Публикации ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Автор: Щеткова Юлия Андреевна

Щеткова Ю.А.,Учитель истории и обществознания,МБОУ «СШ №56»ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯПедагог готов на многое, чтобы зажечь искру, разбудить интерес ученика на своем уроке– и в Наполеона переодеться, и танец с бубном затеять. Каждый педагог – это немного актёр, гласит знаменитый афоризм, только вот аплодисментов ему не нужно. Главная награда для учителя – это заинтересованный, мотивированный ученик. Но так ли часто мы видим такого ученика на уроках? Что мы можем использовать в качестве мерила заинтересованности учащихся? Отметку? Но иногда, ученик, имеющий «пятёрку» по обществознанию не знает, чем отличается депутат от министра и не может отличить плату за коммунальные услуги от налога на имущество. А троечник без труда распределит семейный бюджет и подскажет, какими правами обладает ребенок из многодетной семьи. Учителю обществознания, пожалуй, как никому другому приходится соединять «теорию с практикой», «учебник с жизнью». Мы на своих уроках не только вкладываем знания, готовим выпускников-отличников, победителей конкурсов, мы формируем будущее нашей страны, готовим компетентных граждан, умеющих отстоять свои права, защитить свою честь, выбрать достойную власть.Возможно, мерилом заинтересованности является выбор предмета для сдачи ГИА в 9 или 11 классах? Но анализ результатов говорит о том, что более половины выпускников не могут применить полученные знания в повседневной жизни, не умеют прогнозировать последствия принимаемых решений. Анализ этого противоречия приводит к закономерному вопросу: как повысить мотивацию обучающихся к изучению обществознания? Современные педагогические приемы, методы, технологии направлены на формирование разных видов учебной мотивации, которую принято понимать как направленность обучающегося на отдельные стороны учебной работы, связанную с его внутренним отношением к учебе, порожденную преимущественно самой учебной деятельностью и связанную с содержанием и процессом обучения. Приём сторителлинг может повлиять на познавательную мотивацию, кейс-метод может способствовать развитию коммуникативных навыков и повышению статуса ученика в группе (социальная мотивация). В организованном на уроке командном квесте обучающийся получит удовольствие от самого процесса познания, что может повысить эмоциональную мотивацию к изучению материала. Так можно ли среди этого множества найти универсальный метод? На мой взгляд, таким методом является игровое моделирование.Игровое моделирование – это разновидность игрового метода, основанного на построении и проектировании моделей, которые внедряются в жизнь в качестве утвержденного практикой примера; осуществляется через «погружение» обучающегося в конкретную ситуацию, смоделированную в учебных целях. Игровое моделирование позволяет обучающимся понять механизм принятия решений по практическим вопросам в различных областях общественной жизни.У игрового моделирования как метода, есть множество сильных сторон. Игровое моделирование может использоваться на разных типах уроков: на уроках открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков (деловая игра, инсценирование и др.), на уроках рефлексии (игры-прогнозы, проблемно-дискуссионные игры), на уроках систематизации знаний (имитационные и ролевые игры, деловой театр и др.), на уроках контроля знаний (решение «кейсов»). Кроме того, этот метод можно использовать на этапе первичного усвоения, понимания и закрепления нового материала, мотивационном этапе, при формулировке темы, постановке цели и задач урока, рефлексии и др. Содержательной основой для организации сюжетно-ролевых, деловых игр могут стать реальные события, происходящие в современном обществе и государстве, модели типичных социальных взаимодействий в повседневном социальном опыте несовершеннолетнего, для анализа и решения которых необходимо привлечь теоретические обществоведческие знания.Например, в начале урока на тему «Социальные роли» я выдавала нескольким ученикам карточки с заданием разыграть следующие ситуации:
  • На прием к врачу пришла пожилая женщина, которая жаловалась на высокое давление, боли в ногах. Врач её полностью игнорирует, что-то сосредоточенно «свайпает» на экране телефона.
  • Гражданин, на которого напал преступник, сообщает об этом полицейскому. Полицейский в ответ сообщает, что не может помочь гражданину и предлагает ему обратиться к кому-нибудь другому.
  • Ребенок приходит домой из школы, он голоден, хочет принять пищу, а дома ничего не приготовлено. При этом мама зависла в социальных сетях, предложив ребенку самому приготовить обед.
  • После инсценировки я задавала обучающимся следующие вопросы: Что, на ваш взгляд, было странным в каждой из ситуаций? Как на самом деле должны были вести себя персонажи каждого предложенного сюжета? Чем регламентировано должное поведение каждого персонажа? Игровые занятия при изучении блока «Право» при многообразии игровой интриги, сюжетов и персонажей должны быть подкреплены нормативно-правовым материалом, правовой доктриной Российской Федерации, представлениями правоведов и юристов о сущности, истоках и значении права.Например, в ходе урока обществознания в 8 классе на тему «Защита прав потребителей» учащихся необходимо познакомить с соответствующими нормативными правовыми актами (Закон РФ «О защите прав потребителей», Гражданский кодекс Российской Федерации и др.) и только после этого проводить игру, в которой дети демонстрируют, как потребитель может защитить свои нарушенные права. Особую ценность представляет «непредсказуемость» урока – учащиеся могут задавать друг другу вопросы и в коллективном «мозговом штурме» вместе с педагогом находить решения практических проблем. Применение игрового моделирования будет способствовать не только активному освоению предметных знаний и развитию предметных умений, но и совершенствованию универсальных коммуникативных учебных действий:
  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
  • распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций.
  • Таким образом, игровое моделирование повышает эффективность занятия и цельность изучаемого учебного материала, облегчает его усвоение; является одним из интенсивных методов обучения, позволяет сплотить коллектив с помощью применения игровых заданий для совместного выполнения, вовлечь весь класс в изучение темы. Метод применим для различных возрастных категорий учащихся, он позволяет увеличивать объемы знаний учеников, не перегружая их излишней информацией. При этом можно говорить о росте познавательной мотивации учащихся. Представляется важным и другое: учащиеся имеют возможность примерить на себя те роли, которые им предстоит играть в реальном социальном взаимодействии. В ходе занятия, включающего в себя игровое моделирование, учащиеся достигают социально значимых личностных результатов: сформированность внутренней позиции, закрепление знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека, развитие личностных качеств и опыта конструктивного социального поведения, выбор будущей профессии и др. Кроме того, принятие решений в сложных и часто неопределенных игровых обстоятельствах, успехи участников в предметной деятельности, осуществляемой на таком уроке, становятся средствами, которые необходимы для успешного написания различного рода проверочных и контрольных работ, направленных на проверку предметных результатов: знать основные социальные институты и явления, умение приводить примеры и устанавливать взаимосвязи социальных явлений, приобретение опыта самостоятельного заполнения документов, для реализации и защиты прав потребителя, умение использовать полученные знания для объяснения процессов социальной действительности и др. На этапе рефлексии участники выявляют и осознают основные компоненты уже осуществленной деятельности, ее смысл, возникшие проблемы и пути их решения, полученные результаты. Метод игрового моделирования, как, впрочем, и любой другой, нельзя назвать идеальным. В связи с этим необходимо указать и на слабые стороны этого метода. Так, следует обратить внимание на педагога, от личных и профессиональных качеств которого во много зависит освоение учащимися нового материала, а также их учебная мотивация. Еще В.А. Сухомлинский писал о том, что «самая прекрасная, самая тонкая методика действенна лишь тогда, когда есть живая индивидуальность педагога, когда в общее он вносит что-то свое, глубоко продуманное». Соглашаясь с великим педагогом, подчеркнем, что хороший учитель всегда вносит в урок что-то новое, индивидуальное; только в таком случае он может рассчитывать на позитивный ответ со стороны учащихся. Особенно актуально это для уроков, включающих в себя игровое моделирование. Недостаточная подготовка учителя к уроку, низкий уровень его профессиональных качеств, отсутствие собственной мотивации, шаблонность мышления и действий станут существенным препятствием для применения игрового метода.Также следует учитывать особенности учащихся: все они обладают разным уровнем когнитивных, коммуникативных, регулятивных способностей; не все готовы принимать участие в игровой деятельности. Следовательно, учитель должен учитывать особенности учащихся, специфику того или иного класса, адаптируя сценарии игр для конкретных ситуаций. В противном случае метод игрового моделирования может не дать позитивных результатов. Обратим внимание и на то, что учащиеся могут «заиграться», выйти за рамки сценария и ролей, фактически сорвав урок. Педагог должен учитывать подобные риски; ему необходимо взять на себя роль регулятора, модератора игры, своевременно направляя и корректируя деятельность учащихся. Не следует забывать и о том, что метод игрового моделирования нельзя отнести к универсальным методам освоения нового материала. При изучении некоторых тем курса «Обществознание» применение этого метода представляется неуместным. Так, например, представляется невозможным игровое моделирование при освоении темы «Истина и ее критерии», «Политическая система общества» и др.Обратим внимание и на внешние негативные факторы. Так, определенные риски для применения метода игрового моделирования несет возможная смена подхода к оценке результатов обучения. Итак, проведенный выше анализ игрового моделирования как метода обучения позволяет сформулировать следующие выводы. Применение методы игрового моделирования выдвигает определенные требования и к педагогу, и к учащимся. При этом учитель должен тщательно спланировать урок, пытаясь учесть все возможные риски и угрозы, а также особенности того или иного класса. Основными рекомендациями для педагога могут стать следующие:1. Отбор всех возможных форм игрового моделирования, которые можно провести по конкретной теме урока. Важно учитывать здесь возрастные особенности и специфику особенности конкретного класса. 2. Выбор этапа урока, на котором будет применен метод. 3. Сопоставление цели урока с целью игрового моделирования.4. Подготовка материала для игры (реквизит, статьи, фотографии и т.д.). 5. Анализ слабых мест игры; прогнозирование и продумывание всех возможных исходов игры. В заключении, следует отметить, что применение метода игрового моделирования позволяет значительно повысить интерес учащихся к изучаемому предмету. Свидетельством тому может стать выбор большой части моих учеников обществознания в качестве предмета для сдачи ОГЭ. Более того, многие из них показывают высокие результаты на экзамене (см. Таблица № 1). Также можно говорить о росте доверия учеников ко мне как к педагогу, желание расширять свой социальный опыт, принимать участие в мероприятиях, требующих применения не только знаний, но и умений, навыков. В числе таких мероприятий – Олимпиада по избирательному праву, «Правовая олимпиада», правовая игра «День Конституции», Всероссийская олимпиада школьников. Важно отметить и желание учеников самостоятельно заниматься проектной и исследовательской деятельностью в том числе и за рамками уроков. Так, в течение трех лет я руковожу проектной деятельностью учащихся. За это время темы, связанные с обществознанием, выбрали 32 ученика, что составляет 30% от общего числа учащихся.