Публикации Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через решение проблемно-игровых ситуаций

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через решение проблемно-игровых ситуаций
Автор: Комина Наталия Владимировна

1 слайд. Тема. Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через решение проблемно-игровых ситуаций2 слайд. Проблеме развития познавательной деятельности посвящены труды многих ученых-педагогов (Г.И. Щукиной, Л.М. Аристовой, М.А. Данилова,) и др. Эта проблема и сегодня остаётся крайне актуальной.Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.Игровые действия и ситуации оказывают умственное состояние на развитие ребенка дошкольного возраста. Известно, что решение проблемных ситуаций в игровой деятельности дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.В процессе познавательной деятельности с детьми необходимо обеспечивать возможность для реализации возрастного потенциала и проявления индивидуальности каждого ребенка. Необходимо строить образовательно-игровую деятельность таким образом, чтобы ребенок не просто «усваивал» информацию, а познавал мир, вступал с ним в активный диалог, искал ответы на свои вопросы, не останавливался на достигнутом.3 слайд. Использование проблемных ситуаций в образовательной деятельности с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.Проблемная ситуация это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи или учебной проблемыК тому же, это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искатьДругими словами, это задача, которую необходимо решить, основным звеном проблемной ситуации является противоречие.Как одна из разновидностей, игровая проблемная ситуация это теоретическая или практическая ситуация, в которой нет готового, соответствующего игровым обстоятельствам решенияРешение проблемно-игровых ситуаций это решение задач, на основе ранее усвоенных знаний и способов деятельности4 слайд. Цели и задачи данного направления представлены на слайде.Цель: Развитие познавательной деятельности через решение проблемно-игровых ситуацийЗадачи:
  • способствовать развитию познавательной деятельности детей посредством способов достижения решения проблемных ситуаций в игре;
  • активизировать мыслительные процессы ;
  • развивать умение взаимодействовать в сюжетах с другими действующими лицами;
  • Формировать интерес к решению проблемно-игровых ситуаций.
  • 5 слайд. Ю. К. Бабанский выделяет следующие требования к проблемным ситуациям:Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию.Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении;Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной;Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.).6 слайд. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.). Н. Н. Хоменко и Т. А. Сидорчук предлагают алгоритм конструирования проблемно-игровых ситуаций1 шаг - обсуждение проблемного поля, из которого формируется задача2 шаг - формулировка задачи (составляется в занимательной для ребёнка форме), вопросы: «Как быть? Что делать?» (выслушивание вариантов ответов без оценки решения, поощрение самых необычных)3 шаг - формулировка противоречия4 шаг - ИКР (идеальный конечный результат) — сам объект решает задачу, используя свои ресурсы5 шаг - обследование ресурсов объектов для решения противоречия6 шаг - формулировка подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения7 шаг - рефлексия: Что делали? Как? Зачем?7 слайд. Выделяют следующие средства развития познавательной деятельности:
  • Предметно-преобразующая деятельность детей;
  • Образовательная деятельность;
  • Игровая деятельность
  • Художественно-продуктивная деятельность
  • Речевая деятельность
  • Современные образовательные технологии (технология проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; технология социального партнерстваПриемы и методы создания проблемной ситуации:
  • подведение детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
  • изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  • побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;
  • постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  • постановка проблемных задач
  • 8 слайд. Немаловажную роль в развитии данного направления играет развивающая предметно-пространственная среда.Предметно-пространственная развивающая среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка, с учетом его возможностей, уровня активности и интересов и имеет следующие требования:
  • содержательно-насыщенная;
  • трансформируемая;
  • полифункциональная;
  • доступная;
  • безопасная
  • В развитии познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через решение проблемно-игровых ситуаций рекомендуется зонировать пространство с помощью подвижных центров: Спокойная зона: книжный центр; центр уединения; центр природы (растительный мир)Активная зона: игровой центр; спортивный центр; центр конструирования; центр ряжения, музыкальный центрРабочая зона: размещение оборудования для организации НОД и совместной деятельности: центр экспериментирования с водой и песком и др.; изоцентр, выставка детского творчества; игры на развитие мелкой моторики; центр дежурных9 слайд. Использование информационно коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний.Цифровые и медиа ресурсы применяемые педагогнами в ДОУ:- для создания и применения продукции в работе с детьми Презентации, видеофрагменты, интерактивные схемы, мультфильмы, электронные книгиИнтерактивные доски, полы, столы, программируемые игрушки (Игрушки Bee-Bot, LEGO WeDo, CuiCui, Roamer или Roamer-Too)- для создания продуктов вместе с детьмиДетские электронные книги и альбомыМультстудия, виртуальная экскурсия10 слайд. Однако, стоит учитывать трудности в организации процесса, направленного на развитие интереса к сверстникам средствами игровой деятельности, с которыми может столкнуться педагог:
  • ограниченное финансирование, недостаточное обеспечение ИКТ-оборудованием;
  • слабость материально-технической базы;
  • недостаточность знаний коллектива о данном направлении;
  • трудности адаптации новых педагогических кадров в связи с предъявляемыми требованиями формирования развивающей предметно-пространственной среды с использованием икт в ДОО;
  • отсутствие заинтересованности деятельностью ДОО у определённой части родителей.
  • 11 слайд. Несмотря на возникающие трудностей, в результате целенаправленной работы по данному направлению через решение проблемно-игровых ситуаций происходит:
  • развитие познавательной деятельности детей посредством способов достижения решения проблемных ситуаций в игре
  • активизированы мыслительные процессы
  • развито умение взаимодействовать в сюжетах с другими действующими лицами;
  • сормирован интереса к решению проблемно-игровых ситуаций. 12 слайд. Для рассмотрения данной темы была использована следующая психолого-педагогическая литература, которая представлена на слайде.