Публикации
Индивидуальный план самообразования на 2022 – 2023 у. г. по теме: «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности »
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Индивидуальный план самообразования на 2022 – 2023 у. г. по теме: «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности »
Автор: Елена Ивановна Нефедова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Индивидуальный план самообразования на 2022 – 2023 у. г. по теме: «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности »
Автор: Елена Ивановна Нефедова
Индивидуальный план
самообразования
на 2022 – 2023 у. г.
по теме:
Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Инструктор по физической
культуре МДОУ № 9
Нефедовой Елены Ивановны.
2022г.
Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Пояснительная записка
Данный план по самообразованию разработан в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.
Нормативный срок освоения плана: 2020--2021 уч. год.
Основания для разработки:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 г. № 2106 Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников;
Образовательная программа дошкольного образования МАОУ СШ № 55
Рабочая программа инструктора по физкультуре.
Актуальность выбранной темы
В настоящее время проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность и социальную значимость. Медики, психологи, педагоги отмечают общую тенденцию - снижение двигательной активности детей, а для ребенка-дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях.
В дошкольном детстве посредством двигательной активности как раз и развиваются жизненно необходимые физиологические функции организма, физические качества, закладываются основы и ценности здорового образа жизни.
Не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте одной из задач образовательной области Физическое развитие является задача формирования опыта в двигательной деятельности дошкольников. (п. 2.6. ФГОС ДО)
Но, к сожалению, современные дети (даже дошкольники) большую часть свободного времени проводят за компьютерными, а не подвижными играми. Они не умеют и не стремятся организовать коллективные оздоровительные игры или игры-соревнования.
То есть, их биологическая потребность в движении не удовлетворяется в полной мере, что способствует ухудшению состояния здоровья, частым простудным заболеваниям, снижению иммунитета.
Таким образом, существует несогласованность между современными ориентирами и подходами к физическому развитию дошкольников и реальной практической ситуацией.
Необходимость решения данной проблемы определяет данную тему по самообразованию как актуальную и своевременную.
Решение этой проблемы я вижу в применении в образовательном процессе различных игр: подвижных, малой подвижности, сюжетных, игровых ситуаций, творческих игровых заданий. Такие игры являются очень эффективным средством физического развития дошкольников.
Они направлены на развитие физических качеств и основных движений, на формирование основ культуры здоровья, на вовлечение воспитанников в активную физическую деятельность.
Новизна моего опыта заключается в применении комплекса современных форм, методов и средств педагогической деятельности. Благодаря применению деятельностного подхода, современных образовательных технологий, развивающих методов, а также личностно-развивающему характеру взаимодействия с детьми, физическая деятельность дошкольников наполняется новым смыслом и влияет непосредственно на личностное развитие ребенка.
А на современном этапе задача развития личностных качеств детей (в том числе и физических качеств) является одной из самых актуальных. Личностно развитый ребенок активен, любознателен, инициативен, стремится получить новые знания. У него развиваются произвольное и волевое поведение, активнее познается окружающий мир, легче устанавливаются контакты со взрослыми и сверстниками.
Учитывая актуальность данного направления, я определила цель и задачи своей профессиональной деятельности.
Цель: Совершенствовать профессиональные компетенции по вопросам развития двигательной активности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Задачи:
Создать условия для развития двигательной деятельности дошкольников, которые предусматривают организацию развивающей предметно-пространственной среды, разработку методического, дидактического и иллюстративного материала.
Разработать перспективное планирование по теме самообразования.
Разработать программу дополнительного образования для детей, способствующую обогащению двигательного опыта дошкольников.
Организовать систематическую работу по теме со всеми участниками образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами.
Провести мониторинг развития двигательной активности воспитанников (вводную и итоговую диагностику).
Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег и родителей на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
Предполагаемый результат
Для детей:
1. Снижен уровень заболеваемости.
2. Укреплена осанка, улучшены физические качества: координация, сила, общая выносливость, ловкость, гибкость, скорость, равновесие.
3. Сформирована техника выполнения различных видов основных движений, оптимально возрастным нормам ребенка.
4. Сформированы основы здорового образа жизни.
5. Развит интерес к подвижным играм и спортивным упражнениям.
6. Развито желание участвовать в образовательных и досуговых мероприятиях спортивного характера.
Для инструктора по физической культуре:
Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для организации двигательной активности детей в процессе игровой деятельности
Разработан учебно-методический комплект: картотеки различных игр, физических упражнений, сценарии квестов, спортивных праздников и развлечений, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
Внедрены в образовательный процесс технологии, способствующие совершенствованию двигательного опыта воспитанников. современные формы и методы работы по физическому развитию детей.
Обогащена развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по теме самообразования.
Организовано эффективное взаимодействие с родителями по физическому развитию детей.
Для родителей:
Сформированы теоретические знания и практические умения для развития двигательной активности детей.
Приобретён педагогический опыт активного участия в оздоровлении и физическом развитии своего ребенка.
Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе детского сада, который посещает ребенок.
Установлено единство с инструктором по физкультуре в вопросах оздоровления и физического развития своего ребенка.
План по самообразованию
Модуль
Направления деятельности по теме
Мероприятия
Сроки
Научно-методическое обеспечение
Обучение по теме самообразования
Пройти курсы повышения квалификации по физическому развитию дошкольников.
Обучиться на вебинарах и онлайн-семинарах по теме развития двигательной активности дошкольников.
Изучить опыт других педагогов по данной теме.
В течение года
Ознакомление с научной и методической литературой по теме.
Изучить особенности развития двигательной активности дошкольников из пособий:
Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду.- М.: Мозаика-синтез, 2008.
Рунова М.А. Движение день за днем; Двигательная активность - источник здоровья детей: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ.; - М.: Линка - Пресс, 2007.
Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б.Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. - М.: Линка-Пресс, 2000.
Здоровьесберегающее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений / ФилипповаЛ.В., ЛебедевЮ.А., ШилковаИ.К., СилкинЮ.Р., БольшевА.С. и др. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Ознакомиться и выбрать технологии, способствующие развитию двигательной активности дошкольников:
Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – М: Речь, 2009.
Соломенникова Н.М. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. Волгоград: Учитель, 2009.
Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг. – М.: Сфера, 2010.
Выбрать подвижные игры и упражнения из книг:
Акулова А.И. Ритмическая гимнастика для детей 6-7 лет. - Физкультура и спорт, 2007.
Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Детство-Пресс.- 2013.
Силантьева С.В. Игры и упражнения для свободной двигательной деятельности детей дошкольного возраста. Детство-Пресс. 2013.
Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет: Развитие моторики, коррекция координации движения и речи.- Волгоград: Учитель, 2014.
Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр для занятий с детьми 2-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.
Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы. – М.: АСТ, 2008.
Сентябрь – октябрь
2022
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
Разработать учебно-методический комплект:
1. Комплексно-тематическое планирование.
2. Картотеку подвижных игр для каждого возраста.
3. Конспекты НОД: Путешествие в Африку, Игры наших бабушек и др.
4. Комплекс гимнастик Минутки здоровья (пальчиковых, для глаз, дыхательных, бодрящих, ортопедических).
5. Сценарии квест-игр В поисках здоровья,
6. Сценарии развлечений и спортивных праздников: Веселый стадион, Спортивный калейдоскоп,
7. Консультации для педагогов: Особенности развития двигательной деятельности дошкольников в процессе квестов, Обогащение предметно-пространственной среды в группе по развитию движений у дошкольников.
7 Презентации-консультации для педагогов: Формы активизация двигательной деятельности дошкольников, Применение подвижных игр в коррекционно-образовательном процессе с детьми с ОВЗ.
В течение года
Проектирование деятельности
Поэтапный алгоритм профессиональной деятельности по теме:
I этап – организационный
Обогатить предметно-пространственную среду для развития двигательной активности детей в игровой деятельности.
Формировать двигательный опыт дошкольников посредством ознакомления с различными видами подвижных игр.
Организовать взаимодействие с родителями по вопросам оздоровления и развития двигательной активности детей.
II этап – практический
Совершенствовать двигательные навыки дошкольников в подвижных играх.
Развивать основные физические качества: быстроту, ловкость, меткость, выносливость, внимание и координацию.
Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
Применить здоровьесберегающие технологии:
- кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк;
- массаж биологически активных зон по А.А.Уманскому;
-пальчиковую гимнастику В. Цвынтарного;
- элементы психогимнастики М.И.Чистяковой;
-логоритмические упражнения и речевые ритмические игры А.Я. Мухиной, М.Ю. Картушиной;
-дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой.
III этап – обобщающий
Использовать накопленный игровой опыт детей в самостоятельных играх.
Развивать творческую инициативу в игровой деятельности.
Провести анализ результатов по теме.
Обобщить опыт работы.
Сентябрь - ноябрь 2022
Декабрь 2022
– март 2023
Апрель 2023
– май 2023
Мониторинг деятельности
Провести диагностику по методике Г.П. Лесковой и Н.А. Ноткиной Нормативы для оценки результатов физических качеств детей (Ленинградский педагогический институт им. Герцена).
Провести промежуточную диагностику с детьми, имеющими проблемы с развитием физических качеств.
Провести анализ результатов вводной и итоговой диагностик.
Октябрь-ноябрь 2022
Май
2023
Психолого-педагогическое обеспечение
Формирование личностных качеств воспитанников
в процессе реализации темы по самообразованию
Создать психолого-педагогические условия для развития двигательной активности.
Создать условия для организации самостоятельных подвижных игр.
Поддерживать позитивный эмоциональный фон в процессе взаимодействия с детьми.
Применять такие педагогические приемы как поощрение, похвала, юмор, которые позволят ребенку испытать положительные эмоции в образовательной деятельности.
Стимулировать физическую раскрепощенность и двигательную активность детей.
Развивать инициативу и самостоятельность воспитанников.
Развивать целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца.
Постоянно
Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования
Провести совместно с родителями и для родителей:
1. Спортивные развлечения: Малые олимпийские игры,
Семейный марафон;
2. Мастер-классы: круговая тренировка для укрепления здоровья детей,
Подвижные игры для дошкольников.
3. Консультации: Значение подвижной игры в физическом развитии ребенка,
Игры и забавы с детьми от 3 до 7 лет зимой на улице, Коррекция плоскостопия и осанки,
Современные технологии по оздоровлению дошкольников.
4. Буклеты: Здоровая семья – здоровые дети,
Как закалять ребенка,
Учим детей самомассажу.
Ноябрь
Февраль
Март
Январь
Сентябрь
Декабрь
Апрель
Май
Апрель
Ноябрь
Март
Условия
реализации методической темы
Создание развивающей предметно-пространственной среды
Обогатить РППС разнообразным оборудованием для ходьбы, перешагивания, перепрыгивания: канатами, косичками, дорожками из следов стоп, массажными дорожками.
Дополнить РППС атрибутами для самомассажа: массажерами, массажными перчатками и массажными мячиками.
Изготовить атрибуты для подвижных и самостоятельных игр.
Сентябрь2022
- декабрь 2023
Обобщение результатов
Описание и обобщение деятельности по теме самообразования
Представление опыта в форме:
Фотовыставки работы кружка Степ-аэробика.
Дня открытых дверей с просмотром работы кружка.
Выступлений: Подвижные игры как средство обогащения двигательного опыта ребенка, Взаимодействие с родителями по развитию двигательной активности детей.
Публикаций:
- Профилактика простудных заболеваний у воспитанников ДОУ посредством использования технологий оздоровления, - Эффективные методы оздоровления детей в процессе двигательной деятельности.
Апрель
- май
2023
Литература
Нормативно-правовые документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
Научная и методическая литература:
Акулова А.И. Ритмическая гимнастика для детей 6-7 лет. - Физкультура и спорт, 2007.
Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет: Развитие моторики, коррекция координации движения и речи.- Волгоград: Учитель, 2014.
Долгорукова О. Фитнес-аэробика // Обруч 2005 №6.
Здоровьесберегающее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений / ФилипповаЛ.В., ЛебедевЮ.А., ШилковаИ.К., СилкинЮ.Р., БольшевА.С. и др. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы. – М.: АСТ, 2008.
Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б.Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. - М.: Линка-Пресс, 2000.
Кузина И. Степ-аэробика не просто мода // Обруч 2005 №1.
Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников // Дошкольное образование, 2008 №5 5.
Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Детство-Пресс.- 2013.
Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – М: Речь, 2009.
Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду.- М.: Мозаика-синтез, 2008.
Рунова М.А. Движение день за днем; Двигательная активность - источник здоровья детей: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ.; - М.: Линка - Пресс, 2007.
Силантьева С.В. Игры и упражнения для свободной двигательной деятельности детей дошкольного возраста. Детство-Пресс. 2013.
Соломенникова Н.М. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. Фитболгимнастика.- Волгоград: Учитель, 2009.
Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр для занятий с детьми 2-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.
Степ-дан
Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг. – М.: Сфера, 2010.
с - шаг навстречу здоровью // Дошкольная педагогика №1/01/11.
Отчет по
самообразованию
на 2020 – 2021 у. г.
по теме:
Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Инструктор по физической
культуре МДОУ № 9
Нефедовой Елены Ивановны.
2021г.
Отчет по самообразованию
Тема самообразования Развитие двигательной активности детей дошкольного возрастав процессе игровой деятельности. Цель повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Тема выбрана мною не случайно. В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, в физическом и умственном развитии. Изучив литературу по этой теме я узнала, что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности, - писал В.А. Сухомлинский. В жизни дошкольников игры занимают самое большое место, - отмечала Н.К. Крупская. - Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. Игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания.
Игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических возможностей. Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребенка. Игра для ребенка то же, что речь для взрослого. Играя, он обретает пространство - физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс "самости" - самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации.
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, тканей.
Игра - естественный спутник жизни ребенка, - заложенный самой природой в развивающемся организме ребенка, - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию.
Моя работа по самообразованию нацелена на то, чтобы дети ещё с дошкольного возраста приучались играть в подвижные игры, знали как можно больше, содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями через организацию подвижных игр, укреплять здоровье детей, способствовать их правильному физическому развитию
Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу. За основу в своей работе я взяла Основную общеобразовательную программу дошкольного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №33 станицы Новоплатнировской муниципального образования Ленинградский район.
Пособие Воспитание детей в игре А.К.Бондаренко, А.И. Матусик помогло мне освоить методику вовлечения детей в игру.А книга Ребёнок в детском саду Т.И.Бабаева помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования нравственных качеств.Книга Роль игры в воспитании детей А.П.Усова помогла мне понять значение игры в нравственном развитии дошкольников.
Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным – развивать у детей физические качества: быстроту, гибкость, ловкость, совершенствовать движения детей, укреплять и закаливать организм, воспитывать у дошкольников такие нравственные качества: культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение), стремление оказать помощь, через игру.
Работая по теме, я разработала брошюры для родителей на тему Как играть с ребенком и Моя семья и здоровый образ жизни. Дома родители предпочитают занять ребёнка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, а в худшем – просмотром телепередач или видеофильмов, игрой на компьютере. С целью разъяснения подготовила консультацию для родителей Подвижная игра как средство оздоровления. Провела праздник с участием пап и дедушек. Также я изготовила картотеку малоподвижных игр реализовала план работы с педагогами, провела мастер класс по теме
С педагогами провела педагогический ринг на тему: Использование подвижных игр, игровых ситуаций и спортивных игр в работе воспитателя. Изготовила нестандартное оборудование для игр: моталки, минное поле, маски, метко в цель. На протяжении года дети играли в подвижные игры: сюжетные игры, бессюжетные игры, игровые упражнения, игры-забавы, благодаря которым у них развивались как физические качества (быстрота, выносливость, координация движений, мышечная сила, ловкость), так и основные психические процессы (внимание, мышление, память, речь). В своей работе я использовала русские народные подвижные игры (Пузырь, Зайка серенький сидит и т.д.), игровые упражнения на развитие тех или иных физических характеристик (например, задачами игрового упражнения Догони мяч было развитие умения сохранять во время ходьбы и бега необходимое направление), подвижные игры с разной подвижностью
Таким образом, с помощью игры дети были вовлечены в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у малышей постепенно появилось желание участвовать в играх. Главным достижением работы по данной теме, я считаю создание благоприятной дружеской атмосферы в детском коллективе, установление контакта между воспитателем и воспитанниками, наполнение детей яркими эмоциями. Оптимальное использование подвижных игр (физических упражнений) приводит к ослаблению стресса и напряжения детского организма, улучшает физическую, психическую и интеллектуальную работоспособность детей. Работу по этой теме буду продолжать.