:поддержание мотивации отказа от употребления наркотиков; восстановление взаимоотношений клиента со здоровым социальным окружением; содействие в продолжении обучения, получении профессионального образования; поиск социально-приемлемых и конструктивных способов организации досуга; включение в подростка в здоровые социальные группы и сообщества, объединенные на основе общности интересов, занятий. Третичная профилактика или профилактика рецидивов направлена на поддержку семей, где подросток начал активно употреблять наркотики или прошел лечение по поводу зависимости от психоактивных веществ. Данное направление сочетает первично-профилактический и социально- профилактический подходы и предполагает оказывание специализированной помощи психиатром-наркологом семье и подростку. На этом этапе решаются задачи уменьшения риска возобновления употребления наркотиков, формируются антинаркотические установки жизни у подростка [2].На каждом из этих этапов специалист по социальной работе принимает непосредственное участие: разрабатывает программы, проводит консультирование, выявляет факторы, которые могут провоцировать возникновение зависимости. Таким образом, можно сделать вывод, что проблема наркотической зависимости у подростков является очень серьезной и опасной. Ведь если не заниматься профилактикой и своевременно не заметить ее, то это понесет за собой огромные потери. Поэтому специалисты по социальной работе пытаются выявить подростков с возможными проблемами и пресечь их, помочь разобраться, провести профилактику и показать пути решения.Список литературы:1.Гильманшина А. И. Основные направления социальной работы с несовершеннолетними наркоманами / А. И. Гильманшина, В. В. Шурыгина. – Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. –С.265-267.–URL: (дата обращения: 25.12.2022).2.Ласкин А.А, Лисова Е.В. Социальная работа с подростками, употребляющими наркотики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки» // Вестник Московского университета МВД России.– 2009.– №1. – С.21-23.3. МВД: Это должен знать каждый [Официальный сайт Министерствавнутренних дел России]. - URL: (дата обращения:17.12.2022).4.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пособие. 3-е изд. М.: Педагогическое общество России, 2001.– 442 с.5.Российская энциклопедия социальной работы / Под общ. ред. Е. И. Холостовой. – М.: Дашков и К, 2017.– 1030 с.6.Федеральный закон РФ от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Онаркотических средствах и психотропных веществах» / КонсультантПлюс. –URL: http :// www .consultant.ru / document / cons _ doc _ LAW _17437/ (дата обращения:20.12.2022).7.Федеральный закон РФ от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны Здоровья граждан вРФ»/КонсультантПлюс.–URL:(дата обращения:20.12..2022).8. /КонсультантПлюс.–URL: (дата обращения:02.10.2022).